Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Тарих |
Көрсетілім: 14206 |
|
|
|
Культура Казахстана в 11-13вв
Культура Казахстана в 11-13вв
Образовательная-знать особенности развития архитектуры, строительства, науки, образования, религии в 11-13 вв.
Воспитывающая –эстетическое воспитание учащихся, формирование казахстанского патриотизма, гордости за историческое прошлое своей Родины.
Развивающая-формирование исторического мышления, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствование умений работы с ИВТ.
Структура модуля
1. Вводная часть (лекция)
«Культура Казахстана в 11-13вв.»
2.Диалогическая часть. Изучение темы индивидуально-групповым методом ( развитие городской культуры, ремесла, торговли с)х).
3. Развитие архитектуры, строительства, религии, науки. (Изучение темы с помощью компьютерных технологий)
4. Игра «КВН»
«Культура Казахстана в 11-13вв.
5. Контрольная работа «Культура Казахстана в 11-13вв. (разноуровневые задания)
В вводной части осуществляется знакомство со структурой учебного модуля, определяются цели и задачи, стоящие перед учащимся.
В диалогической части осуществляется изучение нового материала с применением индивидуальной, групповой форм работы на основе разноуровневых заданий. Разнообразием в изучении модуля является применение компьютерной технологии при изучении темы »Развитие архитектуры, строительства, религии, науки «
Учащиеся работают в мкг, изучая материал с помощью компьютера. При закреплении учебного материала предлагаются разноуровневые задания, задания на соответствие, контрольный тест, игра. Итоговая часть данного модуля предполагает контрольную работу с применением разноуровневых заданий.
Урок № 1 Вводный урок «Развитие культуры Казахстана в 11-13 вв»
Задачи: Образовательная; знать особенности развития городской культуры, развития городов.
Воспитывающая; эстетическое воспитание, воспитание казахстанского патриотизма.
Развивающая; Анализ, сравнение, обобщение.
План урока
1. Развитие городской культуры.
2.Развитие ремесла, торговли, сельского хозяйства.
3. Архитектура и строительство.
4.Религия. Культура.
5. Наука и образование.
Тезисы лекции.
Число городов растет, если в раннее средневековье насчитывалось 30 городов, во второй половине средневековья 37 городов. Рост числа городов связан с переходом кочевых скотоводов к оседлому образу жизни. Средоточием городов является Южный Казахстан. Города по площади делятся на 3 группы: более 30 га, от 15 до 30 га ,10 га. Произошли огромные изменения в градостроительстве- изменилась застройка городов появились мечети, бани, появление оборонительных сооружений вокруг городов. В архитектуре жилых домов появились ташнау и тандыр. Получили развитие ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное дело. Торговля в 11-13 веках была основным показателем развития оседлой и городской культуры. Развитие городов повлекло за собой развитие поливного земледелия. Архитектурное строительство было представлено сооружением мечетей, мавзолеев: Бабаджи-Хатун, Айша-биби. Духовная культура представлена доисламскими верованиями. Развитие науки и образования связано с именами Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Яссави, Юсуф Баласагуни. Ахмед Иугнеки.
Домашнее задание 18.19,20. Составить тезисы по теме.
Урок № 2 Изучение темы индивидуально-групповым методом.
( Развитие архитектуры ,строительства, религии научных знаний)
1. Этап работы. Работа в МКГ. Изучение нового материала. Обсуждение в МКГ..
1. Архитектура – это…
2. Ганч-это…
3. Какой кирпич использовался для получения орнаментов ?
4. Чьи изображения были самыми распространенными в резьбе и росписи ?
5. Исламский храм-это…
6.Как назывались крытые монументальные надгробные сооружения?
7. Очаг-это…
8. Сколько бань обнаружено в Отраре?
9. К какому времени относится мавзолей Бабаджи-Хатун и Айша-биби?
10.Каковы причины появления крупных архитектурных сооружений?
11. Материал, используемый при постройке мечетей.
12. Планировка бани.
2 МКГ.Религия.
Время работы 7 минут
1. Тотем-это….
2. Жертвенное животное у казахов.
3. Какие религиозные верования существовали в Каз-не до принятия ислама?
4. Приведи примеры суеверий поклонения огню.
5. Где и когда ислам был объявлен государственной религией?
6. Какой арабский полководец в 709 захватил Бухару?
7. Какие страны были завоёваны Насыром ибн Сейяром?
8. Возле какого города тюргеши с арабами одержали победу над китайцами?
9. Основатель династии Караханидов.
10. В каких городах найдены остатки мечетей?
11.На основе чего можно судить, об укреплении позиции ислама?
12. Священная книга мусульман.
2 этап работы.
Задачи на соответствие
1 А. М. Кашгари 1. Кудатгу билик
В. Ю. Баласагуни 2. Дар истины.
С. А .Иугнеки 3. Диуани лугат ат- тюрк
2. А. А. Яссави 1. Словарь тюркских наречий
В. М. Кашгари 2. Диуан-и-хикмет
С. Ю. Баласагуни 3. Благодатное знание.
3.А Аль-Фараби 1. Единственный сборник мудрости на родном языке
В. С. Бакыргани 2. Ахмед Яссави
С. Ю. Баласагуни 3. «Второй учитель после Аристотеля»
3 этап работы Составьте слова ключевое слово »зороастризм»
4 этап работы «Вопросы в шкатулке»
Подведение итогов работы
Урок № 3 Развитие архитектуры, строительства, науки, образования, религии.
Каждая МКГ изучает данные темы с помощью предложенного текста (компьютер)
Развитие архитектуры и строительства
Декоративно - прикладное искусство. Этот вид искусства начал широко
развиваться в средние века. Оно применялось при обработке и украшении
посуды, металлических изделий, и особенно в строительстве. Архитектурное
украшение зданий было непосредственно связано с художественной обработкой
строительных материалов и конструкций. Строительным материалом служила
глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). Часто мастера украшали
поверхность стены кладкой кирпича <<на ребро>>, создавая определённый
рисунок. Так зародился способ фигурной кладки с использованием обожженного
кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая из общей
кладки, мастера получали разнообразные орнаментальные и световые
эффекты. С XI века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич –
прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), нашедшей
широкое применение в XI – XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписибыли распространены изображения животных.
Таким образом, декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневековья. Например, оно использовалось при украшении величественных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текметы
(разновидности ковров и кошм) и т.д.
Архитектурно – строительные комплексы
В X – XII веках стали возводиться крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Особое распространение получили религиозные сооружения. В это время возводилось много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.
Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, А также для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети.
Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи – Хатун и Айша – Биби, возведённые в X – XII веках. Они расположены в 18 км, западнее города Тараза.
Мавзолей Бабаджи – Хатун – это прекрасное сооружение с квадратными порталами из обожженного кирпича. Время возведения сооружения – X – XII века. Расположенный рядом мавзолей Айша – Биби сохранился частично. Время возведения мавзолея XI – XII века. В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань. Две бани раскопаны в Таразе. Первая, размерами 13,4 x 12,4 м., имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохранились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, корыта для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены. Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и первая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступающей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалось колодезная вода.
Религия и культура. Распространение ислама.
Доисламские верования. По сведениям археологических исследований, на юге и юга – востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороасстрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространён культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение своё огузы связывали с почитанием барана, как покровителя рода и племени. Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема.
Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поколению огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшённые очаги, относящиеся к XI – XII векам. Учёные связывают их с культом поклонения огню. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай ана. В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как “не плюй в огонь”, ”не наступай на то место, где горел огонь”, ”не перешагивай через огонь” и т. д. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.
Влияние исламской религии на развитие культуры.
Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. В X – XI веках развитии городской культуры значительную роль сыграла навоя религия – ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра – хан принял ислам. А его сын Муса Богра – хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах. В письменных источниках рассказывается о том, что люди, принявшие ислам, группами ходили в мечети. Арабский историк аль – Макдиси упоминал о мечетях, возведённых в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооружениям. Так, были раскопаны остатки мечети в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядом. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманском обряду умерший укладывался головой, обращённой в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии, это запрещалось.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и просто кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнак были возведены мечети, медресе. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.
Развитие науки и образования
Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование.
Абу Насыр аль – Фараби (870 – 950 г.г.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Он был учёным – философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль – Фараби был назван “вторым учителям” после Аристотеля. В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих чувств и разума. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика – вот круг его широких научных интересов,
Юсуф Баласагуни (1021 – 1075 г. г.) родился в городе Баласагун на реке, Чу. Полное имя его Юсуф (Жусип) Хас Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом “Кутадгу билик» (“Благодатное знание”) ”. Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Учёный писал: “Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а это – единственный и первый сборник мудрости на родном языке”. Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Отсюда понятно, насколько велико значение этого труда, появившегося на тюркском языке.
В «Кудатгу билик» имеется много сведений об истории и общественно – политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов. Учёный в своём труде исследовал вопросы философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки, что говорит о его научной разносторонности. Вместе с тем в книги встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). Например, такие пословицы, как «Краса слов - пословица», «В старости украшает богатство, в молодости - труд».
«Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Учёный начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил её кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «главный визир». Названный труд и в наши дни является общим достоянием всех тюркоязычных народов. Учёные используют его при изучении языка, литературы, истории и других отраслей науки тюркских народов.
Ходжа Ахмед Йасауи (1103 – 1167 г.г.) родился в городе Сайрам. Ахмед рано остался сиротой, лишившись, матери и отца, когда ему было семь лет. Он воспитывался у своей сестры Гаухар –- Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы), поэтому принял приставку к имени - Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан – Баба.
Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал известен как автор сборника стихов «Диуан – и - хикмет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощадно бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов. Таким образом, в X – XII веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперёд в развитии духовной культуры.
Махмуд Кашгари (1030 – 1090 г.г.) – полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Его отец родился в городе Кашгаре. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком приобретённые знания он направил на изучение языка родного народа.
Махмуд Кашгари написал знаменитый труд “Диуани луга ат - тюрк” (“Словарь тюркских наречий”), состоящий из трёх книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племён средневековья. Известный русский учёный А. Н.Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он нечем не ниже и не хуже арабского языка.
А другой учёный – тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей.
В своём труде учёный не ограничился исследованием языком лишь тюркских племён. В его труде содержится много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков и соседних народов. Поэтому данный труд является единственным в своём роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков
Абу Райхан аль – Бируни (973 – 1050 г.г.) – учёный – энциклопедист. Знаменитый учёный своего времени продолжил научные традиции и преемственность Абу Насыр аль – Фараби, Габбаса аль – Жаухари. Он – автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды “Канон Масуда об астрономии и звёздах”, “Памятник прошлых поколений”, “Благородные камни” до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения.
Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны. Настоящие его имя – Адип Ахмед Махмудулы. Его родной город – Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Ещё при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины».
Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором говорило население государства Караханидов.В поэме содержится много мудрых мыслей о нравственности и морали, призывов к получению образования, овладению знаниями.
ЗАДАНИЯ К УРОКУ 1
1 ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ГАНЧ - ЭТО
А) СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ГИПСА
Б) ОБОЖЕННАЯ ГЛИНА
В) СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ UKBUS
2 ПРОДОЛЖИ ПЕРЕЧЕНЬ..
В 10-12 В.В ВОЗВОДИЛИ КРУПНЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ:
А) МЕЧЕТИ
Б) МАЗАРЫ
В)
Г)
3.ОЦЕНИТЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ШИРОКО ПРИМЕНЯЛОСЬ В АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
А) ВЕРНО
Б) НЕВЕРНО
4.НАЗОВИТЕ ПРИНЦИП, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЭТИ СЛОВА:
МАВЗОЛЕЙ БАБАДЖИ-ХАТУН И АЙША-БИБИ:
А) ЭТИ МАВЗОЛЕИ БЫЛИ СООРУЖЕНЫ В 12 ВЕКЕ .
Б) ЭТИ МАВЗОЛЕИ НАХОДЯТСЯ В 18 КМ ЗАПАДНЕЕ ГОРОДА ТАРАЗА. Задания к уроку 2
1.назови определение, которое соответствует данному определению
ислам - это..
а) покорность богу
б) учение
в) пророчество
2.выбери правильный ответ
когда Мусса Богра хан объявил ислам государственной религией?
А)958 г
Б)959 г
В)960 г
3.назовите принцип, объединяющий эти города
Куйрыктобе,Баласагун,Тараз,Отрар
А) эти города никак не связаны
Б) в этих городах раскопаны остатки мечетей
В) в этих городах были только христианские храмы
4.Назовите понятие, которое соответствует данному определению
Тотем древних тюркских племен
А) баран
Б) кокбори
В) Умай-ана
Задание к 3 уроку
1. О ком идёт речь
Ещё при жизни поэт прозван в народе «поэт поэтов», «предводитель мудрецов»
А) Ахмет Иугнеки
Б) Сулейман Бакыргани
В) Хаким-ата
2. Приведи соответствие
А) Баласагуни
Б) Иугнеки
В) Кашгари
1. «Словарь тюркских наречий»
2. «Кудатгу билик»
3. «Дар истины»
3. Оцените утверждение
В городах Сайрам, Отрар, Туркестан открывались МЕДРЕСЕ,
широкое развитие получили наука и образование.
А) Верно
Б) Неверно
4. Назовите имя человека, которому принадлежат эти слова.
«Много книг написанных на арабском и таджикском языках,
а это единственный и первый сборник мудрости на родном языке»
А) Яссави
Б) Баласагуни
В)Кашгари
Разноуровневые задания
Тема: Архитектура и строительство.
1 уровень
1 . Что такое декоративно-прикладное искусство?
2. Ганч – это..
3 .Мечеть – это ..
4. Мавзолей – это..
2 уровень
1 . Какие архитектурные сооружения возводились в Казахстане в 10-12 веках?
2. Назовите основные мавзолеи 10-12 веков, место их расположения.
3. При раскопках каких городов были найдены остатки бань?
3 уровень
1. В связи, с чем в Казахстане стали возводить крупные архитектурные сооружения
Тема 2. Религия. Культура.
1 уровень
1.Тотем-это…
2.Ислам-это..
3. жертвенное животное у казахов.
2 уровень
1. Когда и кем ислам был объявлен государственной религией?
2.Расскажи о религиозных верованиях до принятия ислама.
3. В каких городах были раскопаны остатки мечетей?
3 уровень
1. На основе чего можно судить об укреплении позиций ислама в Казахстане?
Тема 3. Наука и образование
1 уровень
1. Основной труд Ю. Баласагуни.
2. Где родился Аль Фараби?
3. Кто был назван «вторым учителем после Аристотеля»?
2 уровень
1. Расскажи об Аль Фараби.
2. Что проповедует в своих трудах Х. Яссави?
3. Какие сведения содержатся в труде М. Кашгари « Диуани лугат-ат-тюрк»?
3 уровень
Какой вклад, по-вашему, внесли ученые, поэты в культуру Казахстана?
Урок 4. Игра - КВН
1 этап игры Блиц-вопрос
Вопросы к 1 команде
1. строительный материал, разновидность гипса.
2. исламский храм –это..
3. материал, используемый при постройке мечетей
4. жертвенное животное у казахов
5. Основатель династии Караханидов.
Вопросы 2 команде
1. Тандыр-это…
2. Глиняный помост для отдыха.
3. Ремесло, удовлетворяющее спрос на предметы повседневного потребления
4. Города имеющие, монетные дворы.
5. Мавзолей 10-12 вв.
3 команда
1. Доисламские верования.
2. Родился в городе Весид.
3. Ученик Х Яссави.
4. Крытые монументальные надгробные сооружения.
5. Виды ремёсел 9-12вв.
Вопросы к 4 команде.
1. Название дома, где все комнаты был сквозными.
2. Санитарно-очиститительное устройство.
3. Число городов в Каз-не в раннее средневековье.
4. Путь, связывающий Восток и Запад.
5. Какими животными торговали на ВШП?
Вопросы к 5 команде.
1. Основатель династии Караханидов.
2. Сколько бань обнаружено в Отраре?
3. Он символизирует единство, благосостояние, семейное единство.
4. Предметами этого ремесла являются булавки, шахматные фигуры, стрелы.
5. Монеты изготавливаемые из драгоценных металлов.
Вопросы к 6 команде
1. Это исскуство, применялось при обработке и украшении посуды, металлических изделий и строительстве.
2. Обожженная цветная глина.
3. Автор произведения «Диуани-лугат-ат-тюрк»
4. Ему присвоили титул «Великий хасхажип».
5. Жертвенное животное у казахов.
2 этап. Разгадай анаграммы
1 команда 2 команда 3 команда 4 команда 5 команда
отктрареа иршакаг лнгасбауиа тештакн иасясв
млсан ляриеги ахткуариет гмтьее мвоеазлй
аднхркааиы итауна змееиелдле омтте иагнл
нргкбапиа авфн явготрол расрззмоот олмрее
3 этап «Древо мудрости»
4 этап. Игра «Шпаргалка»
Подведение итогов игры.
Урок 5. Контрольный урок по теме «Культура Казахстана»
Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме « Культура Казахстана в 11-13 вв»
1 вариант
1. уровень 1. Определи значение понятий:
Тандыр-это..
Мечеть-это..
Ганч-это..
2. что такое прикладное искусство?
3.Назовите известных ученых 11-13 вв.
2 уровень
1. Расскажи о религиозных обрядах, традициях средневекового Казахстана.
2..Соотнеси имена великих ученых и их произведения
1. А. Яссави А. Словарь тюркских наречий
2. М. Кашгари В. Диуан-и-хикмет
3. Ю. Баласагуни С. «Благодатное знание» 3 уровень На основе чего можно сделать вывод об укреплении позиций ислама в Казахстане? 2 вариант
1 уровень
1. Определи значение понятий
мавзолей-это…
ташнау-это…
дома-коржыны-это…
2. Что такое архитектура?
3. Назовите известные мавзолеи 11-13 вв.
2 уровень
1. Составьте рассказ по рисунку учебника » Мавзолей Бабаджи-Хатун»
2. Соотнеси имена великих ученых и их произведения
1.М Кашгари А. Кудатгу билик
2. Ю. Баласагуни В. «Дар истины»
3. А. Иугнеки С.»Диуани лугат ат-тюрк»
3 уровень
Каков вклад культуры Казахстана 11-13 вв. в общемировую культуру?
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |