Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » М. Ауэзов «Возвращение»


М. Ауэзов «Возвращение»

Тема урока: М. Ауэзов «Возвращение»

Цель урока: Формирование представлений о творчестве М.Ауэзова, умения понимать эмоциональный тон произведения, выявлять авторскую точку зрения;
Формирование навыков чтения и пересказа, совершенствование умений составлять план прочитанного и давать характеристику герою;
Развитие речи, памяти, внимания, творческого воображения, мышления умение ориентироваться в тексте;
Воспитание любви к Родине, чувства гордости за красоту родного края, заботливого и доброго отношения к окружающему миру.
Вид урока: интерактивный
Тип урока: урок новых знаний
Оборудование: Слайды с фотографиями писателя, картины.
Х О Д  У Р О К А
1.Психологический настрой к уроку.
Круг радости: Я приглашаю в круг радости, давайте возьмемся за руки, посмотрим  друг на друга, пожелаем добра. А теперь поздороваемся со своей родиной, передавая через руки и глаза теплоту и нежность, скажите своей Родине здравствуй, родина. Я желаю тебе мира и процветания.
2. Проверка домашнего задания.
А)  С. Бегалин  «Еж Есена»
Б) Вопросы классу: 1) Как в доме у Есена появился еж?
2) Какие слова бабушки удивили Есена?
3) Что случилось утром в беседке?
4) Что чувствовали мальчики, когда наблюдали за борьбой?
3. Фаза вызова интереса.
Ассоциации к слову Родина
1).Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Родина? (Семья, аул, город, страна, степь).
2). Повторение (мозговая атака).
- Кто хочет рассказать стихотворение «Степь?»
Цвети, мой Казахстан степной.
Всю жизнь цветы твои я рву.
Укрой меня своей листвой.
Зарыться дай в твою траву.
3).- Кто автор рассказа «Степной пейзаж?» (Мухтар Ауэзов)
-Что мы знаем о М. Ауэзове? (Казахский писатель, ученый. Обучался в аульной школе.  Написал роман «Путь Абая». Этот роман переведен на 30 языков народов мира).
4). Биография писателя Мухтара Ауэзова.
Сообщение темы, цели урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из романа «Путь Абая». Рассказ называется «Возвращение». Вы должны знать содержание текста, уметь задавать вопросы, составлять план, давать характеристику герою, пересказывать, иметь представление о малой родине.
Пересказ текста учителем. Текст «Возвращение».
Вопросы: - Понравился вам  рассказ?
- Почему Абай торопился домой?
Словарная работа.
Медресе – мусульманское учебное заведение.
Урочище – участок, который  отличается от других, например, лес среди поля.
Сопка - небольшая гора с округлой вершиной, холм.
Бабки - детская игра в кости.
5. Работа над произведением.
Работа с группами.
1-группа- Консультанты. (Чтение 4 учеников цепочкой).
2-группа –Поэты. (Составление пятистишия о степи).
3-группа- Психологи. (Дать характеристику Абаю, отвечать на вопросы).
6. Работа над произведением.
Работа с консультантами. Чтение с методом пометок.
1-отрывок: - «Я поехал»
Вопросы: - Как мальчик ехал домой?
- Как воспринял рассказы о разбойниках?
2-отрывок: - «в Есембае»
Вопросы: - Чем близка лощина Есембая?
3-отрывок: - «Удержать его невозможно»
Вопросы: - Какие краски степи видит мальчик?
-Какие сравнения использует автор?
- Какие чувства испытывает Абай?
4- отрывок: - «Все его чувства»
Вопросы: - Вечерняя степь. Какая она?
Звучит музыка «Курмангазы».
Работа с поэтами. Чтение пятистишей о степи.
7. Составление картинного плана.
Озаглавливание частей.
План
1. Дорога домой.
2. Лощина Есембая.
3. Родная, милая степь.
4. Вечерняя степь.
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от родины?
Да, трудно: нет рядом родителей, друзей, дома.
Нет, не трудно: новые друзья, привыкаешь, учишься.
- Что нужно делать, чтобы меньше тосковать? (Сотовый телефон для SMS, телефонная трубка, конверт средства передвижения, встреча с друзьями).
8. Работа над пословицей.
Соберите пословицы, объясните их смысл.
- Какая из пословиц раскрывает идею произведения?
А) Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.
Б) Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Работа с психологами
- Кто главный герой рассказа?
- Какой он?  (Абай внимательный,  веселый, добрый,  хороший друг. Любит природу, он впечатлительный.  Он очень любит родной аул, тоскует по дому).
-Чему научились на уроке?  (Составлять план, пересказывать, давать характеристику).
Итак, для Абая родина – это степь, где расположен его аул, его любимые места, его друзья и его родные.
- А что является для вас малой родиной?
Наш небольшой Казахстан, среди них есть наша маленькая Родина Атырауская область. Наша область расположена в Западной части РК. Атырауская область расположена на Прикаспийской низменности,  территорию пересекает река Урал. В нашем селе есть хорошие места, достопримечательности. Наше село носит имя батыра, акына Махамбета Утемисова. И нам дорога наша маленькая Родина.
9. Рефлексия.
Можно ли сказать?
Земля моя!
В зеленом летнем платье.
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое это счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
10. Оценивание.
11. Домашнее задание.
1 уровень: пересказ.
2 уровень: Напишите сочинение «Пейзаж за окном дома»
12.Итог урока.
Составление оценивающего букета. У вас на партах лежат цветы. Если настроение отличное, вы довольны своей работой, урок понравился – положите цветы в общий букет

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Однокоренные слова
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
Повторение имени прилагательного
Движение земной коры
Мой Казахстан— республика моя
Андерсен «Гадкий утенок»
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Имя числительное
Сыновья
В.Осеева «Сыновья»
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 16171 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык