Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / История |
Көрсетілім: 7799 |
|
|
|
Гунны
Тема урока Гунны
Цели урока:
Образовательные: Ознакомить учащихся с древними историческими сведениями о гуннах, с местами их расселения и государственным устройством. Рассказать о последствиях объединения гуннов.
Развивающие: Повысить активность учащихся, обеспечить развитие их способности самостоятельно размышлять над каждым из исторических фактов. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, учебником, историческим атласом.
Воспитательные: Прививать учащимся чувство глубокого уважения к истории своих предков, особо подчеркивая, что гунны сыграли большую роль в формировании казахского народа, что самоотверженный труд наших предков, их героизм в борьбе за защиту своей родины от внешних врагов, созданные ими культура и искусство достойны глубокого уважения.
Оборудование урока: таблицы, схемы, иллюстрации, историческая карта, учебник истории Казахстана, первый том «Иллюстративной истории Казахстана»
Тип урока: комбинированный урок
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, кроссворд, работа с картой и учебником.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологическая подготовка учащихся к уроку.
2. Опрос домашнего задания.
Устный опрос у нескольких учащихся.
1. Расскажите о развитии земледелия у кангюев.
2. Каковы особенности ведения скотоводства у кангюев?
3. Чем занимались кангюи, кроме скотоводства и земледелия?
4. Приведите свидетельства, доказывающие тесные связи кангюев с внешним миром, соседями.
5. Что нового вы узнали из стихотворения китайского поэта Бо Цзюй-и «Голубая юрта»?
Исторический диктант.
1. Кангюи жили… (в 3 в. до н.э. – 5 в. н.э.)
2. Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: (кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской)
3. По китайским данным, союз племен кангюев могли выставить … воинов. (120 тысяч)
4. Основным местом расселения кангюев была… (средняя часть долины реки Сырдарья)
5. На юге государство Кангюй соседствовал с … (Китаем и уйсунами)
6. Государство Кангюй управлялось … (великим ханом)
7. Столица государства Кангюй располагалась на реке … (Талас)
8. Общее количество монет эпохи государства Кангюй, найденных на территории Казахстана, состовляет … (1300 монет)
9. Государство Кангюй разделялось внутри себя на … владений. (5)
10. Каждое владение управлялось … (малым ханом)
Проверка ответов.
Отгадывание кроссворда.
1. Г
2. У
3. Н
4. Н
5. Ы
Вопросы:
1. Племенной союз, населявший Казахстан в 3-2 вв. до н.э. – 5 в. н.э. (кангюи)
2. На юге государство Кангюй соседствовал с … (уйсунами)
3. Для орошения полей кангюи по левому берегу реки Чирчик выкопали канал … (Ханарык)
4. Столица кангюев - город … (Битянь)
5. На левом берегу какой реки, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей? (Арысь)
Заключение:
Вот ребята, мы с вами узнали немало сведений о племенах кангюй. Отгадав кроссворд, по вертикали мы получили название одного из древнейших народов, населявших некогда Азию и Восточную Европу, которые сыграли огромную роль в формировании казахского народа. Теперь переходим к изучению гуннских племен.
3. Объяснение новой темы.
Ознакомить учащихся с темой нового урока и его целями.
План:
1. Ранняя история гуннов.
2. Государственное устройство гуннов.
3. Объединение гуннских племен.
Перед тем как начать изучение новой темы, я хочу привести слова великого казахского академика Алькея Маргулана: «История гуннов – это древнейшая история современных тюркских народов, именно они в Великой степи создали свое государство».
1. Ранняя история гуннов.
В 1 тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Одно из них – гунны. Эпоха гуннов охватывает 4 в. до н.э. – 3 в. н.э. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну» т.е. «гунн» (китайцы до н.э. и после дали одному и тому же народу 32 названия) происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии. В 3 веке до н.э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. Моде остался в истории не только как смелый и умелый полководец, властный повелитель с диктаторскими манерами. Он был выдающимся политиком, искусным дипломатом. Его мысли и высказывания о государстве, о Родине, о том как можно в мире жить с соседними народами и странами особенно полезными могут быть сейчас, когда мы строим независимое и суверенное казахское государство, поскольку он думал не только о своем времени, но и устремлялся взглядом в будущее, заботился о потомках. Доказательством этому служит такая история, зафиксированная в «Исторических записках» Сыма Цяна.
Когда Моде пришел к власти, сильным противником хуннов было государство Дунь Ху (протомонголы). Считая, что Моде узурпировал власть, они решили воспользоваться, и попросили у него коня, на котором в свое время ездил отец Моде Туман каган. Моде собрал вокруг себя самых знатных и мудрых людей страны и стал советоваться с ними, как ему поступить. Старейшины были оскорблены и сказали ему: «Быстроногий аргамак – реликвия гуннов, поэтому коня не следует отдавать». На это им Моде ответил: «Неужели нам жалко одного коня для соседствующего с нами народа?» и приказал отдать своего любимца. Люди из страны Дунь Ху знали, что Моде, отдавая коня, был сильно рассержен. Тем не менее, они снова посылают вестника к гуннам, и просят в подарок их правителю одну из самых красивых и любимых жен вождя гуннов. Моде вновь собирает на совет лучших визирей. Советники говорят: «Эти соседи совсем обнаглели. Теперь женщину просят. Мы должны с ними воевать!» Выслушав их, Моде вынес такое решение: «Неужели мы пожалеем всего лишь одну женщину от соседей?». С этими словами она была отправлена к неугомонным Дунь Ху.
После этого предводитель Дунь Ху, видя свою безнаказанность, думая что гунны поступают так из слабости, собирает свои войска и продвигается на запад. То есть к границам гуннов. Между государством хуннов и дунху лежал клочок пустынной земли, на нем не росла трава, не было воды. С давних времен на этой земле никто не жил, но площадь ее распространялась на тысячу ли (ли= пол км). Именно здесь проходила граница между страной дунху и державой гуннов. Дунху вновь посылают к Моде посла со словами: «Между нами лежит эта никому не нужная земля. Наши сторожа и ваши сторожа находятся по обе стороны от этой земли. Мы хотим взять у вас эту землю». Моде и на этот раз собирает совет. Старейшины хунну сочли, что не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Услышав такой ответ, Моде очень рассердился: «Земля, какая бы она не была, это вопрос государственный! Мы даже не должны сомневаться в вопросе о том, отдавать или не отдавать ее. Она есть основа и корень государства». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территорию. Так возникла держава хунну во главе с Моде. Произошло это событие, по сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, в 209 году до н.э.
У этой назидательной и древней легенды глубокий смысл. Как бы не были дороги кочевнику конь и женщина, расставаться с ними или нет – это его личное дело. А что касается земли, по мнению Моде, она не является собственностью одного человека, а принадлежит всем, народу, будущим потомкам, поэтому ее, землю надо оберегать и защищать. Тем не менее, с соседствующими народами надо жить в мире, но государственные вопросы должны стоять выше личных.
Гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая. Они заставили платить дань Китай, который ежегодно отправлял в дар кочевникам шелковые ткани, хлопок, рис, украшения.
2. Государственное устройство гуннов.
В гуннское объединение входили различные племена. Государство гуннов строилось по военному принципу, оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Управлял гуннами шаньюй. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники. Ими являлись обычно сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, а все 24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие – лук со стрелами, саблю и копье.
Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они также обсуждали государственные дела.
3. Объединение гуннских племен.
По сведениям китайских хроник, в 4-3 вв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, создали свое объединение. Гунны не только захватывали земли соседних племен, но даже вторгались в пределы Китайского государства. Войны гуннов с китайцами растянулось на более чем 300 лет.
В 3 веке до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую Китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни.
Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во 2-1 вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Во времена его правления государство превратилось в сильнейшее государство Евразии. Гунны подчинили себе племена дунху, победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, гуннская держава превратилась в могущественное государство, которое простиралась от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ.
В 55 году до н.э. Гуннское государство разделялось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце 1 в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев, заключили с ними мирное соглашение и таким образом тполучили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в Приаралье относиться к 1 в. н.э. Связи с этим местные племена аланы и асы вынуждены были перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Таким образом, движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во 2 в. до н.э. растянулось до 4 в. н.э.
4. Закрепление нового материала.
Игра «Кто быстрее ответить?»
1. Правитель гуннов? (шаньюй)
2. Кто объединил гуннов в 3 веке до н.э.? (Моде)
3. Эпоха гуннов охватывает … - 4 в. до н.э.-3 в. н.э.
4. Второе лицо государства после шаньюя? (темники)
5. Как по военному принципу разделялось государство гуннов? (на левое, центральное и правое крылья)
6. Из скольких родов состояло государство? (из 24 родов)
7. Войны гуннов с китайцами растянулись, на сколько лет? (на 300 лет)
8. Движение гуннских племен с востока на запад началось… (во 2 в. до н.э.)
9. В каком году государство гуннов разделилось на южных и северных гуннов? (в 55 году до н.э.)
10. Когда была начата вторая волна массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана? (1 в. н.э.)
Подведение итогов
5. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.
Прочитать в учебнике §20 и подготовить устный ответ на вопросы и задания, имеющиеся в конце параграфа. Прочитать материал для дополнительного чтения.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |