Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова Судьба человека


Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова Судьба человека

Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова Судьба человека

Тема: Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»

Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.

Материалы:  интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации

О. Верейского и  Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»

Ход урока

 I. Организационный момент:учащиеся поделены на группы.

II Побуждение

1. Слово учителя.

Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте, пожалуйста:

Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы!  Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал,  за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...

А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.

Выслушивание ответов (Составление ассоциативной карты)

А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»

Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека»

Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом  являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?

На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III Реализация

  1. Слово учителя: послушайте историю создания рассказа.
  2. Словарная работа: Неизбывная- не проходящая.

Спорится –удаётся. Подлючность- подлость. Закипела слеза-стало жаль до слёз. Засеменил- пошёл мелкими шагами

  1. Беседа- Кто является главным героем рассказа?

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

- Кому он поведал историю своей жизни?

-Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?

-Как называется такой композиционный приём? Для чего?

-Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте.

Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят?

-Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

  1. Анализ эпизода «Мирная жизнь»

- Как жил наш герой до войны?

-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?

  1. Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.
  2. Озаглавливание части
  3. Выслушивание ответов.
  4. Анализ эпизода «Война».
  5. Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война.

-Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?

-Как начинается его фронтовая жизнь?

  1. Анализ эпизода «Плен»
  2. Слово учителя:

-Как А.Соколов попадает в плен?

По дороге в лагерь  на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

-С какими людьми А.С. сталкивается в этом эпизоде?

  1. Анализ эпизода «Поединок с Мюллером»
  2. Анализ эпизода «Встреча с Ваней»
  1. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Кто он – настоящий человек?»

Кусаинова Кунзипа Гайсиевна

Жұмыс орны: Подстёпный қазақ жалпы орта білім беретін мектебінде жұмыс істеймін.

Бітірген оқу орны: А.С. Пушкин атындағы Орал педагогиқалық институты .

Мамандығы: Ұлттық мектептердегі орыс тілі және әдебиетінің мұғалімі.

Білімі:  жоғары

Санаты: 1

Жұмыс өтілі: 30 жыл.

Урок русской литературы в 11 классе


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
О.Сулейменов «Волчата»
Однокоренные слова
У каждой собаки - своя судьба
Жизненный и творческий путь В.М.Шукшина тема труда и нравственности в его рассказах
Место человека в жизни
Рассказ-быль «Кавказский пленник»
О достоинстве человека
Сыновья
В.Осеева «Сыновья»
Онегин и автор. Татьяна и Ольга. Анализ произведения.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 4611 | Қосты: Кусаинова Кунзипа Гайсиевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык