|
|
Тема урока: Что такое фольклор?
Цель и задачи урока:
а)образовательная:cовершенствовать этнокультуроведческий материал,знания о малых жанрах фольклора ,умение применять на практике в учебно –игровых ситуациях;
б)развивающая:развивать речь,память, расширять кругозор,творческие способности и навыки устного высказывания, развить умение анализировать,сравнивать,сопоставлять,обобщать, делать выводы;
в)воспитательная:воспитывать эстетические чувства,любовь к прекрасному, любить и ценить народный фольклор.
Тип урока: урок развития речи
Наглядность:слайды.
Межпредметная связь:русский язык,казахскаялитература,музыка.
Методические приемы:
-устные выступления учащихся
-работа в тетради;
-презентации
Ход урока
1Организационный момент
(психологический настрой)
2Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.
3Новая тема «Что такое фольклор»
Слово учителя : Сегодня мы с вами поговорим о фольклоре. Фольклор-устное народное творчество.Фольклор появился давно,когда еще люди не умели писать,а передавали из уст в уста песни,сказки,пословицы,поговорки.В течение веков поэтическое искусство народа выражалось в устной форме.С появлением литературы устное творчество не умирает,онопродалжает жить и развиваться.
Фольклор- народное творчество,совокупность народных обрядовых действий.
Фольклористика-наука о фольклоре,включающаясобирание,публикацию и изучение произведений народного творчества.
Слово уст –устаревшее слово .Уста, уст,устам(рот,губы)
Из уст (услышать от кого -нибудь). В уста передавать ( сообщать от одного к другому).
Устное творчество казахов ,уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическимисказаниями, лиро-эпическими поэмами,преданиями,легендами,созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий.Они глубоко патриотичны в своемсодержании,поэтичны в изложении,пронизаны призовым к единству, стойкости духа, настойчивости,упорству во имя достижения поставленной цели.Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть нетолько героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философия размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.
Разнообразны формы народного стихосочинительства .Это связано тем,что ни одно событие , ни один праздник в казахской семье не обходился без песни.Насвадьбах,например,исполнялся » Жар-жар»-проводы невесты в виде хорового пения с ведущими как со стороны девушек,так и со стороны парней-сверстников новобрачных.Другая ритуальная песня «Сынсу»-прощание с родным очагом-исполнялось невестой перед выездом свадебной процессии из аула.В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня «Беташар»для ознакомления невесты с его родственниками.Жоктау»- плач по усопшему.По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках,страиваемых в день смерти родича,в день его похорон,через семь дней ,сорок дней,год и четыре года после смерти.
Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора ,шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков.В силу того обстоятельства ,что они передавались из уст в уста,из поколения в поколение,эти произведения изменялись и дополнялись. Разнообразна тематика казахской сказки,особенно волшебной ,представляющей во многом синкретическую форму.Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические ,генеологические,топонимические сказания ,предания,легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше-острословы и шутники,которые ловко проводят своих противников. Пословицы ,поговорки,загадки,афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов-поэтические состязания певцов-импровизаторов,которые собирались большое количество любителей народной поэзии.Наайтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род,еголюдей,мгновенно слагая свои импровизации.Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей,их щедрость и сердечность. Приз доставался тому,кто выходил победителем из этого состязания в стихах.Большой популярностью среди народа пользовалсявеликий казахский акын Жамбыл (1846-1945).
Вопросы и задания:
1 Что такое фольклор?
2Перечислите малые жанры фольклора.
3 Какая наука занимается фольклором?
4 Какие пословицы вы знаете о Родине?
Комментирование оценок.
Инструктаж домашнего задания
а)Придумать загадки по картинкам.
б)Выучить веселые частушки.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |