Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Кровеносные сосуды, их строение и функции. Круги кровообращения


Кровеносные сосуды, их строение и функции. Круги кровообращения

Тема Кровеносные сосуды, их строение и функции. Круги кровообращения

Цель: закрепить знания учащихся о строении и работе сердца. Изучить строение кровеносных сосудов и их особенности, функции и роль в кругах кровообращения. Сформировать понятие о кругах кровообращения, продолжать работу с новыми терминами.

Задачи:

Образовательные

  • формировать новые анатомофизиологические понятия о: анатомическом строении кровеносных сосудов и физиологических процессах в них, о большом и малом кругах кровообращения.
  • Развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения сердца и кровеносных сосудов и функций сердца и кровеносных сосудов.
  • Продолжать формирование умения работать с опорными конспектами, учебником, наглядными пособиями.

Воспитательные  - осуществлять нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, доказывая пользу физических упражнений для сердца и сосудов и вред наркотических веществ.

Развивающиеразвивать интеллектуальные способности личности учащихся, мышление, речь,  организовывая работу в парах, консультацию «сильный-слабый», работу консультантов на уроке, опережающим заданием для сильных учащихся.

Методы обучения. Частично поисковый, проблемный.

Приемы: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (работа с ОК, работа со слайдами, таблицами), практические (письменная проверка при закреплении нового материала)

Форма организации учебной деятельности. Комбинированный урок.

Основные понятия и термины:  артерии, вены, капилляры, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения, пульс, кровяное давление, гипертония, гипотония.

Оборудование:  таблицы «Строение сердца», «Работа сердца», «Система кровообращения», компьютер, видеопроектор, слайды, опорные конспекты.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие класса, постановка целей и задач урока) – 2-3 минуты
  2. Проверка  домашнего задания (индивидуальная проверка – 1) тесты (6 учеников), с последующей проверкой консультантов по оценочному листу), 2) решение задач у доски (2 ученика);

 3) работа с классом – фронтальный опрос класса при помощи слайдов через видеопроектор) – 10-12 минут

  1. Изучение нового материала (самостоятельная работа по рядам и в парах по учебнику и опорным конспектам, с последующим обсуждением и выводами) – 25 минут
  2. Закрепление (выполнить задание, вставить пропущенные слова в тексте) – 5 минут
  3. Домашнее задание (§ 33, подготовить сообщение на тему гипертония, гипотония)

Организационный момент

Учитель: Сегодня наш урок посвящен изучению кровеносных сосудов и кругов кровообращения. Вы должны познакомиться со строением кровеносных сосудов и их функциями, а также ответить на вопросы:

Какую роль выполняют кровеносные сосуды в организме человека? Что заставляет кровь по ним двигаться? Как осуществляется одностороннее непрерывное движение крови? Какая связь между кровеносными сосудами и  малым и большим кругами кровообращения.

Но сначала мы повторим то, что узнали на прошлом уроке. Какую тему мы изучали?

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания будет проведена индивидуально - по тестам, решением расчётных задач у доски и в виде фронтального опроса со всем классом, оба вида опроса проводятся с работой учеников-консультантов. Ученики – консультанты (на каждом ряду 2 человека) имеют оценочные листы, в которых выставляют оценки за тесты и за работу на уроке при проверке домашнего задания, а также при дальнейшей работе по новой теме. Затем в конце урока учитель выводит учащемуся общую оценку за работу на уроке.

Оценочный лист

№ уч-ся

Фамилия Имя

учащегося

Оценка за домашнее задание (тест, устн. ответ)

Изучение новой темы

Сам - ая работа по новой теме

Закрепление

Итоговая оценка

1.

 

 

 

 

 

Тесты (выполняют по 2 ученика в каждом ряду, за первыми партами) – время выполнения 7 минут, затем отдают работы ученикам-консультантам, они проверяют и ставят оценку в оценочный лист.

1. Полый мышечный орган, разделённый на 4 полости:

 А) желудок,  Б) кишечник,  В) сердце,  Г) мозг

2. Масса сердца взрослого человека равна:

    А) 100г.,  Б) 250-300г.,  В) 500г.,  Г) 150-200г.

3. К кровеносным сосудам относятся:   а) артерии,  б) вены,  в) капилляры,  г) все перечисленные сосуды

4. За 1 минуту, в относительном покое сердце сокращается:

    А) 100 раз,   Б) 65-75 раз,  В) 50-60 раз,   Г) 85-95 раз,

5. Тонкий наружный слой сердца называют:

    А) эпикард,  Б) перикард,  В) эндокард,  Г) миокард,

6. Слой сердца, в котором расположены нервные узлы называется:

    А) эпикард,  Б) перикард,  В) эндокард,  Г) миокард,

7. Слой сердца, образованный сетью нервных волокон и рецепторов, обеспечивающий высокую чувствительность к объёму и химическому составу притекаемой крови:

    А) эпикард,  Б) перикард,  В) эндокард,  Г) миокард,

8. Соотнесите цифры и буквы, охарактеризовав работу клапанов сердца в сердечном цикле:

А) открыты во время систолы предсердий

Б) открыты во время систолы желудочков

С) закрыты во время систолы желудочков

Д) открыты во  время диастолы

Е) закрыты во  время диастолы

9. Соотнеси цифры и буквы, указывая длительность фаз сердечного цикла:

1. Систола предсердий                  А) 0,8 секунды

2. Систола желудочков                  В) 0,1 секунды

3. Диастола                                      С) 0,4 секунды

4. Сердечный цикл                         Д) 0,3 секунд

10. Ритмичное колебание стенок кровеносных сосудов называют:

А) пульс,  Б) систола,  В) диастола,  Д) пауза

Ключ:  1в, 2б, 3г, 4б, 5а, 6г, 7в, 8 – 1В,С;  2А,С,Д,;  9 – 1В, 2Д, 3С, 4А,;  10а

Параметры оценки:  0 ошибок – «5»;  1-2 ошибки – «4»;  3-4 ошибки – «3»;  более – «2».

Задача № 1

Вычислите объём крови у человека массой 60 кг, если известна, что массовая доля крови = 7%, а её плотность = 1,06 г/см3

Задача № 2

Вычислите работу предсердий, желудочков и фазу покоя у ребёнка 14ти лет.

Фронтальный опрос класса, проводится при помощи компьютера и видеопроектора, консультанты фиксируют правильные ответы знаком «+» в оценочном листе.

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки,

Кто работу сердца знает - быстро руку поднимает,

на вопросы отвечает, сразу балы получает,

А пять балов наберёшь – приз «оценку» заберёшь.

  1. Сердечнососудистая система – это ….
  2. Кровообращением называют …
  3. Сердце – это …
  4. Кровеносными сосудами являются …
  5. Масса сердца …
  6. Серозная жидкость …
  7. Сердце образовано …
  8. Перикард …
  9. За 1 минуту сердце совершает …
  10. Отделы сердца …
  11. Сердечный цикл состоит из …
  12. Время протекания сердечного цикла …
  13. Систола предсердий – это …
  14. Во время систолы желудочков створчатые клапаны …
  15. Сокращение желудочков длится …
  16. Диастола – это …
  17. Кардиология – это …

Учитель, обращается к консультантам:

Кто-нибудь набрал пять балов, а четыре бала? Консультанты назовите оценки ребят за тесты и решение задач.

Постановка учебной проблемы.

А теперь переходим к изучению новой темы.

Послушайте внимательно отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученики:   В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения, о кровеносных сосудах по которым оно осуществляется, о кругах кровообращения.

Учитель,   Давайте изучим строение кровеносных сосудов и путь крови в организме человека.

Для этого вам предстоит изучить опорные конспекты к уроку и параграф 33 по плану, каждый ряд изучает свой вопрос (І – ряд Артерии, ІІ – ряд Вены, ІІІ – ряд Капилляры), а затем вы обмениваетесь приобретённой информацией, т.е. рассказываете всё, что изучили по данной теме. На эту работу вам даётся 7 минут, после чего мы слушаем от каждого ряда по 2-3 ученика.

Два ученика получают домашнее задание заранее подготовить рассказ о кругах кровообращения на оценку, после изучения строения кровеносных сосудов по рядам учащиеся рассказывают о малом и большом кругах кровообращения, объясняя по таблице.

План к опорному конспекту и  § 33.

Вопросы первого ряда:

  1. Артерии – это …
  2. Основными функциями артерий является …
  3. Стенки артерий образованы …
  4. Артерий различают по размеру и диаметру, …
  5. По артериям течёт кровь …
  6. Давление крови в артериях …
  7. Скорость движения крови в артериях …
  8. На артериях, лежащих поверхностно можно определить …
  9. Пульс – это …
  10. При некоторых заболеваниях, курении, ожирении и других происходит …

Вопросы второго ряда:

  1. Вены – это …
  2. Стенки вен образованы …
  3. Особенностью в строении вен является …
  4. Вены различают по размеру и диаметру …
  5. По венам движется кровь …
  6. Давление крови в венах …
  7. Скорость движения крови в венах …
  8. Крупные нижняя и верхняя полые вены собирают кровь ….
  9. Докажите, что сосуды расположенные на тыльной стороне ладони – это вены.

Вопросы третьего ряда:

  1. Капилляры – это …
  2. Где расположены капилляры…
  3. Строение капилляров …
  4. Давление крови в капиллярах …
  5. Скорость движения крови в капиллярах …
  6. Через поры в стенках капилляров проникают …
  7. Чему это способствует низкое давление крови в капиллярах?

На каждый стол учащимся раздаются опорные конспекты и планы для работы с текстом учебника и конспектом.

Опорные конспекты с дополнительными рисунками к уроку (у каждого учащегося на парте)

Артерииэто кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца к органам и тканям. Их основными функциями являются: быстрая доставка крови к органам и тканям, а также обеспечение высокого давления, необходимого для поддержания непрерывного тока крови через капилляры.

Стенки, как крупных артерий, так и мелких артериол состоят из трех слоев (посмотрите рисунки, найдите и назовите эти слои). Их полость выстилает однослойный эпителий. Средний слой представлен толстым слоем гладких мышц, способных сокращаться и обеспечивать расширение и сужение просвета сосудов. Внешний слой – это наружный слой плотной соединительной ткани. В стенке артерий много эластических волокон. По артериям большого круга кровообращения идёт артериальная кровь, насыщенная кислородом, по артериям малого круга кровообращения идет венозная кровь, насыщенная оксидом углерода (СО2). Диаметр аорты, самой крупной артерии, составляет 25 мм, артерий - 4 мм, артериол, самых мелких артерий - 0,03 мм. Скорость движения крови в крупных артериях достигает 0,5 м/сек.

Давление крови в артериальной системе пульсирующее. В норме в аорте человека оно наибольшее в момент систолы сердца и равно 120 мм рт. ст., наименьшее — в момент диастолы — 80 мм рт. ст.

Кровь в артерии поступает порциями, она безостановочно движется по сосудам благодаря эластичности стенок артерий и способности их изменять диаметр просвета сосудов. Периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца называется пульсом. Пульс можно определять на артериях, лежащих поверхностно на костях (лучевая, височная артерии). У здорового человека пульс ритмичный — 60—80 ударов в минуту. При некоторых заболеваниях у человека сердечный ритм нарушается (аритмия).

 

Капилляры. Капилляры — самые тонкие (диаметр 0,005—0,007 мм) и короткие (0,5—1,1 мм) микроскопические кровеносные сосуды, состоящие из однослойного эпителия. Капилляры примерно в 50 раз тоньше человеческого волоса.  Они располагаются в межклеточных пространствах, тесно прилегая к клеткам тканей и органов. Общее число капилляров огромно. Суммарная длина всех капилляров тела человека около 100 тыс. км, а их общая поверхность составляет примерно 1,5 тыс. га. Малая толщина этого слоя, тесный контакт его с клетками органов и тканей, низкая скорость потока крови (0,5—1,0 мм/'с) обеспечивают возможность быстрого обмена веществами между кровью капилляров и межклеточной жидкостью. В стенке капилляров имеются поры, через которые вода и растворенные в ней неорганические вещества (глюкоза, кислород и др.) могут легко переходить из плазмы крови в тканевую жидкость в артериальном конце капилляра, где давление крови составляет 30—35 мм рт. ст. Низкое давление крови в капиллярах способствует процессу газообмена и обмена веществ. Изменяется концентрация кислорода и углекислого газа в крови.

 

Вены. Вены – это кровеносные сосуды, которые несут кровь к сердцу. Стенки вен тонкие, легко растяжимые, так как имеют слабо развитый мышечный слой и небольшое количество эластических волокон. Вены, в отличие от артерий, залегают поверхностно. В строении вен есть особенность, они имеют карманообразные клапаны, которые обеспечивают движение крови по направлению к сердцу, а не от него.

Клапаны, сокращения скелетной мускулатуры, приводящие к сдавливанию вен, вызывают активное нагнетание крови по направлению к сердцу,  при вдохе возрастает отрицательное давление в грудной полости, что способствует оттоку крови из крупных вен к сердцу.

Диаметр самых крупных полых вен составляет 30 мм, вен  среднего размера - 5 мм,  венул, самых мелких вен -  0,02 мм. Скорость движения крови в венах составляет 20 см/с и менее, при этом давление крови низкое или даже отрицательное. В венах содержится около 65—70% всего объема циркулирующей крови, по двум крупным венам нижней и верхней полой венам, вся венозная кровь от внутренних органов вливается в правое предсердие. Под действием силы тяжести кровь в венах нижних конечностей имеет тенденцию застаиваться, что приводит к варикозному расширению вен.

 

 

Учитель:

Вы познакомились со строением кровеносных сосудов и их функциями, выяснили, какую роль выполняют кровеносные сосуды в организме человека.

А что заставляет кровь по ним двигаться?

Как осуществляется одностороннее непрерывное движение крови?

Учитель:  Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением, выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови. Итак, сердце, сокращаясь, создает давление.

Какая связь между кровеносными сосудами и  малым и большим кругами кровообращения?

Все сосуды и артерии, и вены, и капилляры образуют сложную систему сообщающихся каналов по которым непрерывно циркулирует кровь. В теле человека кровь движется по двум кругам кровообращения — большому (туловищному) и малому (легочному).

Большой и малый круги кровообращения.

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, из которого артериальная кровь выбрасывается в самую крупную по диаметру артерию —аорту. Аорта делает дугу влево и затем проходит вдоль позвоночника, разветвляясь на более мелкие артерии, несущие кровь к органам. В органах артерии разветвляются на более мелкие сосуды— артериолы, которые переходят в сеть капилляров, пронизывающих ткани и доставляющих им кислород и питательные вещества. Венозная кровь по венам собирается в два крупных сосуда — верхнюю и нижнюю полые вены, которые вливают ее в правое предсердие.

Левый желудочек, сокращаясь, выбрасывает артериальную кровь в аорту —самую крупную артерию человека. От нее ответвляются артерии, снабжающие кровью все органы, включая само сердце. В каждом органе артерии постепенно ветвятся, образуя густые сети мелких артерий и капилляров. Из капилляров большого круга кровообращения ко всем тканям тела поступает кислород и питательные вещества, а из клеток в капилляры переходит углекислый газ. При этом кровь превращается из артериальной в венозную. Капилляры сливаются в вены, сначала мелкие, а затем в более крупные. Из них вся кровь собирается в две большие полые вены. Верхняя полая вена несет в сердце кровь от головы, шеи, рук, а нижняя полая вена — от всех остальных частей тела. Обе полые вены впадают в правое предсердие.

Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называют большим кругом кровообращения. Кругооборот крови по большому кругу кровообращения происходит за 20—23 с, по малому— в 5 раз -скорее. Венозная кровь из правого предсердия попадает в правый желудочек, откуда направляется по малому кругу кровообращения.
У выхода аорты и легочной артерии из желудочков сердца находятся полулунные клапаны. Они имеют вид кармашков, расположенных на внутренних стенках кровеносных сосудов. При выталкивании крови в аорту и легочную артерию полулунные клапаны прижимаются к стенкам сосудов. При расслаблении желудочков кровь не может вернуться в сердце, так как, затекая в кармашки, она растягивает их и они плотно смыкаются. Таким образом, полулунные клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении — из желудочков в артерии.

Малый круг кровообращения. В правую часть сердца попадает венозная, бедная кислородом кровь. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в легочную артерию. По двум ветвям, на которые делится легочная артерия, кровь направляется к легким. В легких ветви легочной артерии распадаются на все более мелкие артерии и переходят в капилляры, густо оплетающие многочисленные легочные пузырьки, куда поступает атмосферный воздух. Когда кровь течет по капиллярам легких, в нее поступает кислород. Одновременно углекислый газ из крови переходит в воздух, заполняющий легкие, т. е. в капиллярах легких венозная кровь становится артериальной. Затем кровь собирается в вены. Сливаясь друг с другом, они образуют четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие. Кругооборот крови по малому кругу кровообращения происходит за 4-5 секунд.

Путь крови от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия называется легочным или малым кругом кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда выходит артериальный легочный ствол, который разделяется на две легочные артерии, несущие кровь к легким. В легких крупные артерии ветвятся на более мелкие артериолы, переходящие в сеть капилляров, густо оплетающих стенки альвеол, где и происходит обмен газами. Насыщенная кислородом артериальная кровь по легочным венам поступает в левое предсердие. Таким образом, в артериях малого круга кровообращения течет венозная кровь, в венах — артериальная.

Не весь объем крови в организме циркулирует равномерно. Значительная часть крови находится в кровяных депо — печени, селезенке, легких, подкожных сосудистых сплетениях. Значение кровяных депо заключается в возможности быстрого обеспечения кислородом тканей и органов при экстренных ситуациях.

Закрепление изученного материала:

Итак, мыс вами ответили на все вопросы, которые стояли перед нами в начале урока, кто-то хорошо разобрался в новой теме, кто-то похуже. Давайте выполним задание, в котором вы проверите свои полученные знания, вставляя в текст пропущенные слова.

Задание, вставить пропущенные слова или фразы


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Строение и значение опорно-двигательной системы человека
Решение генетических задач
Опорно-двигательная система человека
Строение глаза. Зрительный анализатор
Витамины
Хеморецепторы. Вкус. Обоняние
Тромбоциты. Свертывание крови
Работа сердца. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний
Система органов произвольного движения
Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни
Бөлім: Уроки / Биология | Көрсетілім: 10117 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык