Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Педагогика |
Көрсетілім: 3606 |
|
|
|
Сибиряк Серая Шейка
Тема урока: Д. Мамин Сибиряк Серая Шейка
Цель и задачи урока
а) образовательная: формирование умений и навыков выразительного чтения; умений отвечать на вопросы; углубить читательские умения и навыки.
б)развивающая: научить анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь.
в)воспитательная: воспитывать умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование урока:
1.Портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация.
2.Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Метод урока: частично-поисковый, метод стимулирования интереса к чтению, устный контроль.
Дмитрий Наркисович Мамин (псевдоним Мамин-Сибиряк) родился в уральском поселке Висим 25 октября 1852 года. Мамин-Сибиряк уже занимаясь писательством, попробовал себя в предпринимательстве, причем самом рискованном. Мамин искал месторождение золота, мечтал открыть прииск. Однажды проба на золото оказалась удачной, и писатель даже арендовал участок земли. Как детский писатель Мамин-Сибиряк родился 21 марта 1892 года. В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Через сутки после тяжелых родов умерла жена, и Дмитрий остался один с малышкой, у который обнаружилось тяжелое заболевания. За спиной Мамина поползли глухие разговоры, что девочка, мол, не жилец, что Дмитрий Наркисович сам не очень здоров и вскоре сдаст девочку в приют. Но Мамин не только не отдал никому Аленушку, он проявил себя невероятно заботливым отцом. Он стал для нее всем – и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Аленушке не было еще и трех недель, Мамин определил цель своей жизни: «Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив…»
Дмитрий Мамин начал писать сказки только для своей Аленушки, а теперь под эти сказки засыпают миллионы детей в самых разных городах России. «Серая Шейка» впервые была напечатана в журнале «Детское чтение». Аленушке было полтора года.
-Что было задан на дом? (Дети подробно пересказывают описание наступление зимы.)
-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)
-Кто поддерживал С.Ш. в эти трудные моменты? (Мама утка.)
Физминутка.На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем,
Как утята поклюем.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
ІІІ.Постановка цели урока.
-Но так много говорит о Старой Утке? ( Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии, которые могла ей дать только мать.)
Какие это позиции?
ІV Систематизация материала.
1)Жизненные позиции старой утки
-Какая позиция близка Вам( Ответы детей) Докажите словами из текста.
Вывод на доске.
Самоотверженная эгоистичная
заботливая равнодушная
умеющая любить не способная на жертву
умеющая сочувствовать не тревожит себя грустными
мыслями
2) Какая позиция близка автору?
-На самом ли деле Лиса такая умная? (Докажите словами из текста)
-Как ведет себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями?
Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.
Как называет автор С.Ш.?(Бедняжкой).
-Вспомним , что сам ДмиитрийНаркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнуть от разных случайностей».Автор говорит от имени Утки)
- Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?
-Проведем эксперимент. Прочитайте начало ІІІ части, заменив С.Ш. на слово «утка». Вывод. Имя очень значимо и несет в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.
3) Сильный характер Серой Шейки
-Какая она, Серая Шейка?
-Найдите отрывки, в которых показано, как менялась настроение С.Ш. с приходом холодов.
-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?
- Как автор показывает, что С.Ш. придется трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. ( Описание природы-это описание борьбы. Передает состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)
- Между кем идет борьба? ( Река и холод)
Какой прием использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.?
(Прием контраста).
Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
4) Помощь для Серой Шейки.
-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал ее в тяжелую минуту? (Заяц)
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
-А как вела себя лиса? ( Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)
-Расставьте слова, подходящие к героям сказки.
Бедная, беззащитная, злорадствует, радуется, коварная, жестокая, предупреждает, сочувствует, труслив.
-Очень грустно и страшно заканчивается ІІІ частть. Какой новый персонаж появляется в эту минуту? ( Охотник Акинтич)
- Почему именно человек спасает С.Ш.( Люди должны заботиться о тех, кто слабее).
V Подведение итогов.
-Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?
-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!
VІ Домашнее задание
-Подумайте? Почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки?( Он оставляет нас домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку).
- Как бы Вы назвали V часть?( Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
- Придумайте дома продолжение сказки.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |