Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана


Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана

Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана

Урок в 10 классе
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по теме, произвести подготовку к итоговому тестированию по данной теме, активизировать изучение исторического  материала.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя, объявление темы и целей урока.
2. Знакомство с правилами аукциона:
Каждый участник получает карточку-номер. Банковская группа выдает участникам кредит в сумме 1000 у.е. Процентная ставка 30%  годовых. Это означает, что в конце игры участник должен вернуть 1300 у.е. Правильный ответ приносит участнику определенный доход. Банковская группа в ходе игры ведет подсчет денежных средств участников.
Аукционист задает конкретный вопрос.
 Право ответа на вопрос  может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов.
 Первоначальная цена  лота – 100 у.е.  Торговый шаг – 100 у.е.
 Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он выкупил  лот.
 За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.
 Если участник аукциона неверно ответил на вопрос, он выплачивает штраф 100 у.е. Деньги, выплаченные за этот вопрос участнику не возвращаются. Вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи.
I тур.
Сумма вознаграждения за правильный ответ составляет 500 у.е. Аукционист объявляет вопрос, затем обращается к участникам с вопросом: «Кто желает купить этот лот? Один из участников поднимает карточку-номер. Аукционист предлагает «Кто больше?». По окончании торгов участник, купивший его, отвечает на вопрос.
 
1. Какие племена  населяли Казахстан в эпоху железа? (саки, гунны, канглы, уйсуни, сарматы)
2. Кто был главой гуннов при 1-м вторжении в Казахстан?  (Чжи-Чжи)
3. Каким клеем сарматские мастера склеивали луки? (Рыбьим клеем)
4. Кто из древних историков оставил письменные сведения об уйсунях?  (Сыма Цянь)
5. Кто возглавил поход гуннов в Европу? (Аттила)
6. Какой вид искусства был развит у канглы?  (Музыка)
7. Какое племя положило начало Великому переселению народов? (гунны)
8. Какое количество золотых украшений найдено на одежде «Золотого человека»? (4000)
9. Кто был домашней прислугой и пастухами у гуннов? (рабы)
10. Какой древний историк писал о саках? (Геродот)
11. Каких животных разводили саки в Западном и Южном Казахстане? (верблюдов)
12. В какие государства вел «Лазуритовый» участок Великого Шелкового пути в степях саков?  (Иран и Месопотамию)
13. С каким государством уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи?  (с Китаем)
14. Где находились «Храмы огня» саков? (в  Жетысу)
15. В какие годы Дарий I совершил поход на саков? (519-518 до н.э)
16. Какова была численность населения уйсунов в I веке до н.э.: (630 тыс. чел.)
17. К каким племенам относились массагеты? (Сакским)
18. Культура какого государства оказала влияние на развитие сарматского общества? (Греции)  
19. Как называется Вид погребального сооружения у саков? (Курган) 
20. Что являлось дополнительным источником питания сарматов? (охота)
21. Что демонстрировали сакские цари, проводя первую борозду на весенней пахоте? (Связь с народом)
22. Кто называл саков «могучими мужами»? (персидские источники)
23. Какой вид жилища был у кочевых гуннов? (Юрта)
24. Какому племени принадлежит памятник в Каргалинском ущелье, где была найдена диадема с изображением модели Вселенной? (уйсуням)
25. В III веке до н.э. на смену сакским племенам пришли уйсуни. На какой территории они поселились? (в Семиречье)
26. Как назывался верховный правитель уйсуней? (гуньмо)
27. С кем отождествлялся царь саков? ( с божеством солнца)
28. Какой титул носил глава хуннских племен? (Шаньюй)
29. Где располагалась столица усуней Чигучен (город Красной Долины)? (Берег Иссык-Куля)
30. Какой вид хозяйства был у  саков основным? (Скотоводство) 
31. Из какого материала были построены жилища уйсунов? (Из саманного кирпича)
32. В каком году найден «Золотой человек»? (1969)
33. Какие племена жили в Жетысу после саков?  (Уйсуны)
34. Где у канглы находилось основное место добычи руды и выплавки металла? (В местности Чач-Илак)
35. Кого мидийцы приглашали для обучения стрельбе из лука? (Саков)
36. На сколько владений была поделена территория государства канлы?  (На 5)
37. Какое море в эпоху раннего железа называли Гирканским?  (Каспийское)
38. Сколько родов было у гуннов? (24)
39. На каком языке говорили сарматы? (На скифском)
40. Какой культ был распространен среди племенного союза кангюев? (Культ предков)
41. На каком языке говорили гунны? (тюркский)
42. Что сеяли в основном уйсуны? (Ячмень)
43. Изображения какого греческого бога часто находят в сарматских захоронениях? (Диониса)
44. О каких племенах Диодор сказал, что они опустошили большую часть Скифии, истребляя побежденных и  обратив большую часть страны в пустыню? ( О сарматах)
45. Как называется тип общественного устройства у саков? (Военная демократия) 
 
В качестве паузы предлагается просмотреть презентацию в программе Microsoft Power Point о кочевых племенах и жизни кочевников.
 
II тур.
Сумма вознаграждения за правильный ответ составляет 1000 у.е. Задача осложняется тем, что участники должны дать полный ответ на вопрос.
 
1. Что представляли из себя погребальные сооружения кангюев?
Погребальные сооружения состояли из наземных курганных насыпей и подземных камер. захоронения совершались в простых грунтовых ямах. В могилу ставили глиняные и деревянные сосуды с пищей. Мужчин хоронили с оружием. В женских захоронениях преобладают украшения.
2. Что составляло частную собственность уйсунов?
усуньское общество не было однородным, в нем были богатые люди и рядовые скотоводы и земледельцы. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю.
3. Какое положение занимали женщины в сакском обществе?
Женщины пользовались большим уважением и почетом. они были прекрасными воинами. На народных собраниях женщины принимали участие в голосовании. Известны случаи, когда женщины избирались царицами сакского общества, например Томирис и Зарина.
4. Какое историческое событие получило название «Великое переселение народов»?
Под давлением гуннов множество кочевых племен были вынуждены двигаться из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. процесс длился со II  по V века.
 
 
5. Какой принцип объединяет слова: саки, уйсуни, кангюи, аланы, гунны?
Племена, населявшие территорию Казахстана в эпоху железа и составившие основу казахского народа.
6. Какое значение давалось слову «саки» в различных исторических источниках?
Персидские источники – «могучие мужи», Геродот – «степные скифы», иранские источники – «туры на быстрых конях».
7. Достигло ли общество уйсунов уровня государственности?
Да, т.к. был правитель, существовало имущественное неравенство, частная собственность, единые законы, войско, административный аппарат.
8. Какое оружие было на вооружении у гуннов?
Главным оружием был лук и стрелы, основа армии – конница. У гуннских воинов были округлые или продолговатые щиты. применялись стенобитные орудия, осадные машины, катапульты.
9. Какой подвиг совершил Ширак?
Завел персидское войско в безводную пустыню, погибший герой пожертвовал собой ради свободы и независимости саков.
10. Какое положение занимали женщины в обществе сарматов?
Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага.
11. Какие качества глубоко ценили саки в человеке?
Истина, справедливость, честность, чистоту намерений и поступков. греки считали саков самыми честными и правдивыми людьми в мире.
12. Какие предметы встречаются в погребальных сооружениях савромато-сарматского времени?
многочисленные предметы вооружения: лук со стрелами, мечи, копья, конское снаряжение, бронзовые наконечники стрел, зеркала из бронзы.
13. Какое значение имеет понятие «военная демократия»?
Вождя избирали члены племени. Совет вождей избирал царя из числа воинов. Важные вопросы решались на народном собрании. 
14. С какими правителями саки вели борьбу за независимость?
Кир, Дарий I, А.Македонский.
15. Какую территорию занимали разные племенные объединения саков?
Саки-тиграхауда – Семиречье, саки- хаомаравга – на р.Мургаб, саки-парадарайя – в Приаралье.  
16. Какими отраслями хозяйства занимались канглы?
Важная отрасль – скотоводство, в долине Сырдарьи – земледелие, известен Захские канал – поливное земледелие, протяженностью 20 км.
17. Из каких групп состояло уйсунское общество?
Богатые – родовая и племенная знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев, имелись также рабы.
18. В чем особенность Тасмолинской культуры?
Отличительная черта – курганы «с усами» и 2 места захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом – лошадь.
19. Каковы религиозные верования канглов?
Поклонялись духам предков, Солнцу, Луне, звездам, стихийным силам природы.
20. Искусство какого стиля было развито у большинства скотоводческих племен?
Искусство звериного стиля. Изображаемые животные отражали фауну пустынных и степных районов Казахстана, фигурки зверей изображены в движении. Каждый род считал своим прародителем какое-то животное. Образы животных на оружии во время сражения должны были поднимать воину дух, защищать и приводить к победе.
По окончании 2 тура банковская группа ведет подсчет денежных средств каждого участника. В это время учащиеся просматривают сценку «Легенда о Модэ».
 
Легенда начинается так. Гунны из низменной местности отправили посла к молодому правителю Модэ. Посол передал Модэ слова вождя:
- Модэ еще слишком молодой шаньюй. Поэтому не к лицу ему сидеть на боевом коне своего отца. Пусть лучше он уступит его мне.
-О, великий шаньюй,- говорит советник,  - это открытое оскорбление, лучше умереть в бою, чем терпеть эти издевательства.
- Нет, у нас одни предки. Неужели будем воевать из-за одной лошади? Пусть лучше он будет символом нашего братства.
Так Модэ подарил доставшегося ему от отца скакуна. Но вождь из низменной местности не закончил свои унижения в адрес молодого правителя. Вскоре вновь приезжает посол. Его слова были еще более грубыми.
- Модэ еще молодой. а молодой человек не может знать цену красоте. пусть он лучше отдаст свою жену мне.
- О. великий шаньюй, - говорит советник, - это задевает твое самолюбие, это причина для войны.
- И конь подо мною, и жена в моих объятиях – это милостыня моего народа. Раз на нее обратил свой взор мой брат, то пусть идет.
Но гунны из низменной местности и на этом не останавливаются. Опять приезжает посол. 
- Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочует. Я хочу год прожить в Сарыжайляу и провести там свадебный той с твоей женой.
- За один год с землей ничего не случится, - говорит советник,- не будем, так не будем кочевать.
- Нет! Я исполнил два желания своего родственника, так как и конь, и жена были моими. Но земля принадлежит народу. Этого оскорбления мы не потерпим. Готовьтесь к войне!
 
Вопросы для обсуждения:
Каким перед вами предстал Модэ?
Чему учит нас эта легенда?
Слово предоставляется банковской группе для оглашения результатов аукциона. В соответствии с заработанными денежными средствами учащимся выставляются оценки за урок.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Расселение саков. Сакское общество
Казахстан в период раннего железного века, сакские и сарматские племена
Саки
Уйсуни. Канглы. Гунны. Образование древних государств на территории Казахстана
Казахстан в эпоху железа: Сакские племена
Гунны
Эпоха раннего железа в Казахстане
Государство усуней и конгюев
Саки (история, хозяйство, культура)
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 13922 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык