Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Арабы в 6-10вв


Арабы в 6-10вв

Урок по всемирной истории в 7 классе на тему "Арабы в 6-10вв"

Цели и задачи:
• Выяснить роль Ислама в объединении арабских племен и образовании государства у арабов.
• Формировать навыки работы с книгой, картой, таблицей, историческим источником.
• Продолжить формирование критического мышления учащихся в процессе определения роли личности в истории
• Развитие мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого.
Ход урока
I. Организационный момент
Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей
II. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя.
– Рассмотрите карту Атласа “Арабские завоевания в VII–IX в образование халифата и дайте ответ на вопросы:
1. Какими были природно-климатические особенности арабского полуострова?
2. Чем занималось его население?
На основе ответов учащихся и анализа материала учебника учащиеся составляют схему: (1-й ученик возле доски, остальные – в тетрадях) (смотри приложение)
Арабы
Земледельцы – феллахи Скотоводы – бедуины
Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали: хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и виноград Остальные территории Аравии – плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец, верблюдев.
Торговля на ярмарках, в городах Мекка и Яериб, через который проходил “путь пряностей”
После заполнения учащимися схемы учитель беседует (эвристическая беседа) с учащимися по следующим вопросам:
1. Что расположено в центре Аравийского полуострова?
2. Где проживали бедуины? Чем они занимались?
3. Какие области Аравии были наиболее развитыми?
4. Что проходило через эти земли?
5. К какой группе народов принадлежали арабы?
6. В каких богов верили арабы до VI в?
III. Изучение нового материала
Слово учителя:
– Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связана с именем Мухаммеда.
После рассказа учителя учащиеся самостоятельно прорабатывают по учебнику вопрос “Возникновение ислама” по следующему плану: (задание №1)
План ответа на вопрос: “Возникновение Ислама” (смотри приложение)
1. Цель (Почему? Зачем? Для чего?)
2. План (Как? Каким образом?)
3. Действие (Что? Где? Когда?)
4. Результаты (Какие последствия? Какие итоги?)
Примерные ответы учеников:
1. Цель. Отказаться от язычества и уверовать в единого бога.
2. План. Проповедование Мухаммедом собственных снов и написание священной книги мусульман “Корана”.
3. Действие. Переселение в г. Джасриб, чтобы оттуда начать войну с неверными ему городами, которая закончилась победой мусульман.
4. Результаты. Победа ислама, уничтожение язычества, объединение арабов в 630 г.
– Составьте план, проработав подпункт в учебнике “Халифат при Омейядих и Аббасидах” (задание №2)
Примерный план, составленный учащимися:
1. Первые завоевания арабов: Сирия, Месопотамия, Северная Африка.
2. Образование халифата Омейядов и расширение его владений.
3. Аббсиды – новая династия арабского халифата.
Составить сообщение “Основные вероисповедающие принципы” по алгоритму: (задание №3)
догматы ислама   культы и обряды   религиозные течения ислама.
Примерные ответы учеников:
1. Догматы ислама
– единообразие;
– почитание пророка Мухаммеда;
– почитание Святого Письма – Корана
2. Морально-этические нормы:
– Коран – источник морального учения;
– тяга человека к Аллаху и получение его благословения – заветная мечта жизни каждого мусульманина
– мужчина – наставник женщины, которая должна быть ему покорной, и служить;
– джихад – война за веру;
– 4 пути к духовному росту;
– шариат – правильный путь к цели.
3. Культы и обряды
– исповедовать и признавать пророческую миссию Мухаммеда;
– осуществлять ежедневные пятиразовые молитвы-намазы;
– паломничество в Мекку (1 раз в жизни);
– пост в месяц (рамадан);
– совершать благие дела в пользу бедных и униженных;
– отдавать 1/10 на божье дело.
4. Религиозные течения ислама
– Сунниты (90% мусульман) – это те, кто признаёт первые 4 правоверных хамидов и правдивость сорняков хадисов;
– Шииты – признают только 12 имамов из всех потомков Али;
– Хариджиты – вера должна подтверждаться добрыми делами, только вера в догматы ислама и исполнение всех его норм – этого мало.
Задание 4 на развитие хронологических умений учащихся:
• Какое событие произошло раньше: Верденский договор или начало мусульманского летоисчисления?
• Могли ли купцы VIII в рассказывать о торговле с Арабским Халифатом?
• В каком тысячелетии образовалось государство Мухаммеда?
Задание 5. Работа с историческим источником:
Багдад. Предположите, о каких чудесах могли рассказывать легенды Багдада?
“Самым большим городом мусульманского мира был Багдад, построенный в VII в на р. Тигр в центре Ирака, недалеко от руин древнего Вавилона.
“Город мира”, так называемый Багдад, поражал современников своими размерами, роскошью, садами и фонтанами. Здесь можно было встретить купцов, которые привозили драгоценности из Индии, шелк из Китая, мех из славянских земель. Это блестящее время сохранили для нас сказки Шахерезады”
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Уровень 1 (1–3 балла)
1. Как называется религия, основанная Мухаммедом?
2. Какое событие стало началом мусульманского летоисчисления?
Уровень 2 (4–6 баллов)
1. Дайте определение следующих понятий:
• Мусульманин
• Халиф
• Мечеть
2. Как Мухаммеду приходилось утверждать свою власть над арабами?
Уровень 3 (7–9 баллов)
1. Какую роль сыграл Ислам в арабских завоеваниях?
2. Территории каких современных государств целиком или частично входили в Арабский Халифат?
Уровень 4 (10–12 баллов)
1. Укажите причины военных успехов арабов IV–VIII вв.
2. Выявите общине черты и характерные особенности Ислама и Христианства.
V. Подведение итогов урока
Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.
Вопросы для повторения:
1. Какие народы входили в Арабский Халифат в VII–IX вв.?
2. Что общего между исламов и иконоборчеством?
3. Заполнимте таблицу: (смотри приложение)
Вклад арабской культуры в мировое духовное наследие
Развитие математики  
Астрономия и география  
Литература  
Архитектура  
Сохранение наследия античности  
VI. Домашнее задание
• Отработать текст соответствующего параграфа учебника.
• Завершить заполнение таблицы (если не успели на уроке).
• Из текста ученика выписать и выучить новые термины (в словаре в конце тетради)

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Решение генетических задач
Доказательства эволюции органического мира
Древние германцы
Общественные объединения
Монгольское завоевание
Формулы сокращенного умножения – урок сказка
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Алкадиены. Каучук и его применение
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Бөлім: Уроки / Тарих | Көрсетілім: 1744 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык