|
|
Тема: Класс Земноводные. Лабораторная работа на тему Внешнее строение лягушки и её скелет
Цель: закрепить знания о внешних и внутренних признаках строения костных рыб, многообразии рыб и их классификации.
Вспомнить, из материала 6 класса, и закрепить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных. Выполнить лабораторную работу № 19.
Оборудование: ИКТ, флипчарт по теме урока, индивидуальные инструктивные карты каждому учащемуся, таблица «Строение лягушки», модель скелета лягушки, картинки рыб, лист самооценки работы на уроке (каждому учащемуся).
Тип урока: комбинированный, с выполнением письменной работы.
Место урока:плановый, по программному материалу.
Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Ход урока:
І. Организационный момент – приветствие класса, цели и задачи урока, актуализация знаний.
ІІ. Проверка домашнего задания:
- Тесты (5 минут) с самопроверкой
- Работа по группам (рядам): (8 минут)
І ряд – работа с учебником задание на с.188 – заполни таблицу
ІІ ряд – работа с ИКТ подбери рыбу к соответствующему отряду и поясни.
ІІІ ряд – «Что лишнее?» из предложенного перечня терминов убери лишний и поясни свой ответ.
- Работа с ИКТ – допиши предложения о внутреннем строении костных рыб. (5 минут)
ІІІ. Изучение новой темы, выполнение лабораторной работы. (25 минут)
ІV. Домашнее задание - § 49 + дополнительное задание по рядам(2 минуты)
І. Актуализация знаний.
Вопросы классу: - Какой класс хордовых животных мы начали изучать на прошлом уроке?
- На какие три подкласса делятся все костные рыбы?
Сегодня вам предстоит вспомнить и закрепить все основные признаки строения костных рыб, их многообразие и разделение по отрядам. У вас на столах лежит инструктивная карта нашего урока, все задания и работы которые будут сегодня выполняться, вы будете вносить в «лист самооценки» работы на уроке. Урок сегодня включает четыре вида работы – тесты, работу с ИКТ, индивидуальную работу и выполнение Л/р № 19. На каждом этапе вы зарабатываете баллы и ставите их в лист самооценки.
Лист самооценки
Ф.И. уч-ся |
Тесты |
Работа в группе |
Допиши предложение |
Итог |
Л/р № 19 |
|
|
|
|
|
|
ІІ. Проверка домашнего задания:
1.Тесты
1. Наука, изучающая рыб, называется: а) зоология; б) арахнология; в) ихтиология; г) орнитология;
2. Парные плавники рыб: а) грудные и брюшные; б) анальный; в) хвостовой; г) спинной;
3. Сердце рыб: а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трёхкамерное; г) четырёхкамерное;
4. Шестой орган чувств рыб: а) внутреннее ухо; б) глаза; в) боковая линия; г) ноздри;
5. Плавательного пузыря нет у: а) окуня; б) карася; в) сельди; г) акулы;
6. Половые продукты самца называют: а) нерест; б) молоки; в) икра; г) яичники;
7. К проходным рыбам относятся: а) осётр; б) лосось; в) угорь; г) все ответы верны.
8. Жаберные щели имеют: а) акула и скат; б) сазан и карась; в) осётр и белуга; г) окунь и щука;
9. Двоякодышащая рыба: а) осётр; б) латимерия; в) чешуйчатники; г) сельдь;
10. Костные жаберные крышки имеют рыбы подкласса: а) хрящевые; б) костные; в) бесчелюстные;
Ответы: 1в, 2а, 3б, 4в, 5г, 6б, 7г, 8а, 9в, 10б.
2. Работа по группам (рядам):
І ряд – работа с учебником задание на с.188 – заполни таблицу
Хрящевые рыбы |
Костные рыбы |
|
|
- Белуга, севрюга, шип, латимерия, форель.
- Скат, химера, акула.
- Толстая кишка расширена, внутри имеются спиралевидные складки.
- Кожа покрыта крупной костной чешуей.
- Кожа покрыта мелкой плакоидной-чешуей.
- Жабры закрыты жаберными крышками.
- Жаберные щели открыты или прикрыты кожной складкой.
- Верхняя лопасть хвостового плавника больше нижней.
- Морда вытянута вперед.
- Есть плавательный пузырь.
- Нет плавательного пузыря.
- Есть клоака.
- Есть анальное отверстие.
- Оплодотворение внутреннее или наружное.
- Оплодотворение только наружное.
- Икринок очень много.
- Икринок мало.
Ответы:
Хрящевые рыбы |
Костные рыбы |
2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 17 |
1, 4, 6, 10, 13, 15, 16 |
ІІ ряд – работа с ИКТ подбери рыбу к соответствующему отряду и поясни.
Учащиеся подбирают картинки различных рыб к наиболее распространённым отрядам.
Отряд сельдеобразные – сардины, сельдь, килька, шпроты,
Отряд карпообразные – сазан, карась, лещ, жерех, вобла, амур, толстолобик, карп.
Подкласс осетровые–белуга, осётр, стерлядь, шип,
Подкласс двоякодышащие – рогозуб, чешуйчтник, протоптер.
ІІІ ряд – «Что лишнее?» из предложенного перечня терминов убери лишний и поясни свой ответ.
1 пара – скелет хрящевой, голова имеет заострённое рыло, по бокам головы 5-7 жаберных щелей, не имеют плавательного пузыря, парные плавники превратились в лопасти и похожи на кисть.
2 пара – тигровая, молот, китовая, белая, морской кот.
3 пара – костная чешуя, есть плавательный пузырь, имеют жаберные крышки, скелет костный, скаты и акулы.
- Работа с ИКТ – допиши предложения о строении костных рыб
- Паспорт рыбы _______________________________________
- Орган, позволяющий всплывать и погружаться рыбе на дно ______________________________
- Половые продукты самцов ________________________________
- Половые железы самок рыб ________________________________
- Время икрометания ______________________________________
- Крупные костные пластинки на теле осетровых ____________________
- Предками земноводных стала рыба __________________________
- «Царская рыба» ___________________________
- Фишки в банках, они же и под шубой _______________________
- Плоская рыба с глазами на верху головы ____________________________
Лабораторная работа №19.
Тема. Внешнее строение лягушки и ее скелет.
Цель: Выяснить, какие признаки внешнего строения свидетельствуют о её приспособленности к жизни в воде и на суше.Знать и распознавать органы и системы органов полости тела земноводных и особенности строения скелета.
Оборудование: лупа, рисунки, скелет лягушки, таблица.
Ход работы.
- Сделайте сравнительный анализ формы тела, отделов тела земноводного и рыбы
Отделы тела земноводного:
- Голова - (органы, расположенные на голове)
- Туловище –
- Передняя конечность – функции?
- Задняя конечность – особенности и функции?
- Из каких отделов состоит скелет лягушки, сравните со скелетом рыбы. Какие кости отсутствуют в туловищном отделе скелета лягушки? Из каких костей состоит передняя конечность и пояс конечности, из каких костей состоит задняя конечность и пояс конечностей лягушки?
3.Сравните отделы черепа и позвоночника лягушки со скелетом черепа и позвоночника рыбы, в чём разница?
4. Какие признаки во внешнем строении и скелете лягушки связаны с наземным образом жизни?
5. Вспомните развитие с метаморфозом у насекомых. Можно ли сказать, что у земноводных тоже происходит метаморфоз? Докажите!!!
Приложение № 1
Лист самооценки
Ф.И. уч-ся |
Тесты |
Работа в группе |
Допиши предложение |
Итог |
Л/р № 19 |
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
1.Тесты
1. Наука, изучающая рыб, называется: а) зоология; б) арахнология; в) ихтиология; г) орнитология;
2. Парные плавники рыб: а) грудные и брюшные; б) анальный; в) хвостовой; г) спинной;
3. Сердце рыб: а) однокамерное; б) двухкамерное; в) трёхкамерное; г) четырёхкамерное;
4. Шестой орган чувств рыб: а) внутреннее ухо; б) глаза; в) боковая линия; г) ноздри;
5. Плавательного пузыря нет у: а) окуня; б) карася; в) сельди; г) акулы;
6. Половые продукты самца называют: а) нерест; б) молоки; в) икра; г) яичники;
7. К проходным рыбам относятся: а) осётр; б) лосось; в) угорь; г) все ответы верны.
8. Жаберные щели имеют: а) акула и скат; б) сазан и карась; в) осётр и белуга; г) окунь и щука;
9. Двоякодышащая рыба: а) осётр; б) латимерия; в) чешуйчатники; г) сельдь;
10. Костные жаберные крышки имеют рыбы подкласса: а) хрящевые; б) костные; в) бесчелюстные;
Приложение № 3 – задания для 3 группы учащихся
ІІІ ряд – «Что лишнее?» из предложенного перечня терминов убери лишний и поясни свой ответ.
скелет хрящевой,
голова имеет заострённое рыло,
по бокам головы 5-7 жаберных щелей,
не имеют плавательного пузыря, парные плавники превратились в лопасти и похожи на кисть.
ІІІ ряд – «Что лишнее?» из предложенного перечня терминов убери лишний и поясни свой ответ.
тигровая,
молот,
китовая,
белая,
морской кот.
ІІІ ряд – «Что лишнее?» из предложенного перечня терминов убери лишний и поясни свой ответ.
костная чешуя,
есть плавательный пузырь,
скаты и акулы.
имеют жаберные крышки,
скелет костный,
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |