Қарағанды облысы, Жезқазған қаласы
№ 1 жалпы білім беретін орта мектебінің
Орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі
Мамажанова Гүлмира Тастановна
Тема: Деепричастный оборот
Цели урока:
1.Закрепление сведений о деепричастии, полученных на предыдущем уроке;
2.Формирование умения отличать деепричастия отличных форм глагола и причастий.
3.Формирование практических навыков находить деепричастный оборот и выделять его запятыми.
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Фронтальный опрос
1.Что такое деепричастие?
2.Что обозначают деепричастия?
3.В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?
4.На какие вопросы отвечает деепричастие?
5.Какие признаки глагола есть у деепричастия?
6.Какой признак наречия имеет деепричастие?
7.Каким членом предложения является деепричастие?
III.Выборочный диктант
Закрепим теоретические знания на практике.Выписать деепричастия из отрывков стихотворений:
Понимаешь,мама,я учитель.
Видешь,я вхожу,бледнея,в класс,
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Может,будет трудно,небогато
Буду жить,свой выбор не браня.
Понимаешь,ведь мои ребята-
Это продолжение меня.
Текут две речки в сердце,не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык-
Я онемею.
Утратив русский-
Стану я глухой.
Жизнь человеку только раз дается,
У всех такая разная судьба.
Есть люди,что торят свои дороги,
А есть и те,кто легкой жизни ищет.
Кто,разменяв на медяки года,
Копя гроши,всегда живет,как нищий,
А,умерев,уходит без следа.
Как вы понимаете значение этих отрывок из стихотворений?
IV.Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют разноуровневые задания.
1.Заменить глаголы деепричастиями:
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены,
Сталкивало друг с другом.
Товарищи заменили его беспокойство и ушли.
Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал.
Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в кастер.
Идет сильный дождь и стучит по крыше
2.Выписать предложения,где есть деепричастия.
Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Мама сидела, откинувшись в кресле.
Водопад бьет о камни и сверкает на горном солнце миллионами брызг.
3. Образовать возможные деепричастия от глаголов: написать, забыть, рассмеяться, кричать, идти, подниматься, держать, постоять, заплакать.
4. Выписать деепричастия совершенного вида в один столбик, а несовершенного – в другой столбик: набирая, поднявшись, разговаривая, кружась, приближаясь, уверяя, вылетев, остановив, держась
V. Синтаксическая пятиминутка.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Объяснить знаки препинания.
Книги, прочита…ые нами в де...стве, навсегда останут...ся наш…ми друзьями.
VI. Повторение знаний о причастном обороте
В этом предложении встречается причастный оборот. Повторим все, что мы знаем о причастном обороте. Как найти данных словосочетаниях причастный оборот?
Сидящая девочка, плескавшиеся волны, проверенная учителем, борющийся за мир, ведущая в парк, отнятая игрушка, опавшие с тополя.
Вывод: причастный оборот – причастие с зависимыми словами.
VII. Объяснение новых знаний.
А сегодня тема урока «деепричастный оборот». Как вы думаете, что такое деепричастный оборот? Это деепричастие с зависимыми словами.
Верно. Это деепричастие с зависимыми словом.
Давайте все вместе найдем в данных словосочетаниях деепричастие с зависимым словом: весело журча, насвистывая песенку, шевеля крыльями, украсив фигурами, выйдя из дома.
Теперь рассмотрим деепричастный оборот в предложении.
Пикируя до самой земли, обессмертил свое имя во время Великой Отечественной войны герой Николай Гастелло. Цветы кивают мне, головки наклоня.
Выводы:
Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
Вопрос к деепричастному обороту ставим от глагола.
Схематический обозначаются так:
/-.-.-.-.-/, =
=, /-.-.-.-/.
На письме деепричастный оборот выделяется запятыми.
VIII. Обобщение теоретического материала по вопросам
Что такое деепричастный оборот?
Как найти зависимые слова?
Каким членом предложения является деепричастный оборот?
Как выделяется деепричастный оборот на письме?
IX. Работа с учебником
Заменить словосочетания фразеологическими оборотами с деепричастием и деепричастным оборотом.
Слушать с напряженным вниманием – навострив уши.
Сказать чистосердечно – положа руку на сердце.
Трудиться усердно – не покладая рук.
Смотреть пристально – не отрывая глаз.
Работать небрежно – спустя рукава.
X. Подведение итогов
Сделать общий вывод, опираясь на следующие вопросы:
Что такое деепричастие? Что называют деепричастным оборотом? Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте?
XI. Домашнее задание.
Выписать из любого художественного текста пять предложений с причастными оборотами.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / русский язык |
Көрсетілім: 2490 |
|
|
|
Деепричастный оборот
№ 1 жалпы білім беретін орта мектебінің
Орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі
Мамажанова Гүлмира Тастановна
Тема: Деепричастный оборот
Цели урока:
1.Закрепление сведений о деепричастии, полученных на предыдущем уроке;
2.Формирование умения отличать деепричастия отличных форм глагола и причастий.
3.Формирование практических навыков находить деепричастный оборот и выделять его запятыми.
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Фронтальный опрос
1.Что такое деепричастие?
2.Что обозначают деепричастия?
3.В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?
4.На какие вопросы отвечает деепричастие?
5.Какие признаки глагола есть у деепричастия?
6.Какой признак наречия имеет деепричастие?
7.Каким членом предложения является деепричастие?
III.Выборочный диктант
Закрепим теоретические знания на практике.Выписать деепричастия из отрывков стихотворений:
Понимаешь,мама,я учитель.
Видешь,я вхожу,бледнея,в класс,
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Может,будет трудно,небогато
Буду жить,свой выбор не браня.
Понимаешь,ведь мои ребята-
Это продолжение меня.
Текут две речки в сердце,не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык-
Я онемею.
Утратив русский-
Стану я глухой.
Жизнь человеку только раз дается,
У всех такая разная судьба.
Есть люди,что торят свои дороги,
А есть и те,кто легкой жизни ищет.
Кто,разменяв на медяки года,
Копя гроши,всегда живет,как нищий,
А,умерев,уходит без следа.
Как вы понимаете значение этих отрывок из стихотворений?
IV.Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют разноуровневые задания.
1.Заменить глаголы деепричастиями:
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены,
Сталкивало друг с другом.
Товарищи заменили его беспокойство и ушли.
Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал.
Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в кастер.
Идет сильный дождь и стучит по крыше
2.Выписать предложения,где есть деепричастия.
Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Мама сидела, откинувшись в кресле.
Водопад бьет о камни и сверкает на горном солнце миллионами брызг.
3. Образовать возможные деепричастия от глаголов: написать, забыть, рассмеяться, кричать, идти, подниматься, держать, постоять, заплакать.
4. Выписать деепричастия совершенного вида в один столбик, а несовершенного – в другой столбик: набирая, поднявшись, разговаривая, кружась, приближаясь, уверяя, вылетев, остановив, держась
V. Синтаксическая пятиминутка.
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Объяснить знаки препинания.
Книги, прочита…ые нами в де...стве, навсегда останут...ся наш…ми друзьями.
VI. Повторение знаний о причастном обороте
В этом предложении встречается причастный оборот. Повторим все, что мы знаем о причастном обороте. Как найти данных словосочетаниях причастный оборот?
Сидящая девочка, плескавшиеся волны, проверенная учителем, борющийся за мир, ведущая в парк, отнятая игрушка, опавшие с тополя.
Вывод: причастный оборот – причастие с зависимыми словами.
VII. Объяснение новых знаний.
А сегодня тема урока «деепричастный оборот». Как вы думаете, что такое деепричастный оборот? Это деепричастие с зависимыми словами.
Верно. Это деепричастие с зависимыми словом.
Давайте все вместе найдем в данных словосочетаниях деепричастие с зависимым словом: весело журча, насвистывая песенку, шевеля крыльями, украсив фигурами, выйдя из дома.
Теперь рассмотрим деепричастный оборот в предложении.
Пикируя до самой земли, обессмертил свое имя во время Великой Отечественной войны герой Николай Гастелло. Цветы кивают мне, головки наклоня.
Выводы:
Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
Вопрос к деепричастному обороту ставим от глагола.
Схематический обозначаются так:
/-.-.-.-.-/, =
=, /-.-.-.-/.
На письме деепричастный оборот выделяется запятыми.
VIII. Обобщение теоретического материала по вопросам
Что такое деепричастный оборот?
Как найти зависимые слова?
Каким членом предложения является деепричастный оборот?
Как выделяется деепричастный оборот на письме?
IX. Работа с учебником
Заменить словосочетания фразеологическими оборотами с деепричастием и деепричастным оборотом.
Слушать с напряженным вниманием – навострив уши.
Сказать чистосердечно – положа руку на сердце.
Трудиться усердно – не покладая рук.
Смотреть пристально – не отрывая глаз.
Работать небрежно – спустя рукава.
X. Подведение итогов
Сделать общий вывод, опираясь на следующие вопросы:
Что такое деепричастие? Что называют деепричастным оборотом? Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте?
XI. Домашнее задание.
Выписать из любого художественного текста пять предложений с причастными оборотами.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |