Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цель:Познакомить с жизню и творчеством  Д.Мами-Сибиряка, используя технологии развития  мышления, умение отвечать на вопросы,стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.
 Развить познавательную способность учащихся; 
Привить учащимся любовь к природе, бережное  отношение к птице.
Приемы: мозговая атака, синквейн, кластеры.
Оборудование: маршрутные листы, ключевые слова, иллюстрации, портреты, сигнальные карточки, медали, рефераты учащихся, учебник “Литературное чтение”, 6кл.
Ход урока
1.Организационный момент:
2.Проверка домашнего задания:
Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают.
1.Этот герой разболтался в сарае:
“В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили.”
(“Дед Мазай и зайцы” Н.Некрасова).
2. “ Но вот что удивительно:
Этот герой, когда вырос, начал стрелять, но настоящим охотником не сделался.”
( “ Перепёлка” И. Тургенев).
3.Один раз  матушка  позволила нам  ездить  верхом, и мы все  пошли в конюшню.
                                                                 («Старая  лошадь»  Л.Н.Толстой.)
Заслушиваются ответы одного представителя от группы.
Новая тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Сегодняшний урок мне хочется начать словами Д.Н. Мамина – Сибиряка “Когда мне делается грустно, я уношусь ….”
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель , который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале.   В своих произведениях, а он их написал более 150 , он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы . Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели , а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появился уже в детстве. Казахский поэт М.Макатаев в 1974 году написал поэму «Аққуларұйықтағанда». 
Сейчас давайте послушаем кюйН.Тлендиева «Аққу».
 
Выразительное чтение учителем 1 части рассказа.
Беседа по вопросам.
Учащиеся  читают ответы из рассказа
Выдающийся писатель – реалист. Это произведение учит читателя милосердию, добру, справедливости, мужеству, любви к природе.
Прочитайте, как называется это произведение. 
План работы
Прочитав произведение
• познакомиться с героями
• определить, кто такой Приёмыш
• охарактеризовать главных героев
• выяснить главную мысль
• высказать своё отношение
Словарная  работа
* Заводь -  поверхность воды, озера, судың беті.
* грезилось - казалось, көрінді.
* жил бобылём – жил один жалғыз
* Увечить– ранить, причинить боль, жарақаттау.
* Ловко – ептілікпен
*Божья тварь – божье  создание, құдай жаратқан  мақұлық. 
1 часть
Где происходят события?
 Кто герои?
часть     ∙   Кто оказался Приёмышем? 
       ∙  Как Приёмыш появился у Тараса?
Прочитав   рассказ, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
 
• Ученикам раздаю  трех  цветов карточки с вопросами на которые они должны ответить разделю на группы.
Зеленая Желтая Красная
1.Настоящая фамилия автора произведения “Приемыш?” 
2. .Кто  же  такой “Приемыш?” 
1.Как автор  описывает  тоску Приемыша?
2.Почему Тарас назвал лебедя “особенной птицей”? 1.Как  лебедь попал к Тарасу?
2. В чем проявляется характер гордой птицы?
Давайте  вернемся   к плану работы.  Что  мы  выполнили?
План работы
                    ∙  Прочитав произведение
• познакомиться с героями
• определить, кто такой Приёмыш
• охарактеризовать главных героев
• выяснить главную мысль
• высказать своё отношение.
Что было  бы  правильнее?
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?
 Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?
Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? 
Закончите  предложения и запишите:
• Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
• Рассказ помог понять…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
• Работа  с рисунками дайте  асоцаций.
Добрый                                 верный                              гордый
Лесник                               всегда ждет                      свободный
Накормил                           надежный                        вольный
1. От чьего лица ведется повествование? (автора)
2. Где происходят события , описанные в произведении; (на Урале, на Светлом озере)
3. Как бы вы озаглавили эту часть? (На Светлом озере)
б) 2 часть (читает ученик).
1. Назовите героев, которые встретились нам в этой части; (Тарас, лебедь, собака Соболько)
2. Как бы вы назвали эту часть? (Приёмыш, лебедь)
3.Каким  мы  видим  Тараса  во второй  части  рассказа? (утомленный вид, дряхлый,жалкий).
4.Как  писатель  описывает  прощание Приемыша  с Тарасом? (остановился и как, братец  ты мой, крикнет по -своему!)
               Игра в технологии «Кто  получет пять?»
Кем  был  Д.Мамин-Сибиряк? (писатель).№  21
Кем  был Приемыш? (лебедем).№22
Как  вы  понимаете  слово  «Приемыш?» (сирота, которого взяли на воспитание чужие  люди).№ 23
Где происходят события, описанные в произведении? (На Урале  на Светлом озере).№  24
Кем был Тарас?( лесником).№  25
Как лебедь попал к Тарасу? (он  поймал его).№ 26
Почему Тарас назвал лебедя “особенной птицей” ( затосковал Приемыш,вот все равно как человек  тоскует).№ 27
Какими качествами владеет Тарас?(добрый и жалостливый).№ 28
Каким вам  запомнился  Соболько? (верным).№ 29
Каким запомнился Приемыш? ( вольный и гордый).№ 30
Что  случилось с лебедем  в конце  рассказа? (он улетел).№ 31
Игра  закончена. 
Посчитайте  баллы, которые  вы получили  во время  игры.
Оценки за урок:
• Домашнее  задание:Выразительное чтение рассказа 
• с. 76-84
• Карточка 
    «Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?»
 
1.Этот герой разболтался в сарае:
“В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили.”
 
2. “ Но вот что удивительно:
Этот герой, когда вырос, начал стрелять, но настоящим охотником не сделался.”
 
3.Один раз  матушка  позволила нам  ездить  верхом, и мы все  пошли в конюшню.
 

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Д.Н.Мамин – Сибиряк « Серая Шейка
Арабы в 6-10вв
Сибиряк Серая Шейка
Рассказ-быль «Кавказский пленник»
Состав слова. Словообразование. Приставка
Теріс сандарды қосуға есептер шығару
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Project work Its an interesting place Проект работать свой интересное место
Формулы сокращенного умножения – урок сказка
Сақтар
Бөлім: Уроки / Ашық сабақтар | Көрсетілім: 3323 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык