|
|
Место человека в жизни
Тема: Место человека в жизни
(по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница")
Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”; познакомить учащихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа.
- Развивать логическое и образное мышление; формировать диалогические умения.
- На примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Слово учителя.
В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
II. Определение темы, постановка цели.
1. Как проявляются качества героини рассказа?
1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?
Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
Работа с эпиграфом (слайд 2):
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
Из сборника сказок А.Платонова
Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”
III. Исторические справки .
Насколько в рассказе отражены особенности времени?
Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)
Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.
IV. Работа в режиме диалога.
Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
Изображение пустыни.
- Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
- Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
- Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
- Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
- Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
- Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
- Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
- Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
- Сообщение: изображение душевного состояния героини:
V. Подведение итога урока, оценки.
VI. Домашнее задание:Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”
Кусаинова Кунзипа Гайсиевна
Жұмыс орны:Подстёпный қазақ жалпы орта білім беретін мектебінде жұмыс істеймін.
Бітірген оқу орны: А.С. Пушкин атындағы Орал педагогиқалық институты .
Мамандығы: Ұлттық мектептердегі орыс тілі және әдебиетінің мұғалімі.
Білімі: жоғары
Санаты: 1
Жұмыс өтілі: 30 жыл.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |