Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова 9 классе


Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...» М. Ю. Лермонтова 9 классе

Урок по русской литературе на тему: Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...»  М. Ю. Лермонтова  9 классе


   Цель:
   Образовательная: углубить понимание содержания поэмы; определить  
               завязку в развитии сюжета; провести анализ образа-персонажа в 
               контексте идейно-художественного содержания произведения.
   Развивающая: работать над развитием логического мышления через 
               анализ; развивать устную и письменную речь школьников.
   Воспитательная: подвести учащихся к осознанию сущности нравственных  
               понятий и тем самым воздействовать на формирование этих качеств;
               воспитывать любовь к чтению произведений поэта.
   Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри».
   Тип урока: урок – анализ
   Элементы новой технологий: стратегии критического мышления.
   Эпиграф: «Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, 
               и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое
               ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное 
               величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера» 
                                                                                   В.Г.Белинский (слайд 1)
                          «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за    
                исполинская натура у этого Мцыри!»
                                                                                   В.Г.Белинский 
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
2. Краткий пересказ поэмы по плану (глав I-XI)

План, составленный на I уроке.                    
1. Спокойный рассказ о монастыре. (I глава).
2. История Мцыри от момента пленения и до последних дней. (II глава).
3. Встреча Мцыри с чернецом. Исповедь Мцыри. (III глава).
4. Скорбное сознание неосуществленной мечты. (IV-V главы)
5. Три дня жизни Мцыри на воле или бегство из монастыря (VI-XI главы)
               3. Наизусть отрывка (по выбору)
               4. Ответы на вопросы:
- Понравилась ли вам поэма?
- О чем же поведал Мцыри?
- Что вам особенно запомнилось и почему?
- С каким настроением вы читали поэму?
- Какие чувства переживали?
- Где, в каких местах произведений вы почувствовали Мцыри, восхищались им?
- Где испытывали сострадание, грусть?
               5. – Значит, с чего начинается поэма? (с конца)
                   а) Сколько в ней глав?
   б) О чем рассказывает I глава? (Спокойный рассказ о монастыре?)
   е) II глава? (Рассказана вся история Мцыри от момента пленения и до последних дней).
6. – Перед нами монастырская келья и юный Мцыри, уже проживший три дня на воле, возвращенный в обитель после неудачного бегства, израненный, обессиленный.
    - Зачем понадобилась еще 24 главы? Ведь о жизни юноши все известно. Значит, дело не в событиях, а в переживаниях его. 
    - Сделайте сопоставительную запись: (2 ученика работают у доски, а остальные рассматривают иллюстрации к поэме)    
                     В монастыре                                         На воле
   Однообразие монастырских                     Великолепие красок; 
сводов и келий; тусклое мер-                     разнообразие картин природы;
цание свечей; постоянный                          пышные поля; холмы, покрытые
полумрак.                                                      венцом дерев, шумящих свежею
                                                                       толпой; «горные хребты» и «в 
                                                                       снегах, горящих, как алмаз», седой
                                                                       незыблемый Кавказ.
(ответы учащихся)
Вывод: - Заветная мечта Мцыри? («Хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной?»).
III. Объяснение новой темы. «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается» (XII-XXVI гл.)
а) Чтение глав XII-XIV учителем.
б) Вопрос: - Что испытывать Мцыри, наблюдая за девушкой – грузинкой?
(ответы учащихся)
в) Словарная работа (запись на доске)
Терновик – колючий кустарник .
Тщетно – бесполезно, напрасно.
Жребий – участь, доля, судьба.
Мнилось – казалось, думалось.
IV. Закрепление темы.
 – Переходим к 15 главе. Перед юношей «вечный лес».
1. Чтение 15-16 глав учителем.
2. Вопрос: - Как метафора усиливает страшную картину?
(ответы учащихся)
3. Чтение наизусть 17-18 главной барсом (опережающее задание –                2 ученика)
4. Вопрос: - Подумайте, что значит для Мцыри барс? (ответы учащихся)
5. Чтение 19 главы.
          - Бой окончился, и Мцыри, «собрав остаток сил, «побрёл» по лесу. 
   (обращаем внимание на глагол: Проснулся день. Но какая реакция у героя?
   И почему? (ответы учащихся).
6. Чтение 20-23 главы учителем.
7. Чтение наизусть глав 24,25,26 учениками (опережающее задание)
          - Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в 
   тюрьме и сожженным палящими лучами зари?
          Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его
   монастырское келье. Грустным сознанием неотвратимости конца
   проникнуты его последние слова прощания с жизнью.
   Работа с учебником.
   Выполнение заданий:
          №5. Используя изобразительные средства языка, расскажите о битве с барсом (пересказ главы 17-18)
          №6. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина? А в чем их сходство? 
                            Составление диаграммы Венна.

   - Подведение итогов урока.
     V.      Вывод: -Почему же гибнет Мцыри? Только ли от истощения и ран? (Ответы учащихся).
     VI. Домашнее задание.
1. Написать размышление: Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему?
2. Выучить понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.
3. Краткий пересказ поэмы.
VII. Комментирование оценок.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Число имен существительных
Белым – бело. Я. Тайц.
Как изменяются прилагательные мужского и среднего рода
Андерсен «Гадкий утенок»
Горький Песня о Соколе. Романтический пафос песни
Басня Стрекоза и Муравей
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Н. В. Гоголь- гордость русской литературы" в 10 классе
Спешите делать добрые дела. А.Яшин
Онегин и автор. Татьяна и Ольга. Анализ произведения.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 4135 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык