Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.


Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.

Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.

Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Балтабай

Балтабайская средняя школа

учитель истории

Балгабеков Алмас Бейсенбаевич

 

Цель: Учить делать вывод на основе анализа о влиянии  русской культуры на духовную жизнь казахского народа.

Задачи обучения

  • Повторить опорные знания о достижениях русской культуры этого периода.
  • Изучение нового материала:
  • О духовной культуре казахского народа;
  • О представителях казахской демократической культуры(ученый ШоканУалиханов, педагог ИбрайАлтынсарин, поэт Абай Кунанбайулы)
  • Контроль и коррекция умения обобщать и делать вывод.

 

Задачи развития

  • Развивать умение анализировать .
  • Развивать умение выделять главный признак исторического явления
  • Развивать умение самостоятельной работы с учебным материалом.

 

Задачи воспитания

  • Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
  • Воспитывать чувство понимания прекрасного.
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе, труде человека, искусстве.

 

Содержание

  • Влияние русской культуры и исторических исследований на  духовную жизнь казахского  народа.
  • Научные исследования ШоканаУалиханова.
  • Народное образование и литература.
  • ИбрайАлтынсарин, Абай Кунанбайулы.

 

Средства обучения:  живое слово учителя, учебник, план-рассказ.

Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.

Метод обучения: Самостоятельная работа.

 

 

Ход урока

Организационный моментПостановка цели и задач урока, сообщение темы.

Ребята, тема  нашего урока - Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.

   Перед нами стоит  цель: выяснить, как влияла русская культура на духовную жизнь казахского народа. Для этого вспомним, какую роль сыграли ссыльные революционеры в развитии духовной жизни Казахстана.

   Благодаря их труду начались исследования природных богатств края, его истории, фольклора, материальной культуры.

   Под влиянием взглядов русских революционеров-демократов – Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова – выросло целое поколение казахских просветителей.

   Имело  ли это  продолжение во второй половине 19 века, каким было взаимодействие двух культур и их  представителей, мы выясним, работая с материалом §25,§26,§27.

Инструктаж по  выполнению  самостоятельной работы.

Самостоятельно изучая вопросы темы, составьте план и напишите вывод по изученному материалу.

   Первый ряд изучает вопрос – Русская демократическая культура и великий  ученый  ШоканУалиханов.

   Второй ряд изучает вопрос – Народное образование и литература.

   Третий ряд изучает вопрос -  ИбрайАлтынсарин, Абай Кунанбаев.

Все составляют план и, обобщая, делают вывод.  По оканчанию работы мы  обменяемся мнениями. Подведем итог, сделаем  общий вывод по теме.

План первого вопроса.

  • П.П. Семенов – Тянь-Шаньский (1827 – 1914): путешествие на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. Полное описание Киргизского края.
  • Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов: Географическое описание Казахстана.
  • В.В. Радлов (1837-1918): Образцы народной литературы тюркских племен.

 

Изучение Казахстана ссыльными  офицерами  Генерального штаба, русскими чиновниками

 

  • В.В Вельяминов-Зернов: Исследования о Касымских царях и царевичах;
  • А.И Добросмыслов: Тургайская область очерк
  • Н.Н Аристов: Заметки об этническом составе тюркских племен.
  • М.Красовский: Область сибирских киргизов
  • Л.Майер: Киргизкая степь Оренбургского ведомства.
  • Т.Г. Шевченко (годы ссылки 1847-1857): рисунки – Казахская семья, Казах на лошади.

 

Вывод

Таким образом мы видим что заслуга  представителей русской демократической культуры заключается в том, что  они первые изучали язык, обычаи, обряды, историю, фольклор, хозяйство казахов, опубликовали архивные данные тексты документов провели исследования истории материальной и духовной культуры казахского народа внесли вклад в развитие  казахско - русской дружбы.

   Выдающийся казахский ученый ШоканУалиханов родился в  1835 году в крепости Кусмурун.

Детские годы

  • Влияние бабушки Айганыш
  • Влияние русской интеллигенции
  • Поступление в Сибирский кадетский корпус
  • Влияние прогрессивных писателей на мировоззрение Шокана.

 

Научные исследования

  • Участие в поездке генерала Г.Х Гасфорта по Ц.К
  • Иссык-Кульская экспедиция, изучение эпоса Манас
  • Поездка в Кашгар – О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу.

 

Вывод

Своим творчеством, научными исследованиями  ШоканУалиханов внес  огромный вклад в исследование  целого ряда народов Центральной Азии, заслужил мировое признание.

Это послужило основой  глубокого изучения истории этнографии казахского народа.

 

Вопрос2.  Народное образование и литература.

План

Общественный прогресс, общественное движение, преобразования в законодательстве

И их  положение влияние на дело просвещения в национальных районах.

  • Создание библиотек научных обществ  музеев
  • Туркестанский статистический комитет
  • Семипалатинский статистический комитет;
  • Русское географическое сообщество
  • Семипалатинская общественная библиотека – ее роль в просвещении
  • Увеличение русско-казахских школ
  • Влияние Временного положения в определении главного  направления просвещенческого дела;
  • Мектебы и медресе их роль в обучении молодежи
  • Первая казахская учительская школа
  • Открытие русско - туземных школ

 

Препятствия, тормозящие дело развития образования в Казахстане:

  • Скудность средств
  • Нехватка учителей
  • Нехватка книг и пособий

 

Вывод

 

Несмотря на то что средства на образование выделялись скудные и часть денег собиралась у  населения,  зарплата учителей была очень низкая,  не хватало учебников и учебных пособий, книг,  образование в Казахстане все же развивалось: открывались русско- туземные в школы, мектебы, медресе.

 

Вопрос 3ЫбырайАлтынсарин(1841-1889).

 

План

 

ЫбырайАлтынсарин  20 октября 1841 года.

Детство:

  • 1857 окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.
  • Влияния разночинной интеллигенции.
  • Работа В Оренбургском областном правлении:
  • Работа учителем и формирование педагогических знаний;
  • Взгляды на реформы
  • Взгляды на аграрную политику царизма.

 

Просветительская деятельность

  • 1879 год – инспектор школ в Тургайской области.
  • Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ;
  • Основоположник женского образования
  • Организация учебных заведений для подготовки учителейначальных классов
  • Использование опыта русской демократической учебной системы
  • Роль пособий вКиргизская хрестоматия и Основное руководство по обучению киргизов  русскому языку в деле просвещения.

 

Алтысарин ученый и писатель

  • Рассказ Кыпшаксейткул;
  • Талантынкайдасы;

 

Вывод

ИбрайАлтынсарин сыграл огромную положительную роль в деле просвещения

казахского народа как педагог-просветитель, ученый и писатель.

Он горячо верил что настанет время и его народ будет жить свободной счастливой жизнью.

 

Абай Кунанбаев (1845-1904)

 

Великий поэт, основоположник казахской письменной литературы мыслитель, композитор.

Абая( настоящие имя Ибраим) родился в 1845 году в Чингизких горах Семипалатинской области.

Детство:

  • Образование;
  • Влияние русской интеллигенции на мировоззрение поэта и его творчество.
  • Абай композитор.
  • Абай сторонник дружбы русского и казахского народов.

Ученики

Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауя.

Предательство близких людей. Одиночество поэта. Гибель сыновей.

1904  безвременная кончина Абая

Абай  как филосовГаклию

 

Вывод

Роль Абая в  истории казахского народа исключительно велика. Абай – классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа.

 

Устное обсуждение изученного материала Коррекция

 

Вывод по теме:

Итак, под влиянием демократических антикрепостнических идей лучших представителей многонациональной России, формировалась национальное самосознание казахского народа. В крае развивалось просвещение и образование, послужившее формированию демократически настроенной  казахской интеллигенции, первых педагогов-просветителей,

писателей, композиторов и певцов.

 

Подведение итогов урока: оценка деятельности учащихся

Домашнее задание:§25,§26,§27

 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Культура Казахстана в первой половине 19 века.
Ханство Абылая
Казахское ханство
Восстание на Мангистау в 1870 г.
Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
История народов Казахстана
Архитектура Казахстана XIV-XV века
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
История становления и развития Казахстана
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 4994 | Қосты: Балгабеков Алмас Бейсенбаевич | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык