Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Закон сохранения импульса


Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса

Цели и задачи урока:  добиться усвоения учащимися содержания закона сохранения импульса, формирование умении применять этот закон на практике, на примерах использования этого закона в создании и применении оружия в годы Великой Отечественной войны, воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:  Опрос, беседа, демонстрация опытов, решение задач, записи на доске и в тетрадях, освещение физических основ военной техники.

Демонстрации:  1.:взаимодействие легкоподвижных тележек одинаковых и разных масс

2. взаимодействие шаров одинаковых и разных масс.3.взаимодействие летящего шара с движущейся тележкой, наполненной песком.

Задание на дом: §20 упражнение 17 (1,2,3,4)

План урока

1.Организационный момент

2.Фронтальный опрос

3.Объяснение нового материала

4.Применение этого закона

а) для решения задач

б) в боевых условиях Великой Отечественной  войны

5. Заключение

Ход урока

На фронтальный опрос по предыдущей теме «Импульс тела.Импульс силы» отвожу 5-6 минут без выставления оценок.Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемы: выяснить, меняются ли при взаймодействии тел суммы их импульсов? И если меняются то как? Демонстрирую (без комментариев) ряд опытов: взаимодействие легкоподвижных тележек одинаковых и разных масс при упругом и неупругом столкновении, а также  двух шаров одинаковых и разных масс при центральном ударе. Предлагаю внимательно наблюдать за ходом экспериментов и делать выводы. Обобщая их, подвожу учеников к заключению, что изменение скоростей тележек (шаров) зависит от их масс и особенностей взаимодействия.

Опираясь на законы Ньютона и понятие об импульсе тела , вывожу соотношение :

m1v+m2v2 = mu+m2u2     где m1  и m2 – массы взаимодействующих тел, их скорости     vи v2     до взаимодействия , u1 и u - после него.

Предлагаю учащимся выразить словами смысл  этой формулы и интерпретировать его применительно  к увиденным опытам. Формулирую закон сохранения импульса в соответствии  с учебником , а потом добавляю : значит, на сколько  увеличился импульс одного из взаимодействующих тел, на столько уменьшился импульс другого, а их сумма не меняется. Обращаю внимание учеников , что полученную закономерность можно рассматривать  как следствие законов движения.

В каких ситуациях справедлив закон сохранения импульса предлагаю учащимся выяснить по учебнику и дать четкий ответ. Выслушав его, прошу найти в учебнике полную формулировку закона и зачитать ее. Затем следует еще одно задание: записать в математической форме этот закон для системы ,  состоящей из n-го количества тел..

(Ответ: m1v1+m2v2+m3v+ …+mnvn = const)

Подводя итог этой части урока, полчеркиваю: закон сохранения импульса принадлежит к числу фундаментальных законов ; он используется не только в механике , но и в других областях физики, одновременно его можно считать ценным инструментом познания, поскольку он позволяет проводить анализ движения тел в системе даже в тех случаях , когда силы взаимодействия между телами неизвестны.

Для подтверждения сказанного предлагаю ученикам применить этот закон , чтобы предсказать , как будут вести себя после столкновения две одинаковые легкоподвижные тележки с прикрепленными к внутренним торцам пластилиновыми шариками , движущиеся навстречу друг лругу по одной прямой с равными по модулю скоростями.Обсудив ответы коллективно, проверяем их экспериментально.

Рассматриваем еще один пример-задачу: Тележка с песком массой m1= 200 г  катится равномерно по горизонтальной поверхности  со скоростью v1 = 2 м/с , а шар массой  m2=50 г  летит горизонтально навстречу ей со скоростью  v2 = 5 м/с . Попав в тележку , он застревает в песке . Требуется определить, куда и с какой скоростью  тележка и шар будут двигаться  после взаимодействия.

После краткой записи ее условия и исполнения чертежа  демонстрирую явление , о котором  идет речь в задаче, а завершив решение , ученики комментируют ответ.

Далее перехожу к рассмотрению примеров  применения закона сохраненич импульса в различных жизненных ситуациях.Основную их часть можно взять из будней Великой Отечественной войны.

1.Стрелок, чтобы безошибочно поражать врага, должен был не только знать результаты действия пули на различных дистанциях , но и результаты взаимодействия оружия и пули при выстреле .Для пояснения этой мысли привожу такие данные. Находившиися в годы войны на вооружении советских войск  ручной пулемет конструкции Дегтярова (РПД) имел массу 9 кг, его пули были калибра 7,62 мм и массой   9 г ; при выстреле пуля приобретала начальную скорость около 700 м/с.

Поясняю: при неправильном держании пулемета из-за большой скорости отдачи пулеметчик получал сильный удар в плечо, что могло резко изменить положение пулемета и траекторию полета пули (они летели мимо цели).

Прицельная дальность  РПД составляла 1500 м, т.е. лишь на этой дистанции пуля сохраняла свое поражающее врага действие.Поэтому вести  с помощью РПД огонь по более удаленным объектам было не только бесполезно (пуля при полете теряла скорость  и ее импульс становился меньше необходимого), но и вредно, так как пулеметчик цель не поражал, а себя демаскировал, становясь мишенью для противника.Как видно из примера, пулеметчик должен был хорошо знать технические данные своего оружия и умело его применять.

2.В годы Великой Отечественной войны на вооружении  советских войск находились различного класса танки: легкие с пушкой калибра 45 мм, средние (Т-34 и Т-34-85) с пушками калибра 76,2 мм и 85 мм, тяжелые (КВ и ИС) с пушками калибра 76.2 мм и     122 мм.

Экипаж танка обязан был знать не только тактико-технические жарактеристики своей машины, но и результаты действия своих снарядов разных калибров и самого танка, а также толщину и пробивную стойкость брони вражеских танков.Например, он должен был помнить, что снаряд массой 6,3 кг , выпущенный со скоростью 700 м/с из пушки калибра 76,2 мм, пробивал под прямым углом броню фашистских «стальных крепостей» толщиной 70 мм с дистанции 500 м, а с дистанции 1000 м – броню толщиной 60 мм; снаряд, вылетевший из длинноствольной пушки 85 мм калибра, пробивал броню немецких средних танков с дистанции 1500 м ; а снаряд 122 мм пушки – с дистанции   1500 м прошивал броню уже тяжелых танков.Эти сведения были зафиксированы в виде свода правил и таблиц танковых боевых экипажей; составлены они тоже с учетом закона сохранения импульса.Говоря образно, воин-танкист, ведя бой, опирался на этот закон, который помогал ему эффективно применять бронетанковую технику в сражении.

После этого предлагаю ученикам вопрос: в некоторых случаях в бою приходилось наносить удары по танкам, бронемашинам, огневым точкам врага корпусом танка – его лобовой частью.Тогда пушка развертывалась стволом назад.Какую скорость (большую или малую) для такого удара должен был развить танк? Почему?

К началу 1943 года фашисты предприняли усилия, чтобы  улучшить свое танковое вооружение: в производство были запущены танки «пантера» и «тигр» с пушками 75 и 88 мм калибра и броней толщиной 80 – 100 мм; гитлеровцы считали их «сверхоружием» и возлагали на них большие надежды.Советские инженеры в короткий срок изучили особенности новых вражеских машин и предприняли контрмеры: спроектировали новую мощную литую башню для наших танков с длинноствольной 85 мм пушкой, снаряд которой пробивал броню новых фашистских танков с дистанции 1000 м. Наши конструкторы дали в руки советских танкистов более совершенные, чем прежде , танки  Т-34-85 и ИС, самоходные 152 мм орудия, которые блестяще расправлялись на поле боя с вражескими «пантерами», «тиграми», «фердинандами».

Наши танкисты в короткие сроки успешно осваивали новую боевую технику и вводили ее в сражения, а для этого им нужны были технические знания и практическое мастерство.В ходе войны приходилось все время их совершенствовать, так как страна неуклонно модернизировала свою боевую технику и создавала новую.За незнание техники и неумение ею управлять в бою приходилось расплачиваться кровью и жизнью.Побеждали в годы войны не только мужеством и отвагой, но и глубокими знаниями, умением применять их на практике.

Выставляю оценки учащимся, решавшим задачи и отвечавшим на вопросы.

Даю задание на дом.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Вложенные циклы
Решение задач по теме «Работа и мощность»
Магнитное поле
Взаимодействие тел. Масса тел
Реактивное движение
ИНЕРЦИЯ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Правовое государство
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
Задача открытый урок
Обобщающее повторение по теме: «Законы сохранения в механике».
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 3367 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык