Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Роль истории Казахстана в воспитании учащихся в национально культурной среде


Роль истории Казахстана в воспитании учащихся в национально культурной среде

Тема доклада Роль истории Казахстана в воспитании учащихся в национально культурной среде

Уважаемые коллеги! Предстоящий новый учебный год, как известно, будет иметь немало особенностей по своей новизне преподавания многих школьных предметов, а в преподавании истории Казахстана коренные изменения.
Сегодня Казахстан состоявшееся государство. Страна вышла на новый этап государственного строительства. Стратегия «Казахстан -2050», представленная главой государства, дает ответ на главные вопросы на новом этапе развития общества, а именно: куда мы идем, где хотим быть к 2050 году, отметил в своем выступлении Госсекретарь Марат Тажин на расширенном заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.
Речь идет о проектировании новой мировоззренческой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. «эти ценности должны быть современными, укреплять национальную идентичность в глобализирующиемся мире, который национальную специфику размывает. Они должны обеспечить сохранение культурного кода нации, т.е. языка, духовности, традиций, культуры.
Такая постановка задачи объективно концентрирует внимание на вопросах изучения национальной истории. В связи с этим сегодня к исторической науке предъявляются совершенно новые требования. Теперь историк не просто регистратор событий, который фиксирует и описывает факты. Учитель вместе с учениками в ходе учебного процесса должен достичь «понимания» ценностей, правил, морали конкретной национально-культурной среды. Именно при таком подходе каждая национальная истории предстает не как абстрактная хронологическая летопись цивилизации, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. И наша задача состоит не в том, чтобы понять, как развивается ее живой, уникальный организм.
« для этого, нам надо конкретно определиться с понятием «национальная культура». Национальная культура это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой, социальным окружением, проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни.
В своем послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев отмечал что важно .. «усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях..»
Роль учителя истории в этом контексте тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования, которое претерпевает глубокие изменения в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.
Приуралье, цастицей которой является наш Акжаикский район с его 45-тысячным многонациональным населением, поликультурное общество,- край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события 18-го и 19-го веков, восстание народа против колонизаторской политики , сложный период образования многонационального населения региона, гражданской войны и коллективизации, борьбы с безграмотностью и голодом  двадцатых и тридцатых годов прошлого века, эпоха коммунистического тоталитаризма и безбожия. И особенно когда вопрос касается нашей дооктябрьской истории, средних веков и т.д. мы не должны строить ход событий или общественных явлений на основе отдельных свидетельств, высказываний, или субъективных мнений иностранных купцов, разведчиков, военных или географов-путешественников, побывавших в наших степях когда-то.
Мы должны серьезно переосмыслить все эти источники понимая с высоты современной науки, что они часто не соответствуют исторической истине, не выдерживают никакой критики по стандартам сегодняшнего дня.
Именно поэтому наш Президент предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». Созданы специальные группы Казахстанских ученных для изучения нашей истории, поиски новых данных в архивах стран Азии и Африки и Европы.
Отрадно, что такая работа ведется и в нашем районе уже в течении 4 лет.
Дважды, 2008 года и в начале лета этого года были организованы экспедиции по изучению историко-культурного наследия левобережья реки Урал. Параллельно работала группа ученных историков- археологов Западно-Казахстанского центра истории и археологии под руководством профессора М.Сдыкова. Силами местных краеведов собран уникальный материал по истории нашего района, обработаны и описаны сотни археологических находок, определены географическое месторасположение около 3-х тысяч курганов, надгробных сооружений, мазаров и кесене, места захоронения видных религиозных, родо-племенных лидеров, казахских батыров, компактного проживания родов Байбакты, Тана, Альтике, Маскар и др. вдоль реки Урал в 17-19 веках. Прочитаны арабские надписи на каменных памятниках двух-трех метровой высоты, пройти мимо которых без восхищения их дизайна- уникального и неповторимого просто невозможно. Дано краткое описание мусульманским мечетям Давлетияра и Маулимберли и медресе при них по левобережью и церквей по поселкам правобережья, которые являлись в свое время архитектурными шедеврами Приуралья. По результатам всей этой работы выпущены несколько книг исторического содержания, опубликованы фотографии найболее ценных и неплохо сохранившихся до наших дней объектов, большинства которых обработаны как музейные экспонаты и взяты на учет, воссозданы легенды об отдельных батырах и биях, о их походах.
Тем самым, изучен и обобщен богатейший по нашим сегодняшним меркам материал, а на самом деле лишь малая часть того, что наши предки оставили после себя. Отныне никто не может сказать, что история нашего края бедна. 
Культурному наследию, богатой историей, которые достались нам от предков, может позавидовать не один другой регион на обширных пространствах Великой степи. При этом нет необходимости сравнивать где и у кого каких памятников больше или меньше. Наследие есть везде. Однако в отличие от других мы вплоть до последнего времени не обращали внимания, что оно у нас есть. А причины тому общеизвестны.
И по итогам всей этой комплексной работы совсем скоро будут изданы книги по истории района, которые должны стать базовыми учебниками всей нашей историко-краеведческой работы.
Нет сомнения и в том, что подобная исследовательская, краеведческая работа будут продолжены и в будущем, но с обязательным нашим участием, с самым непосредственным участием не только историков общеобразовательных школ, но и сельских акимов. А пример тому есть. Краеведческий музей в селе Базартюба- это результат большой, заинтересованной совместной работы сельского акима, директора школы и учителей истории.
В связи с этим, есть и другая истина, что никто из столицы или областного центра не приедет изучать наш край, район, не « заготовит местный материал» для урока истории Казахстана, просто нам самим придется заняться этой работой, изучить историю своего края, с тем чтобы каждый урок был предельно насыщен примерами патриотизма, толерантности, любви к Родине и многонациональному народу, к той земле, где родился и рос ребенок, и чтобы эти примеры были взяты не из далеких стран, как это было раньше, а из истории, летописи, легенды своего народа, своей земли.
И в конце своего выступления, уважаемые коллеги, хочу рекомендовать вам подписаться на ежемесячный журнал  «Дана». По республике таких познавательных периодических изданий очень много и есть очень солидные. Но этот журнал, как мне кажется, самый близкий для нас. В нем публикуются очень интересные материалы по истории, о традициях именно нашего края. Кстати ближайший  номер этого журнала будет посвящен Акжаикскому району.
Спасибо за внимание

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
Толстой и Казахстан
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Казахстан в эпоху железа: Сакские племена
Культурное строительство в годы независимости
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Будущее страны за патриотами
Взаимоотношения человека с миром
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
История становления и развития Казахстана
Бөлім: Уроки / Тарих | Көрсетілім: 1944 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык