Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни


Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни

Внешнее и внутреннее строение лягушки и ее земноводный образ жизни

Цель урока: раскрыть особенности внешнего и  внутреннего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.
Задачи :
1.    Образовательные :ознакомить с внешним и внутренним строением земноводных на примере лягушки. Сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.
2.    Развивающие : самостоятельно выбирать критерии для сравнения. Извлекать необходимую информацию из источников. Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.
3.    Воспитательные : формирование умений работы в группах, в парах. Уметь принимать  совместные решения. Формирование  самооценки личности.
Знать:
1.Общую характеристику класса земноводные.
2.Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
Уметь:
1.Уметь составлять общую характеристику класса.
2.Уметь распознавать системы  органов земноводных.
3.Уметь  доказать земноводный образ жизни.
4.Уметь устанавливать  взаимосвязь между земноводными и рыбами
Тип урока: изучение новой темы с элементами  лабораторной работы
Методы: работа в группах, в парах.
Оборудование: интерактивная доска, схемы, таблицы, презентации.
Наглядные оборудования: схемы, таблицы, презентация
Основные понятия: земноводные, амфибии,  слюнные железы, жабры, легкие, два круга кровообращения, клоака, стремечко, пойкилотермные.

Ход урока
1.    Организационный момент 
Учитель приветствует учеников. Делит класс на 4 группы (синий, зеленый, голубой, коричневый)
2.    Изучение нового материала
а. Мотивационно-целевой этап урока (Слайд 2)
Учитель  начинает урок с рассказа старинной финской сказки,  в которой говорится о том,  что жили на свете три царевны. Однажды пришла к ним фея и спросила, в кого они хотели бы превратиться? Старшая царевна сказала: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, к чему прислушиваются все люди!». И превратилась она в кукушку. А вторая захотела: «Чтобы такое получилось из меня, зачем гоняются все люди!». Фея превратила ее в белку. Когда подошла очередь третьей, младшей царевны, она промолвила: «Хочу, чтобы такое получилось из меня, на что дивились бы все люди!»
В кого же превратилась младшая царевна? Чему же  так удивляются люди?
Учитель:
 Итак, лягушка – это животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. 
А теперь обратите свое внимание на цвет вашей группы и скажите: Как можно связать  этот цвет с земноводными? 
б. Постановка проблемы
Если так изменилось внешнее строение земноводных, повлекло ли оно за собой изменение внутреннего строения этих животных?
Да вы правы. А хотите ли вы узнать, какие изменения внутреннего строения земноводных произошли, в связи с выходом их на сушу. Тема нашего урока звучит так: «Строение и деятельность внутренних органов земноводных». (Слайд 3)
 Вы сами определили тему нашего урока. Но прежде ,чем перейти к изучению данной темы, обозначьте пожалуйста  круг ваших  вопросов, на которые бы вы хотели ответить к концу нашего урока. Я предлагаю вам,  работая  в паре, заполнить левую часть таблицы. Правую вы заполните в конце урока.
в. Рефлексия (Слайд 4)
Учащиеся работают в парах и заполняют левую часть таблицы.

Знаю о внутреннем строении земноводных    Хочу узнать    Узнал на уроке
Знания ученика    Вопросы, задачи урока.    

После окончания работы с таблицей учащиеся ставят вопросы, на которые бы они хотели получить ответ (учащиеся опираются на схему изучения внутреннего строения животных).

г. Работа в группах:(Слайд 5)

Вопросы (задачи )для изучения внутреннего строения земноводных:
1-Строение пищеварительной системы;
2-Строение кровеносной системы;
3-Строение дыхательной системы;
4-Строение нервной системы.
1 группе,( строение пищеварительной системы) было  дано задание сравнить пищеварительную систему лягушки и рыбы. В помощь  выводится слайд презентации на экран.(Слайд 6)
Выводы группы: пищеварительная система лягушки состоит из тех же отделов, что и у рыб. Учащиеся по презентации рассказывают  о том, как лягушка и жаба ловят добычу
2 группе (строение кровеносной системы) дано задание : в чем разница строения кровеносных систем рыб и лягушек. Учащиеся рассказывают о строение кровеносной системы лягушки,  о строении сердца. (Слайд 7)
Вывод: кровеносная система лягушки устроена сложнее. Появляется трехкамерное сердце и два круга кровообращения. Кровь смешанная поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям. Так как обмен веществ у них вялый кровь смешанная – они холоднокровные животные.

3 группа (строение дыхательной системы) отвечала на вопрос: в чем особенность  лягушки    от рыб?  (Слайд 8)
Вывод : провели сравнение  органов дыхания рыб и лягушки, подробно рассказав о том, как происходит дыхание. Дыхательная система личинок –головастиков отличается от взрослых животных.
4 группа : учащиеся сравнили нервную систему .(Слайд 9)
Сделали вывод о том, что в головном мозге сильнее развит передний мозг, разделенный на  два полушария. Плохо развит мозжечок, поэтому движения однообразны, условные рефлексы  вырабатываются  медленно для этого требуется время.

д.- Совместная работа с наглядностью

Как и все живые организмы, земноводные должны размножаться и оставлять после потомство. Давайте вместе с вами разберем как выясним как происходит развитие и размножение  в воде.  Вначале урока, выбирая синий цвет мы говорили о том, что  земноводные воз во время размножения в воду. Значит развитие и размножение  происходит  в воде. Самки откладывают  в воду  икру, самцы  поливают ее жидкостью, содержащую сперматозоиды. Что происходит дальше ?  Кто расскажет, используя слайд ?( слайд 10)

Лабораторная работа (Слайд 11)

Тема: Внешнее строение лягушки и ее скелет
Цель: познакомиться с внешним строением и скелетом лягушки, углубить знания о строении лягушки
Оборудование: рисунок лягушки, муляж скелета лягушки, схематический рисунок внешнего строения и скелета рыбы.
Ход работы:
1. По рисунку лягушки сделайте сравнительный (с рыбой) анализ формы тела, отделов тела.(Слайд 12)
2. Обратите внимание на особенности конечностей лягушки. Сравните со схематическим рисунком.
3. Обратите внимание на пару выпуклых глаз и пару ноздрей на голове, их расположение, закрывающую ухо барабанную перепонку, подвижные веки.
4. Обратите внимание на особенности строения передних и задних конечностей.
5. Сравните отделы скелета лягушки со скелетом рыбы.(Слайд 13)
6. Сравните отделы позвоночника лягушки – шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой со скелетом рыбы, определите разницу.
7. Найдите во внешнем строении и скелете лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, и отметьте их.

Закрепление. Игра «Черный ящик».(Слайд 14)

А) Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы) 
Б) Биологические задачи(Слайд 15)
№1
В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных , а в тропиках 1,5 тыс видов. Как это объяснить?
№2
Почему кожа лягушки покрыта слизью, а не водой?
№3
В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см; а при температуре 250 С около 100 см. Почему?


Итоги.
1.    Заполнение правой стороны таблицы: « Знаю, хочу узнать, узнал»

2.    И если случайно лягушку ты встретишь, 
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти
Домашнее задание: 
1. П. 48, 1,2 абзацы.
2.подготовить сообщение о представителях земноводных.
3. составить кроссворды на тему « Земноводные» по желанию.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Земноводные.
Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности дождевого червя
Класс Земноводные. Лабораторная работа на тему Внешнее строение лягушки и её скелет
Внешнее строение лягушки и ее скелет
Особенности внешнего строения земноводных, связанных с выходом на сушу
Строение и значение опорно-двигательной системы человека
Работа сердца. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний
Анатомия и физиология растений и животных
Змеи: ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи, действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая пом
Способы решения систем уравнений
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 7587 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык