|
|
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Алматинская область
Енбекшиказахский район
с.Балтабай
Балтабайская средняя школа
учитель истории
Балгабеков Алмас Бейсенбаевич
Цель: Учить делать вывод на основе анализа о влиянии русской культуры на духовную жизнь казахского народа.
Задачи обучения
- Повторить опорные знания о достижениях русской культуры этого периода.
- Изучение нового материала:
- О духовной культуре казахского народа;
- О представителях казахской демократической культуры(ученый ШоканУалиханов, педагог ИбрайАлтынсарин, поэт Абай Кунанбайулы)
- Контроль и коррекция умения обобщать и делать вывод.
Задачи развития
- Развивать умение анализировать .
- Развивать умение выделять главный признак исторического явления
- Развивать умение самостоятельной работы с учебным материалом.
Задачи воспитания
- Формировать чувства гуманизма и гражданственности.
- Воспитывать чувство понимания прекрасного.
- Формировать умение видеть прекрасное в природе, труде человека, искусстве.
Содержание
- Влияние русской культуры и исторических исследований на духовную жизнь казахского народа.
- Научные исследования ШоканаУалиханова.
- Народное образование и литература.
- ИбрайАлтынсарин, Абай Кунанбайулы.
Средства обучения: живое слово учителя, учебник, план-рассказ.
Форма обучения: Индивидуально-фронтальная.
Метод обучения: Самостоятельная работа.
Ход урока
Организационный момент. Постановка цели и задач урока, сообщение темы.
Ребята, тема нашего урока - Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Перед нами стоит цель: выяснить, как влияла русская культура на духовную жизнь казахского народа. Для этого вспомним, какую роль сыграли ссыльные революционеры в развитии духовной жизни Казахстана.
Благодаря их труду начались исследования природных богатств края, его истории, фольклора, материальной культуры.
Под влиянием взглядов русских революционеров-демократов – Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова – выросло целое поколение казахских просветителей.
Имело ли это продолжение во второй половине 19 века, каким было взаимодействие двух культур и их представителей, мы выясним, работая с материалом §25,§26,§27.
Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Самостоятельно изучая вопросы темы, составьте план и напишите вывод по изученному материалу.
Первый ряд изучает вопрос – Русская демократическая культура и великий ученый ШоканУалиханов.
Второй ряд изучает вопрос – Народное образование и литература.
Третий ряд изучает вопрос - ИбрайАлтынсарин, Абай Кунанбаев.
Все составляют план и, обобщая, делают вывод. По оканчанию работы мы обменяемся мнениями. Подведем итог, сделаем общий вывод по теме.
План первого вопроса.
- П.П. Семенов – Тянь-Шаньский (1827 – 1914): путешествие на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. Полное описание Киргизского края.
- Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов: Географическое описание Казахстана.
- В.В. Радлов (1837-1918): Образцы народной литературы тюркских племен.
Изучение Казахстана ссыльными офицерами Генерального штаба, русскими чиновниками
- В.В Вельяминов-Зернов: Исследования о Касымских царях и царевичах;
- А.И Добросмыслов: Тургайская область очерк
- Н.Н Аристов: Заметки об этническом составе тюркских племен.
- М.Красовский: Область сибирских киргизов
- Л.Майер: Киргизкая степь Оренбургского ведомства.
- Т.Г. Шевченко (годы ссылки 1847-1857): рисунки – Казахская семья, Казах на лошади.
Вывод
Таким образом мы видим что заслуга представителей русской демократической культуры заключается в том, что они первые изучали язык, обычаи, обряды, историю, фольклор, хозяйство казахов, опубликовали архивные данные тексты документов провели исследования истории материальной и духовной культуры казахского народа внесли вклад в развитие казахско - русской дружбы.
Выдающийся казахский ученый ШоканУалиханов родился в 1835 году в крепости Кусмурун.
Детские годы
- Влияние бабушки Айганыш
- Влияние русской интеллигенции
- Поступление в Сибирский кадетский корпус
- Влияние прогрессивных писателей на мировоззрение Шокана.
Научные исследования
- Участие в поездке генерала Г.Х Гасфорта по Ц.К
- Иссык-Кульская экспедиция, изучение эпоса Манас
- Поездка в Кашгар – О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу.
Вывод
Своим творчеством, научными исследованиями ШоканУалиханов внес огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии, заслужил мировое признание.
Это послужило основой глубокого изучения истории этнографии казахского народа.
Вопрос2. Народное образование и литература.
План
Общественный прогресс, общественное движение, преобразования в законодательстве
И их положение влияние на дело просвещения в национальных районах.
- Создание библиотек научных обществ музеев
- Туркестанский статистический комитет
- Семипалатинский статистический комитет;
- Русское географическое сообщество
- Семипалатинская общественная библиотека – ее роль в просвещении
- Увеличение русско-казахских школ
- Влияние Временного положения в определении главного направления просвещенческого дела;
- Мектебы и медресе их роль в обучении молодежи
- Первая казахская учительская школа
- Открытие русско - туземных школ
Препятствия, тормозящие дело развития образования в Казахстане:
- Скудность средств
- Нехватка учителей
- Нехватка книг и пособий
Вывод
Несмотря на то что средства на образование выделялись скудные и часть денег собиралась у населения, зарплата учителей была очень низкая, не хватало учебников и учебных пособий, книг, образование в Казахстане все же развивалось: открывались русско- туземные в школы, мектебы, медресе.
Вопрос 3ЫбырайАлтынсарин(1841-1889).
План
ЫбырайАлтынсарин 20 октября 1841 года.
Детство:
- 1857 окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.
- Влияния разночинной интеллигенции.
- Работа В Оренбургском областном правлении:
- Работа учителем и формирование педагогических знаний;
- Взгляды на реформы
- Взгляды на аграрную политику царизма.
Просветительская деятельность
- 1879 год – инспектор школ в Тургайской области.
- Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ;
- Основоположник женского образования
- Организация учебных заведений для подготовки учителейначальных классов
- Использование опыта русской демократической учебной системы
- Роль пособий вКиргизская хрестоматия и Основное руководство по обучению киргизов русскому языку в деле просвещения.
Алтысарин ученый и писатель
- Рассказ Кыпшаксейткул;
- Талантынкайдасы;
Вывод
ИбрайАлтынсарин сыграл огромную положительную роль в деле просвещения
казахского народа как педагог-просветитель, ученый и писатель.
Он горячо верил что настанет время и его народ будет жить свободной счастливой жизнью.
Абай Кунанбаев (1845-1904)
Великий поэт, основоположник казахской письменной литературы мыслитель, композитор.
Абая( настоящие имя Ибраим) родился в 1845 году в Чингизких горах Семипалатинской области.
Детство:
- Образование;
- Влияние русской интеллигенции на мировоззрение поэта и его творчество.
- Абай композитор.
- Абай сторонник дружбы русского и казахского народов.
Ученики
Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауя.
Предательство близких людей. Одиночество поэта. Гибель сыновей.
1904 безвременная кончина Абая
Абай как филосовГаклию
Вывод
Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай – классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа.
Устное обсуждение изученного материала Коррекция
Вывод по теме:
Итак, под влиянием демократических антикрепостнических идей лучших представителей многонациональной России, формировалась национальное самосознание казахского народа. В крае развивалось просвещение и образование, послужившее формированию демократически настроенной казахской интеллигенции, первых педагогов-просветителей,
писателей, композиторов и певцов.
Подведение итогов урока: оценка деятельности учащихся
Домашнее задание:§25,§26,§27
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |