Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » О достоинстве человека


О достоинстве человека

Тема: О достоинстве человека

Цели и задачи: 
1. Систематизация и обобщение понятий «достоинство», «чувство собственного до¬стоинства».
2. Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих.
3. Воспитание чувства собственного достоинства.
Методы и приемы: мозговой штурм, беседа, работа в группах, анализ высказываний, работа с притчей, с цитатами.
1. Приветствие. 
Сегодня я предлагаю начать наш урок с упражнения «Имена».
 
Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. ( Выполняют упражнение).
 
^ 2. Прежде чем Вы узнаете тему сегодняшнего урока, я прочту Вам притчу об одном мудреце. Чтение притчи. 
Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собствен¬ные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.
 
Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? 
 
^ (ОТВЕТЫ ПО КРУГУ)
Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, 
сколько можем видеть их в других людях.
Хэзлитт У.
 
 
Значит, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
2. («О достоинстве человека»)
Как вы думаете, какие проблемы нам необходимо обсудить на уроке? (вывесить на доске 3 проблемы)
1.
Что такое достоинство?
2.
Что значит быть достойным человеком. Что такое чувство собствен¬ного достоинства?
3.
Что значит жить достойно?
Сергей Иванович Ожегов.
 
ДОСТОИНСТВО: совокупность высоких моральных качеств, а также
уважение этих качеств в самом себе.
Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
-ДОСТОЙНЫЙ: справедливый, заслуженный
Достойная награда.
- ДОСТОЙНЫЙ: уважаемый, почтенный
Достойная личность.
 
- ДОСТОЙНЫЙ: заслуживающий чего-нибудь
Достоин похвалы. Достоин порицания.
 
Как видим, это слово имеет 5 значений. Какие значения имеют отношение к теме урока? (в ходе ответов детей выделять цветом нужное значение)
 
Поговорим о том, что значит достойный человек. 
^ Работа в группах.
1 группа.
 
В начале урока вы назвали качества своего характера. Вспомните эти качества. Какими из них, по-вашему, обладает достойный человек? Обсудите в группе и попробуйте создать модель достойного человека. Можно добавить качества, о которых еще не упоминалось. (5 мин)
Можно изобразить.
 
2 группа. 
Перед вами пословицы, высказывания, афоризмы. Выберите и объясните из них те, которые подходят к теме нашего урока.
 
Отчет о работе групп.
Узнать, правильно ли мы понимаем значение этого словосочетания, нам поможет старинный словарь Даля.
(На доске)
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
А как вы понимаете, что такое чувство собствен¬ного достоинства?
(ответы детей)
 
^ Чтение рассказа 
 
В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него была очень красивая морская форма и фуражка с эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах полоски и якоря.
Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий – настоящий мужчина.
Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в вагон последним) был не доволен: “ - Не думал я, что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”. Ваня был удивлен: - “Деда, ведь я всех обогнал, место лучшее занял…?”
– Вот в этом-то все и дело. Кого ты обогнал? Женщин, старушек?
– Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие мужчины,” – показал Ваня.
– А ты заметил, что они вперед женщин пропустили, только потом сами зашли? Вот это настоящие мужчины. А ты еще малыш.
Очень, очень огорчили Ваню эти слова. 
^ Как вы думаете, почему?
Он думал, что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать, пропускать вперед себя кого-то надо, чтобы тебя сильным мужчиной считали. 
 
В парке дедушка спросил Ваню: 
– Ты слышал про гибель “Титаника”?
– Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, – ответил Ваня.
– Обратил ли ты внимание, когда судно начало тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них было мало, на всех не хватало. Капитан отдал приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и гребцы-матросы”.
В салоне - люкс плыли очень состоятельные люди. На родине у них были и заводы, и банки, и дорогие дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один мужчина пробрался в шлюпку, которую потом подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все презирали.
 
– ^ Почему капитан отдал такой приказ?
– Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?
 
– Как называют людей, способных сделать что-то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т.д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.
 
- Обязательно ли быть героем, чтобы стать достойным человеком?
 
- А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно? А в чем это выражается? Или А как?
 
- Надо ли вести себя достойно по отношению к себе? Как называется чувство уважения, достойного отношения к себе? (Чувство собственного достоинства)
 
^ Выберите цитату, которая, по-вашему, лучше всего подходит к понятию чувства собственного достоинства.
Информация к размышлению:
 
Достоинства есть именно то, что
Больше всего возвышает человека, что
Придает его деятельности, всем его
Стремлениям высшее благородство…
 
К. Маркс
 
Не сильные лучшие, а честные. Честь и 
Собственное достоинство – сильнее всего.
 
Ф. М. Достоевский.
 
^ Безмерное самолюбие и самомнение
 
Не есть признак чувства собственного Достоинства.
 
Ф. М. Достоевский
 
 
Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе. 
 
В.Белинский
 
 
Что значит жить достойно?
 
(беседа )
 
Конституция РК о достоинстве.
 
Скажите, какой закон в нашей стране стоит на защите чести и достоинства челове¬ка?
 
В статье 17 Конституции Республики Казахстан записано, что достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоин¬ство обращению. Эти деяния уголовно наказуемы. Ведь, действительно, достоинство – это неотъемлемая и безмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оставаться самим собой, осознавать свою неповтори¬мость в огромном мире людей.
 
Итог урока:
Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, чувство человеческого достоинства. Поэтому и хочется закончить наш урок стихотворением ГульчехрыДжураевой.
 
Говорят, что я горда.
Что же – я отвечу: да
Перед низостью горда,
Перед пошлостью горда,
Я всегда.
 
Если подленькая месть
Мне захочет в душу влезть,
Если золотом увесят – 
Совесть заглушить хотят, -
Перед этим я горда
Отвечаю: “Никогда”.
 
Но с тобою, доброта,
Я доверчиво проста,
Тает гордость, словно снег
В день погожий по весне… 
Как ищу я, как я жду
Красоту и доброту!
 
Вот и мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям. И тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
У каждой собаки - своя судьба
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
"Что такое толерантность?"
Бессоюзное сложное предложение.
Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова Судьба человека
Место человека в жизни
Царство доброты и милосердия
Гоголь Шинель
НАПОЛНИМ РАДОСТЬЮ СЕРДЦА
Формулы сокращенного умножения – урок сказка
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 1957 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык