Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Ханство Абылая


Ханство Абылая

Ханство Абылая 

Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Балтабай

Балтабайская средняя школа

учитель истории

Балгабеков Алмас Бейсенбаевич

 

 

Цель: Учить учащихся на основе анализа выделять главное из информации, разбираться в историческом событии.

Задачи обучения

  • Повторить положение Среднего Жуза, географическое, политическое, экономическое
  • Изучение нового материала:
  • Контроль уровня изученных знаний

Задачи развития

  • Развивать умение раскрывать связи между явлениями исторического периода, его составными элементами.
  • Развивать умение объединять множество признаков дляописание исторического периода.
  • Развивать умение анализировать .
  • Развивать умение выделять главный признак исторического явления
  • Развивать умениеделать вывод на основе проведенного анализа.

Задачи воспитания

  • Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
  • Воспитывать интерес к истории государства
  • Формировать умение рационального умственного труда..

 

Содержание

  • Положение Среднего Жузагеографическое, политическое, экономическое
  • Положение в Джунгарии в 1745 году
  • Отношения между Манчжуро-Цинскойимерией и Казахстаном.
  • Личность Абылая

 

Средства обучения:  живое слово учителя, учебник,карта..

Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.

Метод обучения:Самостоятельная работа.

 

 

Ход урока

Организационный момент

Тема нашего урокаХанство Абылая.

Мы с вами сейчас должны выяснить, как Абылай в такой сложной ситуации смог действовать в интересах казахского народа, разобраться в том, справедливо ли Абылай до сих пор пользуется уважением у народа, справедливо ли его называют аруак - ниспосланный аллахом для свершения больших дел?

Изучение нового материала

Вопрос1Положение Среднего Жуза географическое, политическое, экономическое

Географически Средний Жуз занимал территорию у Тарбагатайских и Алтайских гор к востоку от озера Зайсан. Земли богаты железными рудами. Уже  имелись горнодобывающие предприятия. Мы видели, что земли Среднего Жуза не граничили с Джунгарской империей, однако после ойратского набега  1738 года в жузе сложилась сложная политическая обстановка.

В чем она заключалась?

Угроза захвата со стороны Джунгарского  ханства. Над независимостью Среднего Жуза нависла угроза со стороны Маньчуро-Цинской империи.

1757 год.в пределы Казахстана вторглась Китайская армия.

ВЫВОД ситуация была подобно той что и в 1731 году в Младшем Жузе. Либо полная потеря суверенитета, либо политический компромисс.

(Принятие Российского подданства  уже состоялось в 1748 году.Хан Абулмамбет и султан Абылай). Султан Абылай присягает на подданства Китаю, сохраняя подданства Российской империи. И теперь главной целью султана Абылая было  обеспечение независимости Казахского ханства в условиях двойного подданства. Легко ли это было сделать? Нет. А вот Абылай-хан, проявляя огромный талант дипломата смог. 

Но  прежде чем мы более подробно поговорим о личности Абылай хана, давайте выясним, что происходи в 1745 году в Джунгарии- это очень важно для того, чтобы понять, как складывалась история Казахстана в дальнейшем.

Вопрос 2Положение в Джунгарии в 1745 году.

До 1745 года Джунгарией правит видный полководец и политический деятель Галдан-Церен. Джунгария достигла наивысшего могущества и постоянно угрожала соседям.

1745 год. Галдан-Царен умер, началась борьба за престол, а это привело :

  • К расколу между руководителями и междоусобицам среди наследников трона.
  • Претендент на джунгарский трон Амурсан бежит в средний жуз.
  • В результате Китайской военной компании и Маньчжуро-Цинской оккупации Джунгария утратила свою независимость.

Вывод Джунгария потеряла независимость и ее военное могущество ушло в историю, т.е она больше никогда не угрожала Казахстану.

Вопрос 3Отношения между Манчжуро- Цинскойимерией и Казахстаном.

Вспомним еще раз историческую ситуацию в Среднем Жузе:

Джунгарское ханство больше не угрожает  казахским землям, но в условиях двойного подданства Китаю и России, которую, естественно такое положение не устраивало, необходимо не только сохранить независимость, а жить и развиваться. Как это удалось Абылай хану мы постараемся выяснить.

Вопрос 4 Личность Абылая

 Теперь, ребята, давайте рассмотрим личность этого человека более подробно.

Правильно ли его при жизни называли Аруак-ниспосланный Аллахом для свершения великих дел? Для этого прочтем параграф 4 и составим план- конспект.

План  Биографические данные

  1. Внешняя политика Абылая
  2. Экономические преобразования проведенные Абылаем
  3. Идеологическая работа(духовно-самобытная культура).
  4. Внутренняя политика Абылай хана

 

КОНСПЕКТ

Биографические данные Абылая

Сын султана среднего жуза, Абылай  родился в 1711 году. Происходил из младшей  линии чингизидов среднего жуза. Дед Абылай был правителем   города Туркестана. (Прозвище деда- кровопийца)

В 13 лет Абылай потерял отца убитого в междоусобной борьбе.

Он рано поступил на службу и уже в молодые годы проявил все свои лучшие качества: ум, храбрость, отвагу, сметливость. С 15 лет участвует в борьбе Казахского народа против иноземных захватчиков.

Внешняя политика Абылай хана

  • Главной целью султана Абылая была обеспечения независимости ханства в условиях двойного подданства. Умело используя, дипломатические средства Абылай прилагал большое усилие по возвращению казахских земель.
  • В этом вопросе порой складывалась критическая ситуация, но Абылай стремился решить все спорные вопросы мирным путем, не допуская возникновения напряженности.
  • Значительное место занимала средняя Азия. Ташкент был вынужден платить налоги казахскому правителю. Туркестан, Шымкент, Сузак перешли во власть Абылая. Международные позиции Казахского ханства значительно улучшились.

 

Внутрення политика Абылай хана

  • 1711 год. Умер хан среднего жузаАбулмамбет. Все знатные люди поддерживали Абылая. Признанием его заслуг в консолидации казахских земель было избрание Абылая ханом.
  • Формой его правлением было единоначалие.
  • Для укрепления личной власти совершенствовал законы Касым хана.
  • Внес множество изменений в существующее законодательство. Во главе улусов поставил преданного себе султана. Ограничил биев в решении судебных дел.
  • Создал боеспособную армию.

 

Экономическая политика Абылай хана

  • Был сторонником расширения торговых сетей с Россией и Китаем.
  • Поощрял развитие земледелия

 

Идеологическая работаАбылай хана

  • Развивал самобытную культуру своего народа
  • Был почитателем народной мудрости, несколько кюев создал сам.
  • Поддерживал как меценат поэтов, музыкантов, импровизаторов.

Умер осенью 1781 года и был единственным властителем, которого народ при жизни назвал Аруак.

Да и сейчас, ребята, мы об этом человеке говорим с любовью и уважением. Вы теперь знаете много о его делах. Скажите, справедливо ли Абылай хана называли Аруак.

Вывод:  Да, справедливо. Абылай действительно был талантливейшим  человеком. И как воин, и как дипломат, и как государственный деятель. Он очень много сделал для своей родины и во внутренней, и во внешней политике. Не обошел своим вниманием экономику и духовное развитие народа. Но самое главное он остался в памяти народа легендарным олицетворением единством и целостности казахских земель.

Контроль. Фронтальная беседа

  1. Какое экономическое, политическое положение было в среднем жузе?
  2. Какие отношения были у Среднего Жуза с Маньчжуро-Цинской империей в 1756 году?
  3. Охарактеризуйте экономическое и политическое положение Казахского ханства в период правления Абылай хана.

Подведение итогов урока

Домашнее задание §4

 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Культура Казахстана в первой половине 19 века.
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства I четверти XVIII века.
Казахское ханство
Историческое значение народно - освободительных движений в Казахстане во второй половине 18 века
Возникновение казахских жузов
Государства Азии в XVII-XVIII веках: Джунгарское ханство, Казахское ханство, Цинская империя
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Освободительная борьба казахского народа против российского колониализма
История становления и развития Казахстана
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 4813 | Қосты: Балгабеков Алмас Бейсенбаевич | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык