|
|
Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни
Цель урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.
Задачи :
1. Образовательные :ознакомить с внешним и внутренним строением земноводных на примере лягушки. Сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.
2. Развивающие : самостоятельно выбирать критерии для сравнения. Извлекать необходимую информацию из источников. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.
3. Воспитательные : формирование умений работы в группах, в парах. Уметь принимать совместные решения. Формирование самооценки личности.
Знать:
1.Общую характеристику класса земноводные.
2.Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
Уметь:
1.Уметь составлять общую характеристику класса.
2.Уметь распознавать системы органов земноводных.
3.Уметь доказать земноводный образ жизни.
4.Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и рыбами
Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы
Методы: работа в группах, в парах.
Оборудование: интерактивная доска, схемы, таблицы, презентации.
Наглядные оборудования: схемы, таблицы, презентация
Основные понятия: земноводные, амфибии, слюнные железы, жабры, легкие, два круга кровообращения, клоака, стремечко, пойкилотермные.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников. Делит класс на 4 группы (синий, зеленый, голубой, коричневый)
2. Изучение нового материала
а. Мотивационно-целевой этап урока (Слайд 2)
Учитель начинает урок с рассказа старинной финской сказки, в которой говорится о том, что жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, зачем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»
В кого же превратилась младшая царевна? Чему же так удивляются люди?
Учитель:
Итак, лягушка – это животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше.
А теперь обратите свое внимание на цвет вашей группы и скажите: Как можно связать этот цвет с земноводными?
б. Постановка проблемы
Если так изменилось внешнее строение земноводных, повлекло ли оно за собой изменение внутреннего строения этих животных?
Да вы правы. А хотите ли вы узнать, какие изменения внутреннего строения земноводных произошли, в связи с выходом их на сушу. Тема нашего урока звучит так: «Строение и деятельность внутренних органов земноводных». (Слайд 3)
Вы сами определили тему нашего урока. Но прежде ,чем перейти к изучению данной темы, обозначьте пожалуйста круг ваших вопросов, на которые бы вы хотели ответить к концу нашего урока. Я предлагаю вам, работая в паре, заполнить левую часть таблицы. Правую вы заполните в конце урока.
в. Рефлексия (Слайд 4)
Учащиеся работают в парах и заполняют левую часть таблицы.
Знаю о внутреннем строении земноводных Хочу узнать Узнал на уроке
Знания ученика Вопросы, задачи урока.
После окончания работы с таблицей учащиеся ставят вопросы, на которые бы они хотели получить ответ (учащиеся опираются на схему изучения внутреннего строения животных).
г. Работа в группах:(Слайд 5)
Вопросы (задачи )для изучения внутреннего строения земноводных:
1-Строение пищеварительной системы;
2-Строение кровеносной системы;
3-Строение дыхательной системы;
4-Строение нервной системы.
1 группе,( строение пищеварительной системы) было дано задание сравнить пищеварительную систему лягушки и рыбы. В помощь выводится слайд презентации на экран.(Слайд 6)
Выводы группы: пищеварительная система лягушки состоит из тех же отделов, что и у рыб. Учащиеся по презентации рассказывают о том, как лягушка и жаба ловят добычу
2 группе (строение кровеносной системы) дано задание : в чем разница строения кровеносных систем рыб и лягушек. Учащиеся рассказывают о строение кровеносной системы лягушки, о строении сердца. (Слайд 7)
Вывод: кровеносная система лягушки устроена сложнее. Появляется трехкамерное сердце и два круга кровообращения. Кровь смешанная поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям. Так как обмен веществ у них вялый кровь смешанная – они холоднокровные животные.
3 группа (строение дыхательной системы) отвечала на вопрос: в чем особенность лягушки от рыб? (Слайд 8)
Вывод : провели сравнение органов дыхания рыб и лягушки, подробно рассказав о том, как происходит дыхание. Дыхательная система личинок –головастиков отличается от взрослых животных.
4 группа : учащиеся сравнили нервную систему .(Слайд 9)
Сделали вывод о том, что в головном мозге сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария. Плохо развит мозжечок, поэтому движения однообразны, условные рефлексы вырабатываются медленно для этого требуется время.
д.- Совместная работа с наглядностью
Как и все живые организмы, земноводные должны размножаться и оставлять после потомство. Давайте вместе с вами разберем как выясним как происходит развитие и размножение в воде. Вначале урока, выбирая синий цвет мы говорили о том, что земноводные воз во время размножения в воду. Значит развитие и размножение происходит в воде. Самки откладывают в воду икру, самцы поливают ее жидкостью, содержащую сперматозоиды. Что происходит дальше ? Кто расскажет, используя слайд ?( слайд 10)
Лабораторная работа (Слайд 11)
Тема: Внешнее строение лягушки и ее скелет
Цель: познакомиться с внешним строением и скелетом лягушки, углубить знания о строении лягушки
Оборудование: рисунок лягушки, муляж скелета лягушки, схематический рисунок внешнего строения и скелета рыбы.
Ход работы:
1. По рисунку лягушки сделайте сравнительный (с рыбой) анализ формы тела, отделов тела.(Слайд 12)
2. Обратите внимание на особенности конечностей лягушки. Сравните со схематическим рисунком.
3. Обратите внимание на пару выпуклых глаз и пару ноздрей на голове, их расположение, закрывающую ухо барабанную перепонку, подвижные веки.
4. Обратите внимание на особенности строения передних и задних конечностей.
5. Сравните отделы скелета лягушки со скелетом рыбы.(Слайд 13)
6. Сравните отделы позвоночника лягушки – шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой со скелетом рыбы, определите разницу.
7. Найдите во внешнем строении и скелете лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, и отметьте их.
Закрепление. Игра «Черный ящик».(Слайд 14)
А) Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы)
Б) Биологические задачи(Слайд 15)
№1
В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных , а в тропиках 1,5 тыс видов. Как это объяснить?
№2
Почему кожа лягушки покрыта слизью, а не водой?
№3
В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см; а при температуре 250 С около 100 см. Почему?
Итоги.
1. Заполнение правой стороны таблицы: « Знаю, хочу узнать, узнал»
2. И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти
Домашнее задание:
1. П. 48, 1,2 абзацы.
2.подготовить сообщение о представителях земноводных.
3. составить кроссворды на тему « Земноводные» по желанию.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |