В последнее время весь российский интернет облетела новость. В Пермском крае от голода умерла школьница, жившая в неблагополучной семье, после чего власти придумали для учителей новую обязанность – ходить по домам учеников и проверять условия их жизни. Как это часто получается в России, задумка сама по себе правильная и нужная, вот только взваливать эту работу на учителей – большая ошибка со стороны властей.
Видимо, привычка ни во что не ставить учительскую профессию укоренилась не только у многих нынешних школьников, но и у тех, кто гордо именует себя «народными избранниками». То же самое, кстати, касается и врачей, а также строителей, производственных рабочих и других представителей созидательного труда. Врачам и учителям достаётся больше всего – власти препятствуют их работе не только низкими зарплатами, но и совершенно безумными законами; в частности – требуют заполнения огромного числа ненужных документов, составления отчётов, так что времени на лечение и обучение людей у них зачастую не остаётся.
Что касается зарплаты учителя, то в России она невысокая. Её размер зависит от региона, однако чаще всего она даже ниже средней по региону. В Краснодарском крае, к примеру, средняя зарплата учителя – всего 25 тысяч. Кроме того, зарплата учителя в нашей стране слишком низкая по отношению к рабочей нагрузке. К слову, так же обстоят дела в США, где бедственное положение школьных учителей весьма широко обсуждается. А вот в Европе совсем по-другому: зарплаты учителей там очень высокие, также как и престиж этой профессии.
Нужен ли сегодня учитель?
Такое поведение властей в отношении учителей – это, безусловно, часть большой проблемы. Многие задаются вопросом – а так ли нужен учитель в современном мире? Ведь, казалось бы, всему может научить интернет; в нём содержится не только развлекательный контент, но и обучающие материалы, программы и курсы практически по всем предметам и областям знаний. Причём большая часть этих материалов находится в бесплатном и открытом доступе – просто открывай сайт и изучай, что тебе нужно. В связи с этим часто вспоминают слова Брэдбери, который вспоминал, что «окончил библиотеку вместо университета», поскольку не имел денег на поступление в вуз; нынешний интернет – это и есть огромная библиотека, в которой собраны едва ли не все книги, когда-либо написанные в мире, все музыкальные произведения, картины, фильмы…
Однако с приходом интернета в массы ожидаемого всплеска интеллектуальности не произошло. Одна из причин заключается в том, что способностью к самообразованию (подобно Брэдбери) обладают немногие. Большинству людей для систематического (именно систематического) получения знаний и освоения профессий требуются наставники; особенно это касается детей и подростков, для которых окружающий мир – это сплошные новшества и открытия. Интернет может дать информацию «ворохом», а вот организовать обучение и получить нужные знания в нужном порядке можно только с помощью учителя.
Таким образом, в современном мире функции школьного учителя существенно изменились. Раньше учитель должен был давать ученикам конкретные знания, нередко учителя (и школьные учебники) являлись для детей единственными источниками знаний о мире. Сам мир в течение многих десятилетий был стабильным и мало менялся, и школьная программа долгое время оставалась неизменной. Сейчас же мир меняется прямо на наших глазах; какие-нибудь десять или двадцать лет назад окружающая обстановка была во многом совсем другой, и даже язык, на котором мы говорим, звучал по-другому. В такой ситуации учиться в равной мере приходится всем, притом всю жизнь: и подросткам, и тем, кому за семьдесят. В плане обучения главная функция учителя выглядит так: он должен заинтересовать учеников, заставить их обратить внимание на некую важную информацию. Кроме того, современный учитель может лишь научить школьников учиться, развить в них навыки самостоятельного обучения; ведь если он будет давать конкретные знания и заставлять их заучивать, то это не будет иметь никакого смысла: на следующий день его знания могут устареть.
Можно привести и конкретные примеры. В начальных классах у нас всё ещё проводятся уроки чистописания, младших школьников учат красиво писать. И это при том, что писать на бумаге в современной жизни почти не приходится – почти все записи ведутся на компьютере или в телефоне. Вместо уроков чистописания целесообразно было бы ввести обучение скоростному нажатию на кнопки; однако учителя и вышестоящие работники министерства образования остаются слепы к требованиям жизни, поэтому детей продолжают обучать ненужным навыкам, тратя их время впустую.
Школьная программа по литературе, честно говоря, тоже изрядно устарела. Ученики в начале XXI века по-прежнему проходят произведения девятнадцатого столетия, написанные дворянами для дворян и посвящённые не актуальным нынче реалиям, проблемам и моральным нормам.
Вот что пишет о работе современного учителя Софья Сычёва, которая сама является «учителем нового типа», - она профориентационный тьютор: «Хотят смотреть клипы? Включите им небольшой ролик по теме вашего предмета или темы в начале урока, а затем попросите их самим поискать вам ролики по (физике, химии и т.д.)». Здесь предмет будет подаваться ученикам в удобной и привычной для них форме, а кроме того, учебный процесс станет интерактивным – школьники сами включатся в исследование предмета, научатся быстро искать нужную информацию.
Непрестижность учительской профессии (не только в плане низкой зарплаты и безумных нормативов и законов) и убеждения в её ненужности приводят к печальным результатам. По статистике, количество молодых учителей в России (в возрасте 19 – 35 лет) небольшое – меньше 15 процентов. С 2015 года наблюдается своеобразное улучшение ситуации – Наталья Третьяк, в то время первый заместитель министра образования, отмечала, что количество молодых учителей сравнялось с количеством педагогов пенсионного возраста. Но общей картины это пока не изменяет. Другая статистика показывает, что из школ постепенно уходят учителя-мужчины, в связи с чем отменяются или деградируют «мужские» предметы: так, уроки ОБЖ и трудов для мальчиков либо не проводятся, либо их часто проводят женщины. Однако и раньше количество учителей-мужчин в наших школах было невысоким: с советских времён утвердился стереотип, что профессия учителя – типично женская. Сегодня учителей-мужчин в стране около 13 процентов (последнее исследование проводилось, правда, в 2004 году), однако если отбросить республики Северного Кавказа и Якутию, где мужчин в школах достаточно много (от 20 до 35 процентов), то в остальных регионах цифра ещё более мизерная – около 7 процентов. Мужчины в нашей стране привыкли выбирать более «суровые» профессии – и более «престижные»: это физический труд, бизнес, военная служба и др. Интересно, что до революции наблюдалась обратная ситуация – большую часть школьных учителей составляли мужчины.
Большие дети и маленькие взрослые
Для понимания того, каким сегодня должен быть учитель, следует учитывать, что понятия «взрослый» и «ребёнок» в наше время всё больше размываются. Немало людей в возрасте тридцати, сорока, а то и больше лет почти ничем не отличаются от пятнадцатилетних подростков: у них сходные интересы, нередко они слушают одну и ту же музыку, играют в одни и те же компьютерные игры и т. д. И эти «большие подростки» идут работать учителями у «маленьких подростков». Приверженцы идей чайлдфри всю жизнь не заводят детей, многие даже не женятся или не выходят замуж; с другой стороны, нередко мы видим шестнадцатилетних подростков, которые заводят семью и детей, причём не всегда «по залёту». Современный 18-летний выпускник хорошей школы получает «корочку» программиста, лаборанта или представителя другой профессии (такая практика существует, например, в российских гимназиях); и, оставаясь подростком, он имеет реальную возможность трудоустроиться в хорошую организацию, заняться перспективным и прибыльным бизнесом – в общем, имеет твёрдую путёвку в жизнь. И с другой стороны – есть немало «взрослых» и даже пожилых людей, которые живут устаревшими понятиями, раз и навсегда усвоенными в советской школе, и вообще не способны ориентироваться в окружающем мире; среди таких людей есть и люди с высшим образованием, и многие из них… работают учителями. В последнем случае ситуация смешная и плачевная одновременно: перед вполне взрослыми и «прошаренными» 15-летними учениками стоит беспомощный пятидесятилетний ребёнок-учитель, который мало что полезного может им дать. Это и создаёт атмосферу напряжённости у всех участников процесса: учитель со своим высоким самомнением ненавидит учеников и воспринимает свою работу как «одолжение», а ученики ненавидят учителя, а учебный процесс считают нудным и бесполезным занятием.
Выход из данной ситуации достаточно прост. Учитель должен быть «на одной волне» со своим классом, он должен воспринимать себя в классе как первого среди равных, но уж не как всесильного диктатора, которого должны бояться и каждому слову которого должны внимать без всяких возражений. В мире, в котором нет чётко выраженных «детей» и «взрослых», учитель сам не должен проводить такое разделение. В конце концов – во многих вопросах нынешние подростки гораздо умнее, чем он сам, и гораздо «взрослее» его.
При этом его знания в своём предмете должны быть безупречны. Ведь любой ученик может войти в интернет через смартфон и посмотреть, прав учитель или несёт что-то несусветное. Но, как указывает преподаватель программирования Дмитрий Кащеев, это даже не самое главное: «Просто информация, особенно прочитанная по бумажке, сегодня не котируется, это они и сами могут прочитать. Ещё все ученики, особенно в старших классах, хотят быть успешными. Задача преподавателей - намекнуть, показать, что изучая их предмет, они смогут стать успешными. Что изучение математики откроет им путь к машинному обучению, разработкам искусственного интеллекта, это позволит им войти в ТОП разработчиков в РФ, уехать в Калифорнию и купить себе Porsche». Это и есть та «волна», которую должен поймать учитель; хорошо, если он сам руководствуется в жизни теми же интересами.
Таким образом, современный учитель непременно должен быть другом ученика, его старшим товарищем. Кроме того, хороший учитель – ещё и шоумен, умеющий преподнести свой предмет в увлекательной форме.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Статьи |
Көрсетілім: 985 |
|
|
|
Образ современного учителя
Видимо, привычка ни во что не ставить учительскую профессию укоренилась не только у многих нынешних школьников, но и у тех, кто гордо именует себя «народными избранниками». То же самое, кстати, касается и врачей, а также строителей, производственных рабочих и других представителей созидательного труда. Врачам и учителям достаётся больше всего – власти препятствуют их работе не только низкими зарплатами, но и совершенно безумными законами; в частности – требуют заполнения огромного числа ненужных документов, составления отчётов, так что времени на лечение и обучение людей у них зачастую не остаётся.
Что касается зарплаты учителя, то в России она невысокая. Её размер зависит от региона, однако чаще всего она даже ниже средней по региону. В Краснодарском крае, к примеру, средняя зарплата учителя – всего 25 тысяч. Кроме того, зарплата учителя в нашей стране слишком низкая по отношению к рабочей нагрузке. К слову, так же обстоят дела в США, где бедственное положение школьных учителей весьма широко обсуждается. А вот в Европе совсем по-другому: зарплаты учителей там очень высокие, также как и престиж этой профессии.
Нужен ли сегодня учитель?
Такое поведение властей в отношении учителей – это, безусловно, часть большой проблемы. Многие задаются вопросом – а так ли нужен учитель в современном мире? Ведь, казалось бы, всему может научить интернет; в нём содержится не только развлекательный контент, но и обучающие материалы, программы и курсы практически по всем предметам и областям знаний. Причём большая часть этих материалов находится в бесплатном и открытом доступе – просто открывай сайт и изучай, что тебе нужно. В связи с этим часто вспоминают слова Брэдбери, который вспоминал, что «окончил библиотеку вместо университета», поскольку не имел денег на поступление в вуз; нынешний интернет – это и есть огромная библиотека, в которой собраны едва ли не все книги, когда-либо написанные в мире, все музыкальные произведения, картины, фильмы…
Однако с приходом интернета в массы ожидаемого всплеска интеллектуальности не произошло. Одна из причин заключается в том, что способностью к самообразованию (подобно Брэдбери) обладают немногие. Большинству людей для систематического (именно систематического) получения знаний и освоения профессий требуются наставники; особенно это касается детей и подростков, для которых окружающий мир – это сплошные новшества и открытия. Интернет может дать информацию «ворохом», а вот организовать обучение и получить нужные знания в нужном порядке можно только с помощью учителя.
Таким образом, в современном мире функции школьного учителя существенно изменились. Раньше учитель должен был давать ученикам конкретные знания, нередко учителя (и школьные учебники) являлись для детей единственными источниками знаний о мире. Сам мир в течение многих десятилетий был стабильным и мало менялся, и школьная программа долгое время оставалась неизменной. Сейчас же мир меняется прямо на наших глазах; какие-нибудь десять или двадцать лет назад окружающая обстановка была во многом совсем другой, и даже язык, на котором мы говорим, звучал по-другому. В такой ситуации учиться в равной мере приходится всем, притом всю жизнь: и подросткам, и тем, кому за семьдесят. В плане обучения главная функция учителя выглядит так: он должен заинтересовать учеников, заставить их обратить внимание на некую важную информацию. Кроме того, современный учитель может лишь научить школьников учиться, развить в них навыки самостоятельного обучения; ведь если он будет давать конкретные знания и заставлять их заучивать, то это не будет иметь никакого смысла: на следующий день его знания могут устареть.
Можно привести и конкретные примеры. В начальных классах у нас всё ещё проводятся уроки чистописания, младших школьников учат красиво писать. И это при том, что писать на бумаге в современной жизни почти не приходится – почти все записи ведутся на компьютере или в телефоне. Вместо уроков чистописания целесообразно было бы ввести обучение скоростному нажатию на кнопки; однако учителя и вышестоящие работники министерства образования остаются слепы к требованиям жизни, поэтому детей продолжают обучать ненужным навыкам, тратя их время впустую.
Школьная программа по литературе, честно говоря, тоже изрядно устарела. Ученики в начале XXI века по-прежнему проходят произведения девятнадцатого столетия, написанные дворянами для дворян и посвящённые не актуальным нынче реалиям, проблемам и моральным нормам.
Вот что пишет о работе современного учителя Софья Сычёва, которая сама является «учителем нового типа», - она профориентационный тьютор: «Хотят смотреть клипы? Включите им небольшой ролик по теме вашего предмета или темы в начале урока, а затем попросите их самим поискать вам ролики по (физике, химии и т.д.)». Здесь предмет будет подаваться ученикам в удобной и привычной для них форме, а кроме того, учебный процесс станет интерактивным – школьники сами включатся в исследование предмета, научатся быстро искать нужную информацию.
Непрестижность учительской профессии (не только в плане низкой зарплаты и безумных нормативов и законов) и убеждения в её ненужности приводят к печальным результатам. По статистике, количество молодых учителей в России (в возрасте 19 – 35 лет) небольшое – меньше 15 процентов. С 2015 года наблюдается своеобразное улучшение ситуации – Наталья Третьяк, в то время первый заместитель министра образования, отмечала, что количество молодых учителей сравнялось с количеством педагогов пенсионного возраста. Но общей картины это пока не изменяет. Другая статистика показывает, что из школ постепенно уходят учителя-мужчины, в связи с чем отменяются или деградируют «мужские» предметы: так, уроки ОБЖ и трудов для мальчиков либо не проводятся, либо их часто проводят женщины. Однако и раньше количество учителей-мужчин в наших школах было невысоким: с советских времён утвердился стереотип, что профессия учителя – типично женская. Сегодня учителей-мужчин в стране около 13 процентов (последнее исследование проводилось, правда, в 2004 году), однако если отбросить республики Северного Кавказа и Якутию, где мужчин в школах достаточно много (от 20 до 35 процентов), то в остальных регионах цифра ещё более мизерная – около 7 процентов. Мужчины в нашей стране привыкли выбирать более «суровые» профессии – и более «престижные»: это физический труд, бизнес, военная служба и др. Интересно, что до революции наблюдалась обратная ситуация – большую часть школьных учителей составляли мужчины.
Большие дети и маленькие взрослые
Для понимания того, каким сегодня должен быть учитель, следует учитывать, что понятия «взрослый» и «ребёнок» в наше время всё больше размываются. Немало людей в возрасте тридцати, сорока, а то и больше лет почти ничем не отличаются от пятнадцатилетних подростков: у них сходные интересы, нередко они слушают одну и ту же музыку, играют в одни и те же компьютерные игры и т. д. И эти «большие подростки» идут работать учителями у «маленьких подростков». Приверженцы идей чайлдфри всю жизнь не заводят детей, многие даже не женятся или не выходят замуж; с другой стороны, нередко мы видим шестнадцатилетних подростков, которые заводят семью и детей, причём не всегда «по залёту». Современный 18-летний выпускник хорошей школы получает «корочку» программиста, лаборанта или представителя другой профессии (такая практика существует, например, в российских гимназиях); и, оставаясь подростком, он имеет реальную возможность трудоустроиться в хорошую организацию, заняться перспективным и прибыльным бизнесом – в общем, имеет твёрдую путёвку в жизнь. И с другой стороны – есть немало «взрослых» и даже пожилых людей, которые живут устаревшими понятиями, раз и навсегда усвоенными в советской школе, и вообще не способны ориентироваться в окружающем мире; среди таких людей есть и люди с высшим образованием, и многие из них… работают учителями. В последнем случае ситуация смешная и плачевная одновременно: перед вполне взрослыми и «прошаренными» 15-летними учениками стоит беспомощный пятидесятилетний ребёнок-учитель, который мало что полезного может им дать. Это и создаёт атмосферу напряжённости у всех участников процесса: учитель со своим высоким самомнением ненавидит учеников и воспринимает свою работу как «одолжение», а ученики ненавидят учителя, а учебный процесс считают нудным и бесполезным занятием.
Выход из данной ситуации достаточно прост. Учитель должен быть «на одной волне» со своим классом, он должен воспринимать себя в классе как первого среди равных, но уж не как всесильного диктатора, которого должны бояться и каждому слову которого должны внимать без всяких возражений. В мире, в котором нет чётко выраженных «детей» и «взрослых», учитель сам не должен проводить такое разделение. В конце концов – во многих вопросах нынешние подростки гораздо умнее, чем он сам, и гораздо «взрослее» его.
При этом его знания в своём предмете должны быть безупречны. Ведь любой ученик может войти в интернет через смартфон и посмотреть, прав учитель или несёт что-то несусветное. Но, как указывает преподаватель программирования Дмитрий Кащеев, это даже не самое главное: «Просто информация, особенно прочитанная по бумажке, сегодня не котируется, это они и сами могут прочитать. Ещё все ученики, особенно в старших классах, хотят быть успешными. Задача преподавателей - намекнуть, показать, что изучая их предмет, они смогут стать успешными. Что изучение математики откроет им путь к машинному обучению, разработкам искусственного интеллекта, это позволит им войти в ТОП разработчиков в РФ, уехать в Калифорнию и купить себе Porsche». Это и есть та «волна», которую должен поймать учитель; хорошо, если он сам руководствуется в жизни теми же интересами.
Таким образом, современный учитель непременно должен быть другом ученика, его старшим товарищем. Кроме того, хороший учитель – ещё и шоумен, умеющий преподнести свой предмет в увлекательной форме.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Ұстаздарға |
Ата-аналарға |
Біздің мектеп |
Баяндама |
Эссе |
Оқушыларға |
Конкурс ең үздік шығарма Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз |