Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Главные члены предложения. 5 класс


Главные члены предложения. 5 класс
Тема: Главные члены предложения. 5 класс
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 
2) формирование умения ставить смысловые вопросы к  главным  членам   предложения,  выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания 
3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка
Ход урока
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.
Я рада, что вы готовы к уроку. У  вас хорошее настроение? Если да, то поднимите   , а если вы еще не проснулись и  у вас плохое настроение, то   . Я думаю, что к концу урока оно улучшится.
2. Стадия вызова.
Лесенка. По каким ступенькам русского языка мы уже поднялись?
 
синтаксис
 морфология 
лексика  
 морфемика   
фонетика
 
Синтаксис
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
 
П. Чесноков
 
– Сегодня мы поговорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка,  согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение,  антонимы,  шипящий,  формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол,  фонетический разбор.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
– Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
– А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
 
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
1. Работа по картинкам (устно)
- Кто является действующими лицами в изображенных ситуациях?
   
 
- В каких словах «сказывается»  о действиях, состоянии действующих лиц?
2. Составьте  предложения  по картинкам, подчеркните  грамматические основы. 
Вывод: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (грамматическую основу) предложения.
Упр.404, стр. 172.
   Вставьте недостающий главный член предложения, графически обозначьте  и укажите  , какой частью речи выражены  главные члены предложения.
                                                Звуки  весны.
 Тысячи звуков …….. весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала, тоненько пискнула  ……, прогудел, стукнулся о берёзу и грузно …….жук. На макушке берёзы громко   кукует  кукушка. На самой вершине дуба, важно надувая зоб,  воркует  дикий ……. На закате солнца страшно  ухнет  в лесу филин.
Слова для справок:  мышь, голубь, упал, родятся.
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
 
 
 
 
- Итак, что мы можем сказать  о главных членах, опираясь на эту таблицу?
4. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
1.Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2.Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3.Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
4.В предложении   Лес еще не успел одеться  подлежащее подчёркнуто правильно.
5.В предложении  Мы  шли в лесу по нашей тропинке сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
 Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. 
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка Кто? Что? (тема). 1 существительное 
2-я строка Какой? (определение темы). 2 прилагательных 
3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета). 3 глагола 
4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов 
5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы). 1 существительное
Как вы работали сегодня на уроке? Поставьте отметку себе и мне. Если вы остались довольны уроком, положите в корзину , если нет -   .
5. Домашнее задание с.174, упр.408,410.
Спасибо за урок!

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Глагол как часть речи.
Окончание
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения
Односоставные предложения
Главные члены предложения. 5 класс
Сложные предложения с однородным подчинением
Имя прилагательное
Лидер класса
Односоставные предложения. Определенно - личные предложения.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 2646 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык