|
|
Импровизация на фортепиано как метод развития навыков аккомпанирования по слуху.
Цель урока: Развитие навыков аккомпанирования по слуху.
Задачи:
- Воспитание творческого мышления, вырабатывание навыков аккомпанирования по слуху.
- Развитие слуховых качеств (гармонического слуха, координации мелодии и гармонии, чувства метра и ритма, фактурно-жанровых представлений).
- Выработка навыков импровизирования двумя руками.
- Развитие образного мышления, умение звуком передавать характер музыки.
- Воспитывать любовь к самостоятельному музицированию.
Ход урока:
Учитель: В творческом процессе, направленном на приобретение навыков импровизирования на фортепиано, игра аккордовых последовательностей в хоральном складе имеет немаловажное значение. Общеизвестно, что хоральный склад является одним из видов аккомпанемента, считается наиболее простым и доступным, способствует вырабатыванию начальных аппликатурных представлений. Желательно играть гармонические последовательности в тесном расположении. Можно использовать ритмы, обладающие определенной жанровостью, например, ритм мазурки-3/4. Игру гармонических последовательностей связывать с определенной формой, например, предложение, период. Здесь ритмичность исполнения становится важнейшим условием более выразительной и жанрово-осмысленной игры.
Обращаю внимание ученицы на то, что аккорды на фортепиано нужно брать в зоне хорошей прослушиваемости - малая, первая октава. Давай попробуем сыграть основную цепочку аккордов T-S-D ритмично, выделяя акцентом басовый голос, аккорды бери негромко, но внятно и отчётливо, мягким, как бы "воздушным"движением руки.
Ученик: Лучше, если после баса взять тоническое трезвучие или его обращение?
Учитель: Давай послушаем, что будет звучать интереснее. Конечно, обращения-секстаккорды и квартсекстаккорды. Позднее я покажу тебе, как красиво звучат доминантсептаккорды и его обращения, вводные ступени.
Учитель: В импровизациях значение техники левой руки весьма большое. Она имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание. Необходимо учитывать удаленность баса от аккорда. Так, степень максимального удаления - полторы-две октавы, сближения-квинта. Однако, здесь следует учесть, что более удаленный бас (в пределах указанной нормы) придает и целому аккорду гармонически насыщенное звучание.
Ещё обращаю внимание, что с первых шагов в работе над техникой левой руки необходимо стремиться к приобретению правильных и устойчивых аппликатурных представлений. Так, исполнение одиночного баса чаще поручать пятому пальцу, трехзвучные аккорды в объеме сексты - остальным пальцам, в дальнейшем аккорды в объеме септимы или октавы будем играть с привлечением пятого пальца.
Теперь давай за основу возьмём тему песни - "Жан досым". Куплет этой песни как раз построен на основных функциях, которые мы сегодня с тобой вспомнили - T- S-D. Давай пропоем мелодию этой песни. Какая она по характеру?
Ученик: Спокойная, плавная.
Учитель: Правильно. Мелодия состоит из плавного чередования восьмых длительностей и четвертей. Давай попробуем в тональности d-moll построить основные функции.
Ученик: Тоника-ре, фа, ля, субдоминанта на IV ступени, а доминанта на V.
Учитель: За основу берём четырехдольный размер. Пропой еще раз мелодию и подумай, в каких тактах будет меняться гармония.
Ученик: Гармония меняется в каждом такте.
Учитель: Совершенно верно. Обрати внимание, что куплет состоит из двух предложений повторного строения. Каждое предложение состоит из двух тактов. Ну а теперь попробуем играть мелодию, добавляя бас на первую долю, а на третью-аккорд.
После такого исполнения предлагаю исполнить аккорды арпеджато, тем самым добавляя звучанию окраску и колорит. Далее разберем гармонию припева, и будем играть, следуя тому же принципу-бас, аккорд. Следующий этап-игра темогармонических фигураций. Где мелодия, состоящая из аккордовых тонов гармонии, представляет собой ритмизированную горизонтальную проекцию гармонической вертикали. Сведением в фигурацию неаккордовых звуков так же будем стремиться к выявлению в каждом такте гармонической полноты звучания. Темогармоническая фигурация способствует:
а) осознанию на слух простой аккордовой структуры мелодии.
б) в любое время может перенять на себя функцию аккомпанемента.
Графическое выражение жанровой импровизации:
БАС-АККОРД-ТЕМОФИГУРАЦИЯ.
Более подробно познакомимся на следующем уроке.
Некоторые условия в работе над импровизациями:
- К каждому занятию приносить по одной новой импровизации.
- Наиболее интересные импровизации записываются и закрепляются в последующих заданиях.
- Играть импровизации в разных ладотональностях. Здесь может оказаться целесообразным ограничиться определенным кругом тональностей, которые имеют наиболее практическое значение.
4.Больше практиковать игру импровизаций в жанрах вальса, марша, польки.
- Создавать разнохарактерные импровизации одного жанра, например, вальс подвижный, яркий и вальс спокойный, меланхолический.
- Жанровые импровизации строить преимущественно в квадратных структурах – 2 - 4 – 8 - 16 тактовых.
- Играть ритмично, со всеми динамическими оттенками.
- В игре импровизаций широко использовать правую педаль фортепиано.
- В развитии импровизации существенным элементом является кульминация (чаще на субдоминанте)-важнейшего формообразующего фактора.
Кульминация размещается в третьей части построения либо на грани двух предложений (с начала второго предложения).
Вывод: В этой работе преследуется важная цель: научить учеников слышать в одноголосно звучащей мелодии ее структурные и ладогармонические особенности, что является необходимым условием аккомпанирования по слуху.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |