Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Майор привёз мальчишку на лафете


Майор привёз мальчишку на лафете

Тема урока: К.Симонов Майор привёз мальчишку на лафете

Цели:
а) Обучающие: познакомить учащихся с личной и творческой биографией К.Симонова; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; формирование таких понятий, как “истоки поэзии”, метафора, эпитет, сравнение.
б) Развивающие :развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
в) Воспитывающие:воспитывать любовь к родному родине, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности К.Симонова.
Тип урока: урок развития речи
Метод урока: частично-поисковый
Наглядность:портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация.

                                    Ход урока
1) Оргмомент.
2) Актуализация знаний. (звучит музыка, на экране кадры военной хроники) Слово учителя.
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить ПобедуБольшую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. 
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму "Павел Черный".
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
 В  борьбе за победу в годы войны активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под тяжестью.... Маленькие герои большой войны.
(Валя Котик, Леня Голиков, Аркадий Каманин, Люся Герасименко, Валя Зенкина, Марат Казей, Валерий Волков, Юта Бондаровская, Вася Коробко и др.)
Необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы, но они продолжали жить, наравне со взрослыми вынося тяготы выпавшего на их долю бремени. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Куле. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.Рядом с ними были взрослые, которые переживали за судьбу детей.Именно об этом пишет Симонов.
3). Выразительное чтение учителем стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете:"
4). Анализ произведения
-Какое впечатление оно на вас произвело? - Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
-Откуда везли мальчика? (Из Бреста)
Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
("Седой мальчишка")
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
 лафет - станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой? - Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?
- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."
(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)
- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?
- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".)
- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
5). Выразительное чтение стихотворения.
6). Итоговая беседа.Рефлексия.
– Какой вам представляется Великая Отечественная война?
– Зачем на войне стихотворения? Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?
– Можно ли опоэтизировать подвиг?
– Что нового вы узнали о поэзии военных лет?
7). Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
«Они сражались за Родину»
"Вспомним всех поименно!"
Дети и Великая Отечественная война.
Некрасов Мужичок с ноготок
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
Дружба народов за свободу
Сложноподчиненные предложения в 11 классе
Н. В. Гоголь- гордость русской литературы" в 10 классе
Казахстан с древности по современность.
А.М.Горький " Песня о Соколе"
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 4167 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык