|
|
Народные песенки, потешки, небылицы.
Тема: Народные песенки, потешки, небылицы.
Цели: Ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;
Познакомить с устным народным творчеством.
Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
Показать изумительный по меткости и красоте язык народного произведения, его простоту и лаконичность, звучность и плавность, когда образы и картины рисуются зримо, точно живые.
Оборудование: книги.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Беседа.
- В раздел «Разноцветная ярмарка» включены произведения устного народного творчества русского, казахского и других народов мира. Представленные фольклорные произведения многонациональны и богаты разнообразием жанров.
Раздел включает:
- Народные песенки (хороводно-плясовая и колыбельная);
- Заклички и приговорки;
- Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и перевёртыши;
- Скороговорки и чистоговорки;
- Считалки;
- Пословицы на разные темы;
- Сказки (о животных, волшебные и бытовые).
- Информация для учителя.
Фольклор любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы, которые присутствуют в каждом его произведении. Былина учит любить Родину и защищать её, в ней мы узнаём, что такое храбрость и трусость, верность и предательство, что такое героизм. Песня учит сопереживать и радоваться, она расскажет о большом горе и настоящей любви, успокоит, когда тяжело, развеселит, когда грустно. Легенды и предания развивают любознательность, цель которых сообщить какие-то сведения о родном крае, рассказать о его героях. Трудится наше воображение, когда мы отгадываем загадки.
- Работа по теме урока.
А) - Вспомните и назовите произведения устного народного творчества, знакомые вам с детства. От кого вы их услышали?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось в них?
- Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?
Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын.
Народный – народ – не один человек, а коллектив, поэтому автор безымянен.
Творчество – творить, творение, создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Произведения, созданные устами народа – это фольклор, устное народное творчество.
Б) Знакомство с народными песенками, потешками, небылицами.
Чтение русской хороводно-плясовой песни «Как на тоненький ледок» и казахской колыбельной песенки.
В)Выразительное повторное чтение.
Г) Анализ.
- Чем отличается колыбельная песенка от хороводно-плясовой? Чем они похожи?
- Какие слова в песне повторяются несколько раз?
- Прочитайте первую песенку и найдите в ней повторы. Какими движениями можно сопровождать эту песню?
- Какая разница между словами: белый – беленький, колыбель – колыбелька, дитя – деточка.
- Почему в колыбельных песнях используются уменьшительно-ласкательные слова?
- Найдите слова, которые делают колыбельную песню более нежной, певучей, ласковой.
Д) Самостоятельное чтение Украинской песенки.
- Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками.
А) Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
- Найдите среди стихотворений пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша:
Ай, не плачь, не плачь.
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть!
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Тебе для потешки!
- Вспомните, какими словами вас успокаивали, когда вы плачете?
- Какими словами успокаивают малыша в прочитанных пестушках?
- Как вы думаете, для чего были созданы пестушки?
- Кто в них особенно нуждался?
Б) Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Чтение потешки из казахского фольклора «На жару, жару зерно».
При чтении учитель вместе с детьми, приговаривая текст, загибают пальцы.
В) Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове, при этом прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет.
Различие между потешкой и прибауткой.
Игра.
Чтобы развеселить ребёнка С выполнением различных движений
Прибаутка Потешка
Г) Чтение прибауток сопровождается словесным описанием картин.
Д) Закрепление понятия потешки.
- Выберите потешки, которые сопровождаются притоптыванием, прихлопыванием, потягиванием, подскоками.
- Тяни холсты, тяни холсты
На рубашку, на столешничек.
- – Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Брашку.
- – Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок, по мошок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
- Скок – поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошёл,
Молодичку и нашёл.
- Какое действие нужно выполнять в этой потешке?
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух!
- Знакомство с небылицами и перевёртыши.
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыши распространены не только в русском фольклоре, они являются одним из древних жанров английской, немецкой и французской культур.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.
Курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась…
- Знаете ли вы, что с помощью слов можно творить чудеса?
- Слово может огорчить, обидеть человека, успокоить, дать совет и рассмешить. Проверим, так ли это.
- Когда вам захочется посмеяться, о ком вы сразу вспомните? Клоуны, скоморохи – это самые весёлые люди на земле. В старину их называли скоморохами, шутами, лицедеями. На ярмарках или базарах они устраивали представления, в которых рассказывали такие нелепые представления, в которых рассказывали такие разные нелепые, смешные истории:
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух.
-Как вы думаете, с какой целью рассказывались эти истории?
- Ведь в жизни так не бывает?
- Прочитайте перевёртыши и небылицы по учебнику страница 42-43.
«Ехала деревня мимо мужика…»
«Выдала лягушка дочь за мотылька…»
«Старый заяц сено косит…»
- Домашнее задание.
Выучить песню на выбор, потешку, прибаутку, выучить перевёртыш и нарисовать к нему рисунок.
Уметь объяснить, что такое потешка и прибаутка.
- Итог урока.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |