Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Импровизация на фортепиано как метод развития навыков аккомпанирования по слуху.


Импровизация на фортепиано как метод развития навыков аккомпанирования по слуху.

Импровизация на фортепиано как метод развития навыков аккомпанирования по слуху.

Цель урока: Развитие навыков аккомпанирования по слуху.

Задачи: 

  1. Воспитание творческого мышления, вырабатывание навыков аккомпанирования по слуху.
  2. Развитие слуховых качеств (гармонического слуха, координации мелодии и гармонии, чувства метра и ритма, фактурно-жанровых представлений).
  3. Выработка навыков импровизирования двумя руками.
  4. Развитие образного мышления, умение звуком передавать характер музыки.
  5. Воспитывать любовь к самостоятельному музицированию.

Ход урока:

Учитель: В творческом процессе, направленном на приобретение навыков импровизирования на фортепиано, игра аккордовых последовательностей в хоральном складе имеет немаловажное значение. Общеизвестно, что хоральный склад является одним из видов аккомпанемента, считается наиболее простым и доступным, способствует вырабатыванию начальных аппликатурных представлений. Желательно играть гармонические последовательности в тесном расположении. Можно использовать ритмы, обладающие определенной  жанровостью, например, ритм мазурки-3/4. Игру гармонических последовательностей связывать с определенной формой, например, предложение, период. Здесь ритмичность исполнения становится важнейшим условием более выразительной и жанрово-осмысленной игры.

Обращаю внимание ученицы на то, что аккорды на фортепиано нужно брать в зоне хорошей прослушиваемости - малая, первая октава. Давай попробуем сыграть основную цепочку аккордов T-S-D ритмично, выделяя акцентом басовый голос, аккорды бери негромко, но внятно и отчётливо, мягким, как бы "воздушным"движением руки.

Ученик: Лучше, если после баса взять тоническое трезвучие или его обращение?

Учитель: Давай послушаем, что будет звучать интереснее. Конечно, обращения-секстаккорды и квартсекстаккорды. Позднее я покажу тебе, как красиво звучат доминантсептаккорды и его обращения, вводные ступени.

Учитель: В импровизациях значение техники левой руки весьма большое. Она имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание. Необходимо учитывать удаленность баса от аккорда. Так, степень максимального удаления - полторы-две октавы, сближения-квинта. Однако, здесь следует учесть, что более удаленный бас (в пределах указанной нормы) придает и целому аккорду гармонически насыщенное звучание.

Ещё обращаю внимание, что с первых шагов в работе над техникой левой руки необходимо стремиться к приобретению правильных и устойчивых аппликатурных представлений. Так, исполнение одиночного баса чаще поручать пятому пальцу, трехзвучные аккорды в объеме сексты - остальным пальцам, в дальнейшем аккорды в объеме септимы или октавы будем играть с привлечением пятого пальца.

Теперь давай за основу возьмём тему песни - "Жан досым". Куплет этой песни  как раз построен на основных функциях, которые мы сегодня с тобой вспомнили - T- S-D. Давай пропоем мелодию этой песни. Какая она по характеру?

 

Ученик: Спокойная, плавная.

 

Учитель: Правильно. Мелодия состоит из плавного чередования восьмых длительностей и четвертей. Давай попробуем в тональности d-moll построить основные функции.

 

 Ученик: Тоника-ре, фа, ля, субдоминанта на IV ступени, а доминанта на V.

 

Учитель: За основу берём четырехдольный размер. Пропой еще раз мелодию и подумай, в каких тактах будет меняться гармония.

Ученик: Гармония меняется в каждом такте.

Учитель: Совершенно верно. Обрати внимание, что куплет состоит из двух предложений повторного строения. Каждое предложение состоит из двух тактов. Ну а теперь попробуем играть мелодию, добавляя бас на первую долю, а на третью-аккорд.

После такого исполнения предлагаю исполнить аккорды арпеджато, тем самым добавляя звучанию окраску и колорит. Далее разберем гармонию припева, и будем играть, следуя тому же принципу-бас, аккорд. Следующий этап-игра темогармонических фигураций. Где мелодия, состоящая из аккордовых тонов гармонии, представляет собой ритмизированную горизонтальную проекцию гармонической вертикали. Сведением в фигурацию неаккордовых звуков так же будем стремиться к выявлению в каждом такте гармонической полноты звучания. Темогармоническая фигурация способствует:

 а) осознанию на слух простой аккордовой структуры мелодии.

б) в любое время может перенять на себя функцию аккомпанемента.

Графическое выражение жанровой импровизации:

БАС-АККОРД-ТЕМОФИГУРАЦИЯ.

Более подробно познакомимся на следующем уроке.

Некоторые условия в работе над импровизациями:

  1. К каждому занятию приносить по одной новой импровизации.
  1. Наиболее интересные импровизации записываются и закрепляются в последующих заданиях.
  1. Играть импровизации в разных ладотональностях. Здесь может оказаться целесообразным ограничиться определенным кругом тональностей, которые имеют наиболее практическое значение.

4.Больше практиковать игру импровизаций в жанрах вальса, марша, польки.

  1. Создавать разнохарактерные импровизации одного жанра, например, вальс подвижный, яркий и вальс спокойный, меланхолический.
  1. Жанровые импровизации строить преимущественно в квадратных структурах – 2 - 4 – 8 - 16 тактовых.
  1. Играть ритмично, со всеми динамическими оттенками.
  1. В игре импровизаций широко использовать правую педаль фортепиано.
  1. В развитии импровизации существенным элементом является кульминация (чаще на субдоминанте)-важнейшего формообразующего фактора.

Кульминация размещается в третьей части построения либо на грани двух предложений (с начала второго предложения).

Вывод: В этой работе преследуется важная цель: научить учеников слышать в одноголосно звучащей мелодии ее структурные и ладогармонические особенности, что является необходимым условием аккомпанирования по слуху.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Словарная работа на уроках русского языка.
«Физическая культура, как средство сохранения здоровья»
Обучающие игры на уроках английского языка в начальной школе.
Основы работы над музыкальным произведением в классе баяна
Наш ата. Двойные согласные.
Развитие логического мышления
Изменения в моей практике
В мире русских слов для предшкольного класса
Преподавание и обучение в соответсвии с возрастными особенностями
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Бөлім: Уроки / Бастауыш сынып | Көрсетілім: 1698 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык