|
|
Расселение саков. Сакское общество
Открытый урок по истории Казахстана в 6 классе
Тема урока: Расселение саков. Сакское общество
Эпиграф к уроку::
Если бы ты выкинул все свои драгоценности,
Вооружился луком со стрелами
И жил среди саков, то ты так же
Был свободным человеком.
Анахарсис. 620-555 гг. до н.э.
Цели урока:
Образовательная: дать представление о предках казахского народа — племени, жившим на территории Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н. э, познакомить с историческими сведениями о сакских племенах, группах сакских племен, показать территорию их проживания, общественное устройство.
Развивающая: развивать способности к мышлению, умозаключению. Обогащая знания учащихся о саках, развить способности к мышлению, к работе с исторической картой. Дать сведения о хронологических рамках и пространстве исторических событий
на основе легендарных сведений из истории саков.
Воспитательная: воспитать уважение к понятию государства и государственности,
к историческим источникам, к Отчизне. Воспитать чувства
патриотизма, самоотверженности ради независимости родной
земли на основе примеров из героической истории саков.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методы урока: словесный, частично-поисковый, наглядный.
Форма урока: групповая
Оборудование: карта Древнего Казахстана, интерактивная доска, мультипроектор, слайды, таблицы, опорные схемы, рисунки, кроссворд, тесты, иллюстрации - «Золотой человек», детская энциклопедия « Древний Казахстан».
Межпредметная связь: всемирная история, география
Ход урока:
I. Организационный момент. (подготовка учащихся к уроку)
ІІ. Проверка домашнего задания
- Диаграмма Венна
- Составление кластера
- «Историческая мозаика»
ІІІ. Объяснение нового материала
- Племена саков (составление кластера)
- Источники информации о саках
- Первоначальные сведения о саках.
- Племена и территория их расселения.
- Общественное устройство саков.
IV. Закрепление
- «Найди слово»
- Работа с таблицей
- «Цвет-образ»
- Работа со схемой
- «Минута для отдыха» (кроссворд)
- «Историческая цепочка»
- Тесты
V. Итоги урока.
VI. Рефлексия (анкета)
VII. Оценки за урок. Домашнее задание
- Организационный момент (подготовка учащихся к уроку)
Учитель: Ребята, прежде чем начать наш урок, определим, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами смайлики, выражающие различное настроение человека: грусть, усталость, веселье. Выберите рисунок с тем настроением, которое соответствует вашему:
А теперь посмотрим, кто с каким настроением пришёл на урок. Поднимите руки те, у кого грустное настроение? Усталое? Весёлое?
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«/» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«- » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«0» - не ответил.
- Проверка домашнего задания. Работа по пройденному материалу
- Диаграмма Венна
Каменный век |
Что общего? |
Бронзовый век |
Каменные орудия труда Родовая община Обрабатывали землю палкой, затем мотыгой с каменным основанием, матриархат Роды и племена Собирательство Все имели права охотиться |
Скотоводство Земледелие Рыболовство Лес Озера Кочевки Совет аксакалов |
Выплавка цветных металлов Возникновение кочевого скотоводства Возникновение мотыжного земледелие Орудия труда изготавливали из бронзы Частная собственность |
II группа |
I группа |
Составление кластера(работа в группах)
Достижения эпохи железа |
Распад родовой общины |
Племена железного века |
III группа |
железо |
Разделение труда |
Прибавочный продукт |
Частная собственность |
Рост производительности труда |
Усиление обмена |
войны |
Общественное неравенство |
Уйсуни |
Кангюи |
Сарматы |
Саки |
Гунны |
«Историческая мозаика»
Составьте предложение из данных слов
НАШЕЙ; ВЕК; С; ВЕКА; ИСТОРИИ; В; ПЕРИОД; ДО; СТРАНЫ; ОХВАТЫВАЕТ; ЖЕЛЕЗНЫЙ; VIII; ДО; VI; Н. Э.
Ответ: В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ОХВАТЫВАЕТ ПЕРИОД С VIII ПО VI ВЕКА ДО Н.Э.
Подведение итогов урока.
В истории древнего Казахстана, в I тысячелетии до н.э. начинается новый рубеж. VIIIв. до н.э. по VI в. н. э. вошли в историю нашей страны, как эпоха открытия и широкого использования железа.
Железный век делится на два периода: Схема: «Железный век» |
Ранний железный век с VIII века до н. э. по III век до н. э. |
Поздний железный век с III века до н. э. по VI век н. э. |
Железный век VIII век до н. э. - VI век н. э. |
В этот период укрепляются родоплеменные отношения. Роды объединяются в племена, а племена в союзы племен.
Схема: «Общественное устройство людей» |
Родовая община |
Племя |
Племенные союзы |
Этнос |
К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. На основе этих племенных союзов возникали государства.
Сегодня большинство ученных считают, что родоначальниками казахов являются племена саков, о которых сегодня пойдет речь.
- Постановка темы и целей урока.
Объяснение новой темы по плану.
Разделение класса на группы.
- Составление кластера. Ключевое слово «Племена саков» (опережающее задание)
Работа в группах. Каждая группа рассказывает о племенах, населявших территорию Казахстана.
Аргиппеи Аримаспы Даи
Племена саков |
Саки тиграхауда саки парадарайа
саки хаомоварга исседоны
массагеты
сточники информации о саках.
Саки – древние племена, населявшие территорию Казахстана и Среднюю Азию в І тысячелетие до н.э.
Ученым известны 2 группы древних текстов, содержащих сведения о саках.
1. Клинописные наскальные надписи персидских царей: Дарий І, Ксеркс
- Сочинения греко-римских авторов: Геродот, Страбон
Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников , населявших степи Казахстана.
- Первоначальные сведения о саках.
Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей Казахстана.
Персы называли жителей Степи-саками. (Слово «сак», по сведениям персов, означало «великие мужи», а иногда «Туры с резвыми конями».)
Греки величали их – «Азиатскими скифами»
Геродот в своем труде «История» (430-425гг. до н.э.) утверждает, что «персы всех скифов называют саками».
«По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот.
Геродот (484-425гг. до н.э.) – называл саков массагетами.
Греческий географ Страбон отмечал «саки вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражении они носят золотые пояса и головные повязки».
Страбон писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».
В древнегреческих источниках кочевниках так же называют – дай (даи).
Согласно греческим источникам саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны».
Греки считали саков самым справедливым и честным народом среди всех известных им.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |