Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Физика на каждом шагу


Физика на каждом шагу

Физика на каждом шагу

Ж.Р Муканова

Учитель физики с.Кишкенеколь

План

I.      Экскурсия по выставке

II.      Путешествие «Как попасть в корабль»

  1. 1) лекция – блок №1 и №2 по теме «Последовательные и параллельные соединения»

2) семинар занятие №1 – теория; лабораторные работы; «Танцы»

№2 – решение задач (схемы на доске)

№3 – тесты

  1. Физика и игрушки (песня «Спят усталые ребята») демонстарция игрушек

V.      Физика и природа

  1. Физика трения Кассета «Скрипка», видик
  2. Фейерверк опытов 1)Огуречный, картофельный «элемент»

2)Электризация султанов «танцы» человечков

3) Физика и человек

Последовательные

Взявшись за руки «В лесу родилась елочка»

Параллельные

«Летка - енка»  «Когда – то россияне.....»

  1. Знаете ли вы – ученых – физиков (черный ящик, ребус)

Танцы и законы физики кассета «Вдохновение» - вальс

Видеопросмотр  1) Порох

 2) Титаник

3) Ну погоди (в комнате смеха)

«На свете чудеса россияне повсюду, да не всегда их каждый примечал» И.А.Крылов

Человеческий разум могуществен, он способен понять любые «тайны» окружающего нас мира, а что действительно чудесно, так это творения рук человеческих, они достойны и удивления и восхищения

1)    Мыльные пузыри на солнечном свете

2)    Грампластинка

3)    Пар, выходящий из носа чайника

Физика – страна чудес. Школа – страна физики. У входа повесить карту этой страны. На ней отметить пять городов, название которой связаны с изучением разделов физики: механики, молекулярной физики, электричество, оптики, магнетизм

Физика какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика – опора и основа

Всех без исключения наук!

Зал почетных вещей. (собраны исторические реликвий, согласно легендам, имеющие непосредственно отношение к открытию физических законов. Большинство «экспонатов» накрыты стеклянными колпаками)

       I.      Экспонаты связаны с именем замечательного ученого Архимеда.

1. Вот осколок зеркала Архимеда, с помощью которой великий ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам.

     2. знаменитая война Архимеда, в которой он открыл свой замечательный закон (на таблице представлен чертеж сил, действующий на погруженный в жидкость тело, и закона Архимеда), проверяя состав вещества, из которой была сделана корона царя Гиерона, которая также находится перед нами.

    II.      Яблоко Ньютона – это то самое яблоко, которое упало Ньютону на голову и послужило толчком для открытия закона Всемирного тяготения.

 III.      Человек всегда задумывался над вопросом статического электричества и магнетизма Фалес Милетский, перебирая свои драгоценности случайно дотронулся кусочками янтаря, протертого  шелком, до мелких бумаг, лежащих у него на столе: бумаги притянулись к янтарю – произошло открытие статического электричества.

  1. Италянскийй ученый Гальвани, готовя заболевшей жене бульон из лапок лягушек, открыл «животное электричество»

   V.      Итальянский ученый Вольта, создал первый источник тока – «вольтов» столб, состоящий из медных и серебряных пластинок, с прокладками из толстого картона, пропитанного солью. Тем самым было положено начало галов элементам.

  1. Самыми современыми экспоеатами является гусиные перья английского ученого Адамса и французкого ученого Леверн. На кончиках этих перьев была открыта новая планета Солнечной системы.

Нептун.

«Пускай звенит повсюду смех,

Грустить сегодня – тяжкий грех!

Смеяться, право, не грешно

Над тем, что кажется смешно»

Булочки в полиэтиленовых пакетах.

1)    Булочка – твердо пористое тело. 2) обладает упругими свойствами 3) при испарений из нее жидкости черствеет 4)чтобы избежать черствения, помещена в полиэтиленовый мешок, 5)если мешочек поместить в холодильник, то при понижений температуры интенсивность испарения уменьшается. 6)в мешочке происходят процессы испарения и конденсации влаги

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу раций,

Вентелятору на столе

Самолеты летят сквозь тучи,

Ходят по морю корабли –

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно

Так по проволке струится,

Спутник ходит по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам!

В. Шефнер

Все известно вокруг,

Тем не менее

На земле еще много того

Что достойно, поверь, удивления

И твоего, и моего

Удивляйся росе,

Удивляйся цветам

Удивляйся упругости стали,

Удивляйся тому

Чему люди порой

Удивляться уже перестали!

Удивляйтесь – и мир станет для вас интереснее!

Известный афоризм Н. С. Станиславского том, что театр начинается с вешалки, к нам не подходит, ибо зал занимательной физики начинался гораздо дальше от его вешалки – еще на улицах, при входе и т.д. Идя по улице вы совершаете механическое движение, у входа вы взаимодействуете с дверью, поднимаясь по лестнице вы совершаете определенную механическую работу равную изменению потенциальной энергий которой хочешь не хочешь отражается на вас – отдышка и т.д.

В учительской висит обявление

У двери надпись : Зал занимательной физики

Физика вокруг нас

       I.      Открываем двери – я приложила силу,

F– Определяется а) точкой приложения

Б) направлением

в) модулем

Почему дверь изготавливают из дерева?

Теплопроводность плохая ρ=900кг/м³ , строительный материал

Ручка двери –

Металл – хорошая теплопроводность, электропроводность, прочность.

Дверь скрипит – нужна смазка. Почему масляная? А не вода. Вода убежит. Трение – вредное,→уменьшить.

    II. У входа зеркала, рядом полотенце, расческа, зубная щетка, паста, мыло.

Мыло – 1)это аморфное тело, 2) при добавлений его в воду уменьшается коэффициент поверхностного натяжения воды, 3) мыльный раствор смачивает жирные и грязные поверхности.

Зубная паста и щетка – 1) Ворс щетки должен обладать упругими свойствами, так как он постоянно подвергается деформации изгиба. 2) Ручка щетки – твердое тело. 3) Благодаря силам поверхностного натяжения и смачиванию пасты он держится на щетке. 4) Пасты разного сорта отличается по запаху мы это чувствуем благодаря диффузий. 5) Во время чистки зубов имеет место движение тел относительно друг – друга. 6) В процессе чистки большую роль играет трение. 7) Благодаря диффузии питательные вещества из пасты проникают внутрь зубов и оказывают на них положительное действие.

Полотенце – прекрасно впитывает в себя воду, что объясняет хорошую смачиваемостью.

Расческа – при расчесывании волосы расческу заряжают «-» зарядов, а сами волосы - «+». У расчески избыток е, при поднесении мелко нарезанным бумажкам – притянет (у бумаги недостаток е)

III.      Физика в профессии врача:

Экспонаты приборы и опыты

  1. Кардиограммы--Осциллограф
  2. Электрическая грелка-Прибор Джоуля
  3. Рентгеновские съемки-Рентгеновская трубка
  4. Шприц, пипетка-Поднятие воды за поршнем
  5. Термометр -Расширение жидкости при нагревании
  6. Стерилизатор-Демонстрация способов повышения и понижения давления                   
  1. Банки-Расширение воздуха при нагревании
  2. Фонендоскоп- Счетчик Гейгера
  3. Очки -Схемы дальнозоркого и близорукого глаза

Физика и медицина … Наука о явлениях природы и наука о болезнях человека, их лечении и предупреждении. В настоящее время обширна линия соприкосновения этих наук, и их контакты все время расширяются и упрочняются. Нет ни одной области медицины, где бы не применялось физические приборы для установления заболеваний и их лечении.

IV.      «Физика в профессии повара»

Экспонаты-Приборы и опыты

Кухонные установки, основанные на учете явления теплопроводности.

1.Сковородка и кастрюли-Демонстрация различных теплопровод-

с различными ручками-ности материалов

2. Кастрюля с двойным дном.

3. Рассекатель огня

4. Термосы

Профориентационная работа учителя физики является частью его работы по труд воспитанию школьников. Цель ее – усилить политехническую подготовку учащихся и ознакомить их с различными видами трудовой деятельности людей, помочь им правильно выбрать профессию в соответствий с потребностями общества и их личными интересами. Проведение данной выставки позволяет реализовать эту. Важной задачей выставки является наглядная демонстрация учащихся того большого знания, которое имеет наука физика в различных областях деятельности человека

Если тело в воду бросить

Или просто опустить

Будет ……(сила Архимеда)

Снизу на него давить

Если вес воды в объеме

Погруженной части знать

Можно …..(силу Архимеда)

Очень просто рассчитать

Физика нас окружает повсюду – дома, на улице, в поле, в лесу, у реки. Писатели, удивительно метко подмечая все происходящее вокруг, дают яркие, красочные описания разнообразных природных явлений. Читая книгу, внимательно следя за сюжетом, мы иногда пропускаем эти описания, считая их не достаточно интересными.

Между тем, они представляют весьма ценный и полезный материал не только для «лириков», но и для физиков: Они учат нас быть внимательными, учат наблюдать, замечать, видеть проявления физики в окружающей жизни.

Я предлагаю вам с такой физической точки зрения посмотреть на строки литературных произведении. Начнем с отрывка из повести А.П.Чехова «Степь»

«Егорушка»… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая – то сила холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».  О какой силе идет речь?

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это …

(электричество)

Любовь человека к природе органический связана с чувством сопричастности ей, с пониманием того, что человек сам есть часть природы матери.

Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне небеса и землю

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком.

Природа и человек

Цель:

Познание явлений природы, частью которой является Человек. Огромная лаборатория природа – наглядно демонстрировать необходимость изучения объяснения «тайн», которые нас окружают. Постигая одновременно физику явлений природы, мы тем самым объединяем  эмоциональное восприятие с рац – м. В результате мы учимся видеть красоту в физике и более того, учимся, вообще более глубоко чувствовать прекрасное. Не надо забывать, что понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к природе, что особенно важно в наше время, когда вооруженный мощной техникой человек в состоянии не только искалечить, но и вообще погубить земную природу.

Закат солнца.

Почему заходящее солнце становится красным? Почему небо имеет голубой цвет? – рассеянье солнечного света в земной атмосфере.

Вдали зеркальной, огненно – лучистой.

Закрывшись тучей

И окаймив дугой ее огнистой.

Пунцово – жгучей,

Огромный шар, склоняясь, горит над нивой

Багрянцем роз

Зима Туман, иней, морозы, снег

Весна Вода, испарения, дождь

Лето Дождь, роса, гром, молния, ливень, конденсация, испарение, радуга.

Туман

Бледнеет ночь… туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, без жизненной луна

И серебро росы на стеклах холоднее

М.Ю.Лермонтов

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом»

«Природа и явления в ней»

Загадка и вопрос

1)    Чего в сундуке не спрячешь? (луч света)

А) какого цвета белый свет? (КОЖЗГСФ)

2)    Ревнуя, волна на сто сел, за сто речек. Что это такое?(гром)

Вдалеке бушует гроза – какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? (раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так как скорость распространения света , а звука в воздухе при 15ºС – 340 м/с)

3)    А) в воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?(лед)

Б) когда лед может быть нагревателем? (когда другое тело, находится в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры)

     В) когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лед или если лед положить на крышку?(Тогда, когда лед положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут энергичные конвекционные потоки)

4)    А) без рук, без ног,  а в избу лезет. О чем речь? (холод, тепло)

Б) почему при холодной погоде многие животные Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?(По шерсти. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла).

5)    Что идет, не двигаясь с места? (время)

Всегда ли время «идет» с одинаковой скоростью? (нет; его ход зависит от скорости давления)

6)    Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)

Может ли горизонт являться телом отсчета?(нет, потому что при движении наблюдаемая перемещается вместе с ним.)

Физика на весенней тропе

Любая физическая теория только тогда будет воспринята, осознанна, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому, весной, при таянии снега проводили экскурсию на природе.

1)     Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев – объясните увиденную картину (вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла)

2)    На весенний тающий снег положите два куска материи – темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так излучают энергию. Поэтому под темным куском проталинка больше)

3)    Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлый? (Под действием Солнца слой снега тают, вода просагивавется вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда)

4)    Какова температура Лужин, в которой плавает лед? Свой ответ проверьте с помощью термометра(t=0ºС. Пока лед не растает, температура не будет повышаться)

5)    Щепоточку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая картина?(крупицы марганцовки растворяются в воде,содержатся в снеге: снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается).

Какие же законы сухого трения помогают музыканту при игре на скрипке?

Струна под смычком двигается всегда медленнее смычка.… Когда смычок  и струна движутся в одну сторону, струна отстает от смычка. Сила трения скольжения препятствует отставанию и увлекает струну за смычком. Сила трения совершает работу, смычок тащит за собой струну, и, наоборот, когда струна, движется навстречу смычку, сила трения скольжения тормозит струну, замедляя ее движение. Совершенная работа против сил трения. Выходит, что на одной половине пути смычок помогает струне, а на другой – ей мешает. Если бы это было точно, так получилось бы как в известном выражении. «Что даем правой рукой, то берем левой». Этого не происходит по двум обстоятельствам. Во – первых, скорость, с которой смычок скользит по струне, относительно струны разная. Когда струна и смычок идут в одну сторону, скорость смычка мала. Вспомните, как медленно отстает едущий по дороге попутный автомобиль, если смотреть на него из окна быстро едущего поезда. Когда же струна движется навстречу смычку, его скорость гораздо больше – подобного скорости с которого мелькает в окне встречный автомобиль.

Второе обстоятельство – сила трения скольжения зависит от относительности скорости трущихся поверхностей. При медленном скольжении она больше, чем при быстром. Выходит, что смычок больше помогает струне, при медленном скольжении, когда она движется в одну сторону со струной, а тормозит меньше при быстром скольжении, когда струна и смычок движутся в разные стороны. Таким образом, за каждое колебание струны сила трения подталкивает ее, не давая этим колебаниям затухать.

Танцы и законы физики.

Однажды известный советский физик И.Я.Френкель произнес в Ленинграде, физико-технологическом институте речь. «Квантовая теория танца» эта речь напечатана в сборнике «Физики продолжают шутить». «Что такое танец? – начал с вопроса свою речь Френкель. И на этот вопрос ответил: Танец представляет собой ряд телодвижений. Всякое движение тел есть движение механическое. Следовательно, и танец механическое явление. Поэтому танцы должны изучаться механикой, пытающихся, как известно почти все явления свести к движению».

Механическая теория танца.

(объяснить вращение танцевальной пары в вальсе на основе законов классической механики.)

Звучит вальс. Какой – либо паре предлагают его станцевать. Они выт – т танцевальные фигуры, описание которых я должна дать. Предложим партнерам занять исходную позицию, повернуться лицом друг к другу и взяться за руки. Сейчас они неподвижны относительно Земли. Отталкиваясь от Земли, юноша начинает медленное вращение вокруг оси, происходящей общий центр тяжести системы тел юноша – девушка. Партнер действует на свою даму с некоторой силой. Эта сила обеспечивает появление , и, не приближаясь к нему, девушка так же начинает медленно вращаться. Хотя масса юноши больше массы девушки. Силы взаимодействия согласно ІІІ закону Ньютона одинаковы по модулю и противоположны по направлению. Каждый вращается по окружности определенного радиуса. От чего зависит радиусы этих окружностей? (вопрос к зрителям) – от массы танцующих. Докажем, что массивный партнер распространяется на меньшем расстояний от оси вращении. Танцующи при вращении, инстинктивно подбирает так радиус своей орбиты, чтобы произведение его массы на расстоянии от оси вращения было равно произведению массы второго участника на его расстояние от общего центра вращения. Увеличим частоту вращения и убедимся, что согласно второго закона Ньютона – увеличивается и сила, необходимое для того, чтобы удержать своего партнера на окружности. Предложим юноше перенести свои руки на талию девушки и вращать ее по часовой стрелке. И опять юноша вращается совместно с девушкой, с которой он взаимодействовал во время танца вокруг общего центра масс. А если каждый из танцующих отпустит руки партнера, то сохраняя скорость, продолжить движение по инерции по касательному к окружности (Каждому из танцующих предлагают продолжить вращение отдельно). Однако фактический каждый все же танцует в паре с Землей. Вращается он только потому, что заставляет земной шар вращаться в противоположную сторону, отталкиваясь от него. Этот партнер (Земля) надежен, так как сила притяжении не дает возможности покинуть его. Партнер очень массивный приобретает малое ускорение при взаимодействиях и является надежной опорой в танцах.

Нарисуйте изображение своего противника в выпуклом зеркале.

Наиболее карикатурным получится изображение человека в сильно выпуклом, почти шаровидном сферическом зеркале. Подойдите к елочному шару и коснитесь его поверхности рукой: голова, ноги, руки отразятся в нем в уменьшенном виде.

Загадки, связанные с физическими явлениями в природе.

  1. Красивые коромысла над лесом нависло. «Радуга»
  2. Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал. Без тела, а живет оно. Без языка – кричит. «Эхо»
  3. Что за звездочки чудные. На пальто и платке? Все сквозные, вырезные. А возьмешь – вода в руке. «Снежки»
  4. Летит – молчит, лежит – молчит. Когда умрет тогда заревет. Что это такое? «Снег»
  5. Белый дым тянул за чуб

Раскачал на поле дуб.

Застучал в ворота, эй откройте.

Кто такой? «Ветер»

  1. Сначала блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. Что это такое? «Молния, гром, дождь»
  2. Пушистая вата, плывет куда – то, чем вата ниже, тем дождик ближе. «Туча»
  3. Что с земли не поднимешь? «Тень»
  4. Днем спит,

     Ночью глядит. «Луна»

  1. В воде искупался, а сух остался. «Месяц»
  2. Летит жар – птица,

     Хвостом гордится.

«Комета»

  1.  Ту дорогу днем она видала. «Млечный путь».

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Земля - шарообразное тело
Воздух. Свойства воздуха. Воздух на службе у людей.
Физика в мире сказок
Реактивное движение
ИНЕРЦИЯ. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
Вращение Земли вокруг оси. Смена дня и ночи
Исследование космоса
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч
Обобщающее повторение по теме: «Законы сохранения в механике».
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 2311 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык