Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Освободительная борьба казахского народа против российского колониализма


Освободительная борьба казахского народа против российского колониализма

Тема урока: Освободительная борьба казахского народа против российского колониализма

Цель урока: дать характеристику НОД в Казахском ханстве против российской колонизации, рассмотреть основные периоды
Задачи: вспомнить определения «национально-освободительная борьба\движение», «колониализм»; основные периоды борьбы; рассмотреть каждое восстание, его ход, цели и задачи;
Развивать ЗУН, применять при анализировании и систематизировании изучаемого материала;
Воспитывать патриотические чувства, толерантность и любовь к истории Родины
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:
Письменная контрольная работа
Блок 1
1.Расположить указанные события в хронологическом порядке и проставить даты: образование Джунгарского ханства, годы правления хана Тауке, Анракайская битва, курултай в Каракумах, образование Джунгарского ханства 
№ Историческое событие Дата
1.
2.
3.
4.
5.
2. Заполнить содержание таблицы
№ Содержание вопроса Ответ
1 Орбулакское сражение состоялось в …
2 Булантинское сражение произошло на территории … в … году
3 Предводителем народного ополчения по окончанию курултая в Каракумах был избран …
4 Столица Казахского ханства в 17-18 веках
5 Какая территория больше всего пострадала от нашествия джунгар
3. Заполнить содержание таблицы
№ Исторические деятели Титул, род деятельности
1 Толе би
2 Цеван-Рабдан
3 Раимбек
4 Амурсана
5 Тевкелев
6 Казбек би
7 Галдан-Церен
8 Умбетей
 4.Объяснить значение терминов и ответить на вопросы:
№ Задание Ответ
1 Объяснить значение термина «джут»
2 Переносное жилище кочевников
3 Самоназвание джунгарских племен
4 Титул правителя маньчжурской династии в Китае
5 Какая местность вошла в историю под названием «место гибели калмыков»
6 Какая религия была распространена в Джунгарском ханстве
7 Что такое курултай
8 Какая религия была распространена в Казахском ханстве?
9 Аристократическое сословие в казахском обществе, потомки Чингисхана
10 Что подразумевают под понятием «Актабан шубырынды»
Блок 2
1. В период усиления джунгар и ослабления центральной власти в казахском государстве ханский титул в 1629-1652 гг. принадлежал (____________________________________)
2. Период правления Жангира(1629-1652 гг.) совпал с ослаблением центральной власти в казахском государстве и усилением (____________________________________________)
3. Хан Жангир(1629-1652 гг.) вошел в историю как народный батыр за героическую борьбу с (__________________________)
4. В казахско-джунгарской битве при Орбулаке в 1643г. во главе казахского ополчения стоял хан(___________________________)
5. Для войны с казахами джунгары покупали вооружение и пушки у (_______________)
6. Нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв. удалось хану (____________________)
7. Успешную внутреннюю и внешнюю политику в 1680-1715 гг. вел сын Жангира хан (____________)
8. Перед угрозой джунгарского нашествия хан Тауке создает военный союз с (_______________________)
9. Наибольшая угроза для казахов в первой четверти ХVШ в. нависла со стороны (____________________)
10. Первый курултай трех казахских жузов с целью организации борьбы с джунгарами состоялся близ Каракумов в (__________________________________)
 
Блок 3
1.Вставить пропущенные даты , имена правителей и названия местностей вместо многоточия
В …. на … Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство – …………., состоящее из монголо-ойратских племен: хоитов, дэрбэтов, чоросов, хошуотов и торгутов. Основу экономики …….ханства составляло ………Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё ……….. Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 – 1697 гг.), …………. феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. хунтайджи …….. вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться  в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана…..
Ранней весной …... ойратские феодалы всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. То страшное время вошло в историю казахского народа, как ………., а в устных казахских преданиях именуется «………..»
В 1726 г. дело спасения страны взял на себя …….., выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей – Богенбая, Тайлака, Саурыка, Малайсары, Жанибека и многих других. В том же году в местности ……… состоялись собрания всех трёх жузов. Было принято решение об организации единого все казахского ополчения, главой которого избрали хана ………..
В юго-восточной части Тургайской степи, на берегах реки ………, в местности Кара-сиыр, получившей в последствии название «                               », произошла крупная битва казахских ополченства с ойратскими армиями. В ……….г. в 120 км. к югу от озера Балхаш, не далеко от озера Ит-ишпес, в местности Анракай произошло крупное сражение, закончившееся поражением джунгар. В народе сохранились воспоминания об Анракайской битве, как ………………..Победы, одержанная казахами, была результатом объединенных сил ополченцев всех трех жузов. 
3. Новая тема урока: практическое занятие
Основные понятия по теме: формационный и цивилизационный подходы, колониальная политика, сопротивление, национально-освободительное движение, национализм, движения протеста, дисперсное расселение, патернализм, мятеж, бунт, восстание, война, движение, аристократия, реакция, национализм, движения протеста, дисперсное расселение, патернализм, мятеж, бунт, восстание, война, движение.
Расширение России в сторону казахских земель, укрепление казачьих линии ограничивали районы кочевок казахов. Построены были Уйская, Иртышская, Ишимская линии; казахам законодательно запрещалось кочевать на землях между Уралом и Волгой, в верховьях Ишима, Тобола, вдоль северного берега Каспийского моря. Эти земли были переданы казачеству или зарегистрированы как государственный фонд. Жизненные интересы кочевников были значительно ущемлены. Яицкие и уральские казаки, служилые башкиры совершали грабительские набеги в степь, захватывая людей, угоняя скот. Казахи Младшего жуза первыми испытали эти ограничения и в 1773-1775 годах вместе со Средним жузом приняли участие в крестьянской войне под руководством Е. Пугачева. 
Таким образом, дальнейшее обострение земельного вопроса, потеря казахских пастбищ по Яику, Илеку, побережью Каспийского моря, злоупотребления колониальной администрации вызвали первое в истории казахов выступление. Вместе с тем не нужно сбрасывать со счетов и сложную внутриполитическую обстановку в жузах, недовольство политикой ханов и родоправителей. 
Участие казахов в восстании Е. Пугачева и движение «Коктемира» дали толчок к борьбе против колониальной политики Российской империи. В этих стихийных выступлениях просматривается стремление казахов к освобождению своих земель от колонизаторов. Они влились в единое русло национально-освободительного движения казахского народа против политики царизма. Вместе с тем обнажили внутренние социальные противоречия в казахских жузах. 
Земельные захваты и ограничения в пользовании пастбищами,    постоянные нападения казаков с захватом скота и пленных, неэквивалентный торговый обмен, насаждение аппарата власти, недовольство политикой хана недостаточно влиятельного в степи, но зато достаточно зависимого от российских властей, запрет на использование пастбищ Внутренней стороны – это и многое другое свидетельствует о постепенном изменении статуса казахского ханства. Именно в это время вспыхивает восстание под руководством Срыма Датова, длившееся 14 лет (1783-1797гг.) и положившее начало целой эпохе народных восстаний за независимость и свободу казахов. Следствием прекращения движения стало усиление прямого колониального давления, которое выражалось в захвате земель через продвижение укрепленных линий в глубь степи, отчуждения лугов, сенокосов и других земельных угодий, через установление 15-ти верстной полосы в пользу казачества, через захват земель в собственность частными лицами и Уральским войском, посылку военных экспедиций и т.д.
 К середине 30-ых годов XIX века в Букеевском ханстве (Внутренней орде) складывается кризисная ситуация. Стремление хана Жангира, воспитывавшегося в доме астраханского губернатора, создать в междуречье Урала и Волги государство «европейского типа» не встречало понимания в кочевой среде. Политика хана и его окружения, опирающегося на царскую администрацию, привела к сосредоточению большей части земли в руках небольшой группы кочевой знати. Росло количество обедневших казахских семей. В южных районах ханства, примыкавших к побережью Каспийского моря, где началось восстание, находились хорошие пастбищные угодья. Однако они являлись собственностью русских помещиков: князя Юсупова и графа Белобородка. Поэтому безземельные казахи арендовали здесь пастбища или нанимались рабочими на рыбные промыслы. К середине 30-х годов этих землях кочевало около 7000кибиток (более трети населения). Со временем плотность населения и различные поборы в пользу ханов и чиновников здесь стали выше, чем в других ханствах. Таким образом, росло недовольство шаруа и аульных старшин политикой хана. Поводом к восстанию послужило назначение Жангиром в 1833году своего родственника Караул-ходжи Бабажанова правителем родов, кочевавших у побережья Каспийского моря. 12 июля 1838 года состоялось сражение в местности Акбулак. Около 500 повстанцев встретилось с объединенным карательным отрядом Геке. Силы были неравные и восставшие потерпели поражение. С гибелью  Исатая  Тайманова восстание практически прекратилось. Махамбет Утемисов долгое время скрывался в казахских аулах и был убит в 1846году по приказу одного из султанов.  Разрушение привычной структуры социальных связей вызывало естественное чувство ущемленности со стороны самых разнообразных социальных слоев. В итоге мы имеем переплетение характера восстаний как антиколониальных и антифеодальных, т.е. направленных против собственной знати, баев, султанов и т.д.
Эволюция органов власти и управления по реформам 20-30х и 60-90-х годов, ликвидация политической самостоятельности, закрепление казахских земель в государственную собственность, заселение их русскими казаками и крестьянами – все это нарушало веками сложившуюся форму и систему кочевания, вело к борьбе за пастбища, дифференциации общества, острому кризису, вызвавшему волну национально-освободительных движений порой локальных, стихийных, а порой массовых, хорошо организованных и тесно связанных между собой.
Несмотря на отдельные уступки со стороны царских властей, разрешивших в 1797 г. значительному числу казахов выпасть скот на западной стороне Урала, количество пастбищ для выпаса скота продолжало оставаться недостаточным. Углублялся политический кризис в обществе. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну. В ее развитии можно выделить несколько этапов:
1.Предвестники войны – движение под руководством Каратая (1806-1816), Арынгазы-хана (1816-1830), Жоламана Тленши-улы (1822-1825)
2.Начальный этап войны (1824-1837) - Кайыпкали Есимова (1827-1829), Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838)
3.Объединение казахских отрядов под руководстовм Кенесары Касымова (1837-1841)
4.Наступление российских войск и гибель Кенесары (1841-1847)
5.Новый подъем движения в сер. 50-х-нач.60-х. Выступления сырдарьинских казахов, Есет Котибаров, Жанкожа Нурмухамедов
6.Национальные движения в Тургайской, Уральской областях (1869) и на Мангыстау (1870)
7.Национально-осовободительное движение 1916 года
4.Закрепление
1..Установите соответствие в именах и датах: 
Лидеры движений                                                 Даты восстаний
1.Срым Датов                                                           а.1837-1847
2.Исатай Тайманов                                                  б.1783-1797
3.Кенесары Касымов                                               в.1836-1838
 
Ответы: 1 -         ; 2-           ; 3-           
2.расположите в хронологическом порядке
.Восстание на Мангыстау
б.Восстание в Букеевской орде
в.Восстание сырдарьинских казахов
г.Участие казахов в восстании Е. Пугачева
д.Восстание в Уральской и Тургайской областях
3. О чем идет речь?
1.Если Пугачев у казаков «хотел сам царствовать, на кой же прах им потребовалось тогда идти на Оренбург, Уфу, Казань, Пензу, если они задумали царствовать в степи?»
2. «Человек этот… был личностью выдающейся и нет сомнения, что при других условиях воспитания из него вышел бы недюжинный государственный деятель»
3. «Подданство было обыкновенно выгодной сделкой, очень часто ни к чему не обязывающей» (Н.И. Веселовский)
а. Описание качеств Кенесары Касымова
б. Об участии казахов в восстании Пугачева
в. О характере подданства казахов
Д\з подготовка к контрольной работе

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Казахское ханство
Tours you will never forget
“To be’’ етістігінің қолданылуы.
Восстание под руководством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы
Семей көшелері
Возникновение казахских жузов
XIX ғасырдағы тәуелсіздік үшін күрес
Государства Азии в XVII-XVIII веках: Джунгарское ханство, Казахское ханство, Цинская империя
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Уроки с элементами подготовки к ЕНТ по истории Казахстана
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 6479 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык