Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Занимательная химия


Занимательная химия

Занимательная химия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную  направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
Данная модифицированная программа разработана на основе Примерной  программы по химии среднего общего образования.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике 
Задачи программы:
Обучающие:
-   формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности; - формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с   веществами;
-  формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента; - продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; - продолжить формирование коммуникативных умений; - формирование презентационных умений и навыков;
-  на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством; - дать возможность учащимся проверить свои способности в    естественнообразовательной области.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. 
• Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:  
• Вызвать  интерес к  изучаемому предмету 
Программа кружка “Занимательная химия”  рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа  (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей 8 – 9 классов.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ. 
Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
• правила сборки и работы лабораторных приборов; 
• определение массы и объема веществ;
• правила экономного расхода горючего и реактивов;
• порядок организации своего рабочего места;
Уметь:
• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и  лабораторный эксперимент;
• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять  плотность исследуемых веществ;
• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов  для проведения опытов;
• получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией,  работать с растворами различных веществ;
• находить проблему и варианты ее решения;
• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способамирегистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-  популярной литературой;
• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;
• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять  ошибки в работе других участников группы;
• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные  средства наглядности при выступлении.
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план.
 
Тема Всего часов В том числе Форма занятий
теория практика
Вводное занятие. 1 1 Лекция 
 
Ознакомление с кабинетом химии 
и изучение правил техники
 безопасности 1 1 Игра по технике безопасности
Знакомство с лабораторным 
оборудованием. 1 1 Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. 1 1 Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Нагревательные приборы и пользование ими. 1 1 Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
Взвешивание, фильтрование и перегонка. 1 1 Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей
Выпаривание и кристаллизация 
1 1 Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ 3 1 2 Лекция.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
 
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. 1 1 Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.
Кристаллогидраты. 2 1 1 Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов
Химия и медицина. 1 1 Лекция, сообщения учащихся
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». 2 2 Показ демонстрационных опытов
Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай». 3 3 Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами
Игра. «Счастливый случай»
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. 2 2 Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр: 
“Химическая эстафета” 
“Третий лишний”.
Химия в природе. 2 1 1 Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». 
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. 1 1 Круглый стол, сообщения учащихся
Проведение дидактических игр:
• кто внимательнее 
• кто быстрее и лучше 
• узнай вещество 
• узнай явление 4 2 2 Игры с учащимися кружка
Профориентационная лекция. 1 1 Экскурсия в г. Мурманск
Химия в быту. 2 1 1 Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. 
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
Общий смотр знаний.
Игра “Что? Где? Когда?” 3 3 Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов
Всего 34 10 24
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13]
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
2. Перегонка воды. [11]
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
• “Вулкан” на столе, [5]
• “Зелёный огонь”, [5]
• “Вода-катализатор”, [5]
• «Звездный дождь» [4]
• Разноцветное пламя [4]
• Вода зажигает бумагу [4]
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка. Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
• “Химическая эстафета”[4]
• “Третий лишний”. [4]
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
• Химические водоросли [5]
• Тёмно-серая змея. [5]
• Оригинальное яйцо [6]
• Минеральный «хамелеон» [4]
16. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье [9]
-Химические реакции внутри нас [3]
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
• кто внимательнее [1]
• кто быстрее и лучше
• узнай вещество
• узнай явление [1]
18. Занятие по профориентации.
Экскурсия в МГТУ г. Мурманск
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Литература
1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
4. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
5. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
7. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
8. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
9. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
10. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
11. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
12. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
13. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
14. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Витамины
Доказательства эволюции органического мира
Требования к учебному кабинету
Авторская программа дополнительного образования «Жас шебер»
Программа повышения результативности обучения в условиях компетентностного подхода
Физика вокруг нас
Информационные системы
Экспериментальная программа по информатике «Компьютерная графика»
Природа в литературе
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Бөлім: Уроки / Химия | Көрсетілім: 3003 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык