Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Связь слов в словосочетании


Связь слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании.

Вид урока: изучение новой темы.

Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использованные приёмы:

     - «мозговой штурм»

     -таблица «Знаю – хочу знать – узнал»

     - работа в группах, в парах.

Оборудование:

-раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал»

-использование интерактивной доски .

Цели образовательные:

-систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»

-формирование знаний о  способах связи слов в словосочетании

-формирование умений определять способы связи слов в словосочетании

-развитие орфографических навыков

Цели развивающие:

-развитие навыков монологической речи

-развитие навыков парной и групповой работы

-развитие навыков и способностей критического мышления ( навыков сопоставления, умения анализировать языковой  материал, процесс собственной учебной деятельности )

Цели воспитательные:

-воспитание уважительного  отношения к чужому мнению,  умению  не перебивать, требовательного  отношения к себе и своей работе

 

                                                           Ход урока

  1. Организационный  момент.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодняу насновая тема – «Связь слов в словосочетании».

(Записываем дату, тему урока в тетради)-2 мин.

Цель сегодняшней нашей работы- узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются  в русском языке. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся,  что  сегодня каждый может высказывать свое предположение , но никто не должен его опровергать без доказательств. В конце урока мы проверим правильность наших  выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена с помощью обратной связи.

Итак,  начнем с проверки  знаний.

  1. Стадия вызова. ( прием «Мозговой штурм»)

А. Индивидуальная работа.  Запишите  в тетрадях все, что вы знаете о словосочетании. ( время на выполнение -3 мин.)

Б. Парная  работа.  Зачитайте своему  однокласснику, сидящему рядом, все, что записали.

Если  вы с чем- то не согласны, то через обсуждение придите к единому мнению или  приготовьтесь вынести спорное  положение на обсуждение с классом. (время на выполнение-5 мин)

В. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать -  Узнал»(учитель и ученики  работают с интерактивной доской)

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Ученики по очереди озвучивают  свои записи, не  повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются  при общем обсуждении. Положения записываются  в колонку «Знаю» -5 мин

 

      Знаю Хочу знать              

  1. Словосочетание- два или                     1. Как называется связь с зависимым

несколько самостоятельных словом -существительным?

слов, объединенныхпо

смыслу и грамматически.

 

  1. Словосочетание состоит из                 2. Как называется связь с зависимым                 

главного и зависимого слов.словом – прилагательным?

 

  1. В языке выделяется 3 общих             3. Как называется связь с зависимым

типа словосочетаний пословом – наречием?

морфологическим свойствам

главного слова: глагольные,

именные, наречные.

 

  1. Связь слов в словосочетании-

подчинительная .

 

 

- Мы проверили знания, полученные на прошлом уроке. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому,приступим к следующему заданию. Для этого нам надо разделиться на группы по 4 человека ( деление на группы приемом «Компот»)-2мин

Прием объединения в блоки:

  • Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. (время на выполнение-3 мин.)
  • тать книгу, сле…ка  прик…снуться, предл…жить  помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо,  слушать вн…мательно,  выб…рать подарок,  обж…гающий жар. 

Проверка.(10 мин)

- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

-по главному слову: 1. Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2. касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

- по зависимому слову: 1. Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2. слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно;

 

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?Какой вариант нам менее знаком?

 

( Объединение по первомуварианту уже знакомо, на прошлом уроке мыизучили типы словосочетаний по главному слову.В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, а во втором – именные.)

Объединение по зависимомуслову нам незнакомо.

Так вот сегодня мыизучимблокисловосочетания , которые объединяются по зависимому слову. ( на интерактивной доскевыписаны блоки словосочетаний)

-Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать»( см. выше таблицу)

 

  1.  Стадия осмысления.
  1. Парная работа с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Для того,чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 5 (стр26-27). Запишите ответы в колонку«Узнал»,обсуждая указанное в паре. (время на выполнение- 5 мин.)

Проверка колонки «Узнал»

В ходе чтения параграфа таблица заполняетсяследующим образом :

 

  •  

 

Управление ( такая связь , при которой  зависимое слово -  имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование ( такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание ( такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

- Как выдумаете, почему так называютсясвязи?

(Согласование – так как главное слово и зависимое слово согласуются в том же роде, числе  и падеже; управление – так как главное слово управляет  зависимым,  требует  от него постановки в определенной форме; примыкание -  зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

  1. Применение правила на практике.(3 мин)

Три ученика по очереди выходят к доске. Один ученик работает надгруппой словосочетаний с зависимым словом -существительным ( показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи. Делает вывод: способсвязи -управление. Второй проводит такую же работу над второй группой, делает вывод: способ связи – согласование. Третийученик работает надтретьей группой, способ связи – примыкание.

 

  1. Практическое закрепление знаний.(5 мин)
  1. Упражнение 68. ( Прочитать словосочетания, указать ,какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи  слов в словосочетаниях. Сделать  вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых  слов при согласовании, управлении, примыкании.)
  2. Составить по 3 примера на каждый способ  связи слов в словосочетании на тему

«Осень в моем городе».

  1. Проверка выполнения.(2 мин)
  2. Стадия рефлексии. Обратная связь.(3мин)

-Что вы узнали о способахсвязи слов в словосочетании?

-Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Что было легко?

-Что вам помогало в работе?

-Как вы оцениваете свои действия?

                     5. Домашнее задание:

Написать сочинение- миниатюру на тему  «Осень в моем городе», используя             словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Наш ата. Двойные согласные.
Словосочетание
Окончание
Разбор словосочетания.
Текст
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Главные члены предложения. 5 класс
Главные члены предложения. 5 класс
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 1555 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык