Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Доклад Активизация мыслительной деятельности через применение самостоятельной работы на уроках биологии, как одного из методов современной


Доклад Активизация мыслительной деятельности через применение самостоятельной работы на уроках биологии, как одного из методов современной

Доклад Активизация мыслительной деятельности через применение  самостоятельной работы на уроках биологии, как одного из методов современной технологии

I. Введение

                    «…если ученик в школе не научится сам   ничего творить,
                                то в жизни он всегда будет подражать, копировать»
                                                                                       Л.Н. Толстой

Мы живем в очень сложное время. Демократические  процессы все больше распространяются  по всему миру, и становится очевидным, что молодое  поколение  должно быть  способно решать трудные проблемы , подходить  к ним  осмысленно , иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. Также очевидно, что способность  мыслить   надо развивать и содействовать в процессе обучения. А в процессе обучения  помогать активизировать развитие   мыслительной  и творческой способности школьников- актуальная задача учителя во все времена, а сегодня- особенно.       Сегодня учителя внедряют инновационные технологии  в обучение и воспитание. Ведь учительство- это и искусство. И тяжелый и ответственный труд. Учитель  воспитывает личностью своей, своими знаниями  и любовью, своим отношением к  миру. Ведь у каждого времени свой путь к знаниям. У нашего- личностный , творческий.                                                                  «Университетом» познания жизни является школа. Искусство  воспитания- одно из древних и сложных. Но начинается оно с простого- с урока, который является  звеном между учителем и учеником.                                                                         В настоящее время  перед  современной педагогической наукой стоит  проблема, как повысить интерес  школьников к естественным наукам, в данном случае к биологии. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционных применяемых приемов обучения для нынешнего  контингента  учащихся: ведь у нашей молодежи  сегодня сильно развитии чувство  самосознания и собственного достоинства. Она во многом имеет представление, поэтому занятия  базирующиеся на авторитарном  нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и  бездоказательных утверждениях, вызывают скуку и раздражение- они неприемлемы . Это побудило меня искать новые методы и  средства обучения, способствующие  развитии. Интереса к биологии, воплощающие  в себе идеи высокой взаимной  требовательности и уважения , опирающиеся на  возросшую самостоятельность  учащегося, и наконец, значительно расширяющий методический арсенал учителя, поскольку  Известно, что постоянство- враг интереса. И решения, я кажется нашла – это  активизация мыслительной деятельности. А помогает мне в это применение видов  самостоятельных работ: работа с  источником биологических знаний,  с учебной литературой и наглядностью, использование рабочих тетрадей ,  проведение  биологического эксперимента ( опыты и лабораторные работы), решение задач, экранные пособия, семинары.

 

 

Цель работы: формирование всесторонне развитой личности которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира
Задачи: 1.развивать мыслительную деятельностьучащихся с целью осмысленного усвоения учебного материала и интереса к предмету.
2. Используя виды самостоятельных работ, развивать логическое мышление учащихся 
3. Установить равноправный диалог между учителем и учеником
4. Развивать умение у учащихся  самостоятельно работать, интересоваться новинками, научными статьями
5. Формирование самостоятельности как качество личности
6. Расширить кругозор учащихся, привить интерес к предмету.

II. Самостоятельная работа как один из методов современной технологии при обучении на уроках биологии

Если школе  удастся  сделать учеников восприимчивыми к
                        науке, дать им сознательное  научное направление,
                        поселить в них любовь к самостоятельным знаниям, то
                  больше ничего и требовать нельзя.
                                                                                    Н.И. Пирогов.                              

За время работы в школе я столкнулась с некоторыми фактами – это не выполнение домашнего задания, пассивность на  уроке, трудно заставить  просто пересказать  текст, не говоря  уже о работе  на доску или у таблицы, учащиеся не умеют  выразить свои мысли вслух правильно, поэтому  стеснялись  отвечать устно,  и  мне пришлось много поработать для того, чтобы  они усваивали материал  в основном на уроке. Мне приходилось применять  такие формы обучения, которые являлись  оптимальными в сложившейся ситуации. Поэтому я стала заниматься и разрабатывать  материал самостоятельных работ, начиная от простого: вопрос , записанный на карточке и место в учебнике ( параграфе), где можно найти ответ, до самостоятельно составленных кроссвордов, лото.
Я считаю, научить  работать самостоятельно необходимо еще и для того, чтобы можно было свободно ориентироваться  в той массе информации, которая поступает со всех сторон и после окончания школы. Самое важное – отделить главное от второстепенного.                                                                                                     
Надо дать учащимся возможность свободно выражать свои мысли, научить  формировать   собственное мнение, прививать  умение слушать  других, задавать вопросы. Также надо добиваться от учащихся  слушать высказывания других, умение находить  ответы на поставленные  вопросы, воспитывать ответственность за свое  обучение. Обучение должно стать радостным непрерывным процессом, а не  нудной обязанностью без увлечения и интереса.                                                                                                   
Научно- технический прогресс, ускорение социально- экономического развития страны, быстрая смена  технического потенциала, способов трудовой деятельности, требует хорошо образованных, технически грамотных людей. Поэтому важно решение задач, направленных на  повышение качества  учебно - воспитательного процесса, обеспечение  более высокого уровня преподавания, овладения обучающимися  основами наук.                                                                                                                                                        В связи с этим  для данной работы  определены цели  и задачи, изложенные выше. Данная работа  состоит из    введения, составной части, заключения, приложения и   использованной литературы и интернет –ресурсов. В основной части рассматриваются теоретическая  и практическая сторона вопроса. В приложении представлена  творческая работа учащихся.   


А) Задачи формирования , преимущества , факторы эффективности самостоятельных работ на уроках биологии                                                                                                     
Ни искусство, ни мудрость  не могут 
                                                        быть достигнуты если не учиться.     
Демокрит.

Перед любым преподавателем встает вопрос, как провести урок, что нужно сделать для того, чтобы за один час дать как можно больше информации, научить самих обучающихся добывать информацию и уметь ее использовать. Вот здесь и необходимо применять самые различные методы и формы обучения. Но все они должны  основываться на принципах научности, доступности, связи с жизнью, систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности , активности учащихся при помощи педагога, формирование умений и навыков. На своих  уроках стараюсь использовать не только материал, изложенный в учебнике, но и материал, который беру  их других источников( например, «Биология в школе») .Это возможно в таких темах как « Генетика и медицина», « Структура клетки»- материал о стволовых клетках, клонирование и другие. Эти и другие сообщения способствуют положительному отношению учащихся к обучению, и формирует мотивы долга и ответственности в  обучении.
 

Ещё Л.Н. Толстой писал: «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать».
 

В современном обществе необходима личность, которая смогла бы самостоятельно творчески решать научные производственные задачи, критически мыслить, разрабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематизировать  и обновлять уже имеющие знания и получать самостоятельно новые, совершенствовать свои умения и навыки.
 

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия  учителя, но по его заданию, в специально отведённое для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употреблять свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучения книги, ведение записей, а, прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальная способность учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.  Но эффективность самостоятельной работы достигается, если она является частью учебного процесса, и для неё предусматриваются оптимальные варианты времени и виды работ, а не проводится от случая к случаю. Кроме того, эффективность её достигается и другими факторами.

 

В наше время  используется классно-урочная система обучения. Основной организационной структурой является урок. Содержание образования определяется программами, учебными планами.
 В результате планирования я стараюсь достигнуть определенных результатов на данном этапе, выбрав оптимальные варианты решения запланированных задач. Это необходимо для устранения перегрузки учащихся, поэтому приходится более тщательно отбирать определенный материал к уроку. Сложность планирования возникает при недостатке иллюстрированного  раздаточного материала. Содержание учебного материала должно быть доступно ученику, опираться на имеющие у него знания, жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным.  При правильном подборе и оптимальном сочетании всех  методических компонентов при самостоятельной работе можно добиться  не только получение и усвоение  знаний, умений и навыков, но решается вопрос дисциплины на уроке. В своей работе я выделяю основные самостоятельные работы: с книгой, раздаточным материалом, решение задач и т.д.
Виды самостоятельных работ

Работа с учебником    Эксперимент    Раздаточный материал    Решение задач    Экранные пособия    Семинары, лабораторные
работы
Составление  плана, кластера, таблиц, рисунков
доклада,
лото,
домино и т.д.    Трудовое умение, 
понятливость мышление, правильное
восприятие
действительности    Участвуют
различные органы  чувств    Совместно беседа,
рассказ    ИД,
к/ф.,
д/ф.,
слайды    Самостоятель-
ность,
активность

Развитие умений и навыков работы с учебником.
Овладение знаниями, умениями, навыками невозможно без самостоятельной работы учащихся с книгой (учебником, справочниками и т.д.). 
Овладение ребятами  умением  работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома. В процессе работы с учебной литературой у учащихся формируются умения осуществлять различные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения  работать с книгой позволяет более экономично  использовать учебное время,  как на уроке, так  и  при подготовке домашнего задания, написание докладов, рефератов. С первых уроков изучения биологии я направляю усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Мы рассматриваем темы, которые будут изучаться, рисунки, то есть знакомимся с его оформлением. Далее в процессе в обучения, овладеваем умением работы с текстом. Деятельность учеников можно организовать как в репродуктивном, так и поисковом плане.  В первом случае учащиеся  после ознакомления с текстом или рисунком в ответе воспроизводят изучаемый материал без существенных изменений – например, дать определение какого-либо термина или описать ход события (описать процесс митоза), выделяя главное. Я уделяю большое внимание  составлению схем и таблиц. Именно они отражают самое главное в теме, но не все могут правильно их составить и приходится сначала показывать, как это делать. Так, например, тема «Строение клетки» может быть представлена в нескольких вариантах, в зависимости от подготовленности класса. В первом, простом, случае заполнить таблицу по схеме:
Опишите, используя параграф №… строение и функции основных частей и организмов животной клетки в виде  таблицы:

Части и органоиды клетки    Состав, структура органоида    Основные функции.
        
В данном случае работа проводится  индивидуально. Очень важно формировать  умение находить в тексте учебника сведения для составления таблиц.
Другой вариант: «прочитайте параграф №… и запишите (зарисуйте) в каком виде представили бы данный органоид, исходя из его функции и строения, сравнивая с предметами и явлениями из вашей жизни». Это задание выполняется группами учащихся и носит уже поисковый  характер (рисунки в приложении). Здесь формируются не только умение  и знание, но и используется образное мышление (рисунок) и осуществляется развитие логически связанной речи (описание органоида).

Составление плана текста.В курсе X-XI класса описываются и биологические закономерности, взгляды ученых. Поэтому я считаю целесообразным использовать задания на составление плана текста, отбирая наиболее существенный материал. Так, при изучении темы «Естественный отбор – направляющий фактор эволюции», возможен такой план:
1. Значение теории Дарвина в открытии роли отбора, как важнейшего фактора эволюционного процесса. 
2. Борьба за существование – следствие естественного отбора.
3. Виды борьбы за существование:
а) внутривидовая борьба
в) межвидовая борьба
4. Зависимость эффективности естественного отбора.
Следовательно, организация деятельности учащихся по составлению плана в процессе обучения биологии должно уделяться большое внимание, так как оказывает существенное влияние на усвоение основного содержания на овладение учащихся  основными знаниями и умениями.
Поэтому я считаю, что при формировании умений, знаний и навыков необходимо уделять большое внимание работе с учебником.
Работа с рисунком учебника.Она имеет значение в усвоении дополнительной учебной информации, обогащает память ребят зрительным образом. Работа по описанию рисунка о строении клетки ориентирует учеников  на познавательную репродуктивную деятельность, а установление различий по рисунку процесса митоза и мейоза требует от учеников поисковой деятельности. В учебнике биологии X-XI класса преобладают рисунки абстрактного содержания. Поэтому  мне приходится дополнительно оказывать помощь при работе со схемами. Например: схема «Биосинтеза белка», «Фотосинтез», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных» в теме «Доказательства эволюции» позволяет выявить сходство и различие эмбриональных стадий разных организмов. Конечно, для такой работы необходимо   достаточное количество опорных знаний.
Работа на уроках – семинарах.Большое значение я придаю урокам – семинарам, так как здесь прослеживается активная самостоятельная работа учащихся с различными источниками знаний, решаются задачи и выполняются задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.
Ведущий становятся поисковые и исследовательские методы обучения.
По теме «Строение  и функции клетки» я проводила семинар с игровой направленностью, ученики 10-х классов говорили от имени органоида, стараясь доказать свою «самую главную» роль в клетке. Этому семинару предшествовала кропотливая работа с текстом, рисовались рисунки, создавались слайды. 
Эксперимент.Этот метод специфический для биологии, позволяющий ребятам в специально созданных условиях воспроизводить и наблюдать биологические процессы и явления, получать новые знания  теоретически их осмысливать.  Насколько успешным будет эксперимент,  зависит от ряда факторов:
- осознание цели эксперимента;
- правильно его поставить;
- наблюдение за ходом эксперимента;
- фиксирование результатов.
 На протяжении работы в школе я сталкивалась с такой проблемой, что учащиеся могут констатировать факт, а объяснить его не могут. Поэтому мне приходится разбирать эксперимент по частям – формулировать цель, сосредоточить внимание на главных сторонах изучаемого явления. Самостоятельность здесь невелика и работа идет в репродуктивном характере. В дальнейшем эта работа проводится самостоятельно и уже носит поисковый характер.    
Эксперимент – один из видов самостоятельной работы, воспитывает понятливость, трудовые умения, формирует мышления, правильное восприятие действительности. Этот метод может быть использован для достижения разнообразных  задач: повторение пройденного материала, закрепление знаний  и умений, развитие диалектического  и логического умения, творческой самостоятельности, аккуратности, навыков работы в коллективе.
Работа с раздаточным материалом.Этот метод играет большую роль в самостоятельной работе учеников. Я отвожу большую роль работе с раздаточными  материалами, так как использование натуральных объектов помогает обратить внимание  учащихся на сам объект изучения, выявить главное в строении, познать суть выявления, раскрыть существенные признаки, понятия. Работа с натуральными объектами имеет, по моему мнению, преимущества по сравнению   изобразительной наглядностью, так как  в этом случае в познании участвуют многие органы чувств, происходит всестороннее восприятие изучаемого объекта, формы, цвет, особенности строения, размер и другое. Но с другой стороны ребята не всегда могут выделить главное в массе предлагаемых признаков, обнаружить сущность биологических явлений, установить взаимосвязи, закономерности. Поэтому очень важно в работе с раздаточными материалами четко сформулировать вопросы, цели наблюдения, определить последовательность действий детей, подведение итогов. Например, большая самостоятельность у учащихся проявляется в выполнении лабораторной работы «Приспособленность организмов к среде обитания». Для этой работы я использую гербарный материал, комнатные растения,  коллекции с чучелами животных, их конечностей. Для работы задаются вопросы:
1.    определите среду обитания растений и животного, предложенного вам;
2.    выявить черты приспособленности и среде обитания;
3.    определите относительный характер приспособленности;
4.    объясните механизм возникновения приспособления на основе знаний о движущих силах эволюции.
Эта работа ученикам нравится. Во-первых: они работают с натуральными объектами, которые можно потрогать.
Во-вторых: умозаключения, которые они делают, исходят не только из изучаемого курса биологии, но и из жизненного опыта, специальных знаний. Именно поэтому результативность работы выше.
Умственная деятельность учащихся протекает совместно с практическими действиями, благодаря чему изучаемый материал воспринимается более плотно, разносторонне. Самостоятельная работа с натуральными объектами происходит с высокой активностью, способствует обобщению частных фактов, выведению из них закономерностей. Но мне приходится  заранее продумать, как сочетать эту форму работы с изложением материала, найти оптимальные варианты использования этого раздаточного материала (кому-то комнатные растения, кому-то гербарии), где продемонстрировать плакат для наглядности или прочитать часть текста в учебнике.
Решение задач.Самостоятельная работа предусматривает и такой тип деятельности как решение задач. В процессе решения задач ученики восстанавливают имеющие у них знания, обращаются к жизненному опыту, устанавливают межпредметную связь. Причем задачи решаются как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний. Самый большой интерес вызывает решение задач по генетике. Сначала решениепоказываю сама, потом обсуждаем  вместе ход решения задач, и только потом они могут уже самостоятельно решать их. Здесь ребята обращаются к учебнику, чтобы правильно решить задачу.   То есть в этом случае происходит не только самостоятельное пополнение знаний, но и, главное, их применение, то есть знания становятся действительными.    Решение задач можно использовать вместо рассказа, беседы, когда происходит одновременно процесс решения задач с объяснением действий задачи и выявление закономерностей.   То есть проявляется результат активного процесса обучения.
Работа с компьютером.В последние годы все чаще приходится применять на уроке компьютер. Это делает урок более наглядным и интересным. Здесь необходимо, чтобы представленный материал  играл роль не только наглядности, но и   выполнял другие образовательные задачи. Кроме основного обучающего текста в презентации, удобно давать самостоятельную работу, после которой легко её проверить.    В связи  с тем, что многие учащиеся  умеют работать на компьютерах, можно привлекать их   в качестве ассистентов на уроке. Даже сам факт использование на уроке компьютерных технологий уже их нацеливает на восприятие материала более глубоко. Но для  преподавателя это очень кропотливая работа, так как возможности программы большие, но нужно использовать и выбрать только оптимальный на данном уроке вариант. Так, например, урок «Основы генетики» можно провести, используя показ строения ДНК, как основную единицу наследственности, в качестве повторения, посмотреть и прочитать биографию Г. Менделя, записать основные термины (увеличив их на экране), основные положения моногибридного скрещивания. Для закрепления можно использовать вопросы программы или составить свои вопросы, вернуться к показу определений,  на которые  обучающиеся ответят самостоятельно. К сожалению, отсутствие в кабинете компьютера ограничивает проведение таких уроков.
Учитывая то, что в основном все обучающиеся имеют дома компьютеры и умеют на них работать, предоставляется возможность составлять с ними презентации по определенным темам. Ребята подбирают определенный текст, отделяют главный материал от второстепенного, вставляют соответствующие иллюстрации. Моя роль - направить эту деятельность в нужное русло. 
 Результатом этой  деятельности является формирование самостоятельности в работе и знание соответствующей темы.


III. Значение самостоятельных работ

Дорогу осилит идущий .
                                                                                        Пословица.

Самое трудное в работе   организации самостоятельных работ – это научиться  организовывать самостоятельную работу учащихся, постепенно передавая учащимся свои функции и роли, и не подавляя инициативы, руководить их самостоятельной работой. Результатом самостоятельной работы является:
- обучающий – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления оценки;
- развивающий – активность и напряжение психологических сил, формирование умений и навыков самостоятельного труда;
- воспитательный– воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и другое;
- диагностический– проявляет истинную картину усвоения обучаемым знаний, умений и навыков развития их интеллектуальных способностей и физических сил.

IV. Результат применение методов самостоятельных работ

В результате контроля, учета знаний, я сделала вывод, что в классах, где я чаще использовала для   обучения различные виды самостоятельных работ успеваемость 100 % и хороших оценок больше, чем в классах, где самостоятельных работ проводилось меньше.   
Применение  видов самостоятельных работ дает учащимся большую свободу, свободу детскому творчеству. Учитель и его ученик стоят в  равных позициях, где нет главного и подчиненного. Так возникает равноправный диалог учителя и ученика.  Ощутимые результаты  возникают постепенно. Это естественно. Дети не всегда воспринимают  обучение как мыслительный процесс. Но вера в то что мы делаем, придает уверенность . вот некоторые моменты, которые появились в моей работе :
1.    Переход от «знаний» к « познанию»
2.    Каждый ученик  имеет возможность задать вопрос или высказать , не боясь насмешек и « неправильных ответов», свое мнение.
3.    Учащиеся могут делиться своими суждениями, которые не всегда говорят.
4.    Формируется  устойчивая мотивация  и интерес к предмету. Качество знаний  по предмету- 75-80 %
5.    Участие в  школьных и городских олимпиадах.
6.    Уверенная сдача ЕНТ.
7.    Уверенность в выборе профессий, имеющих отношение к предмету «Биология».

V.Заключение

Курс «Общей биологии» должен не только формировать целостную картину мира, давать знания о положениях биологической науки об основных царствах и уровнях организации живой природы, строении и функционировании различных биологических и экономических систем, закономерностях индивидуального развития организмов  и исторического развития органического мира. Но и способствовать овладению основными интеллектуальными общеучебными, специальными практическими умениями, которые необходимы в дальнейшей жизнедеятельности.
Поэтому необходимо поднять уровень преподавания и качество знаний  обучающихся и в то же время преодолеть их перегрузку. Исходя из общих теоретических положений,  следует отбирать содержание учебного материала для каждого занятия, определять последовательность его изучения, использовать его в целях воспитания и развития детей. С учетом содержания конкретных учебно-воспитательных задач, наличия учебного оборудования, я определяю формы, методы, приемы обучения. С помощью методов и приемов обучения определяется  характер познавательной деятельности учащихся, либо они воспроизводят материал, либо проявляют творческую самостоятельность. Для повышения  качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма обучающихся, интереса к предмету.
Ребята должны знать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Важно, чтобы обучающимся учебная деятельность была интересной, приносила удовлетворение. Именно для этого я стараюсь применять разнообразные формы обучения.

VI.Список  использованной литературы

1.    Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», 
       М., Просвещение, 1982 г.
2.    Жарова Л.В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся», Л., 1982 г.
3.    Зимняя И.А. «Основы педагогической психологии», М., 1980 г.
4.    Коджеспирова Г.М. «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах», М., «Айрис-пресс», 2006 г.
5.    Кульневич С.В., Ланоценина Т.П. «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки», «Учитель», 2006 г.
6.    Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии», М., Просвещение, 1988 г.
7.    Мягкова А.Н., Сивоглазов В.И. «Планирование учебного процесса по общей биологии», М., «Высшая школа», 1990 г.
8.    Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников  в обучении», М., 1980 г.
9.     Прохорова  Е.В., Реброва Л.В. «Передовой опыт преподавания биологии в школе и профтехучилище» М., Профессиональное образование, 1992 г.
10.    Розенштейн А.М., Пугал Н.А. «Использование средств обучения на уроках биологии», М., Просвещение, 1989 г.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Использование современных информационных технологий на уроках начальных классов
Технология применения инструктивных карт для эффективной работы учащихся при выполнении практических и лабораторных работ на уроках биологии
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках НВП
Стремление к активному умственному труду
Физика вокруг нас
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе
Возможности современных информационных технологий на уроках русского языка и литературы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Инновационные технологии при обучении русскому языку
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 1882 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык