|
|
Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты
Тема: «Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты»
Эпиграф: «Как много тайн хранит космическая даль…»
Цели урока:
- сформировать понятия системы небесных координат: горизонтальная и экваториальная, подвижной картой звездного неба.
- развивать умения пользоваться ПКЗН, определять координаты звезд, использование полученных знаний при выполнении заданий.
- воспитывать наблюдательность, навыки и умения работать с картой.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Методы: словесный, частично – поисковой.
Оснащение урока: карта звездного неба, ПКЗН, глобус.
Межпредметная связь: география
Этапы урока:
I Организационный момент:
Психологический настрой урока: Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Сегодня мы на уроке мы продолжаем, знакомится с основами астрономии.
Мудрецы говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял».
Будьте здоровы! Глубоко вдохните воздух выдохните обиду, страх. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Улыбнемся друг другу, гостям и мне. Спасибо! Улыбка располагает нас к приятному общению и в то же время, улыбаясь, мы вступаем в активную деятельность, чтобы улыбнуться, оказывается, надо задействовать 40 мышц лица.
Мотивация: (постановка цели урока):
Положение любого пункта на поверхности Земли, определяем, как известно с помощью географических координат: широтой и долготой. На прошлом уроке мы ввели понятия звездного неба, созвездий, звезд, которые можно изобразить на карте. И как вы догадались тема нашего урока: «ПКЗН. Небесные координаты»
Мозговой штурм (проблемный вопрос):
Как и на какой карте можно определить положение звезд, созвездий и какими координатами они определяются?
II Этап урока – Актуализация изученного материала
Фронтальный опрос: - что такое звездное небо?
- Созвездия? Величины характеризующую звезду
- Небесная сфера, линии и точки небесной сферы.
Индивидуальный опрос: (работа по тестам)
III этап урока – Изложение нового материала
Как было сказано: географическим координатам, положение небесных тел на небесной сфере определяют небесные координаты.Если положения звезды рассматриваем относительно горизонта, характеризуем угловыми координатами: азимутом и высотой светила, которая меняется в пределах от -900 до +900. Но этими координатами неудобно пользоваться, т.к. они зависят от места расположения и время суток наблюдателя – такая трудность для составления карты звездного неба. И такими координатами удобно пользоваться в определенном месте и в определенное время. Но при вращении небесной сферы используюнебесные координаты относительно экватора: склонение - и прямое восхождение –
Склонение подобно географической координате измеряется дугой от небесного экватора от 0 до +900 – на северном полушарии; от 0 до +900 – на южном полушарии.
Например: звезда Сириус – = - 16 = 6һ 45m
Прямое восхождение географической долготе измеряется дугой от точки весеннего равноденствия вдоль небесного экватора и измеряется от 00 до 3600 или 0 до 24 ч.
Для определения вида звездного неба в любой момент времени и в любой день используем ПКЗН, которая состоит из двух частей: звездная карта и наклонного круга. На карте изображены яркие звезды, созвездия и их границы, сетка небесных координат. На краю карты – даты, названия месяцев. На накладном круге несколько овалов с градусными отметками, соответствующим географической широте местности (для Зайсана – 470 – поэтому берем на круге 450).
На линии горизонта отмечены четыре стороны света. Соеденим точки Севера и Юга – она покажет Небесный меридиан.
Практическая работа с ПКЗН.
Задание: Чтобы определить какие созвездия видны на небе в определенный час означенной даты, нужно:
- Определить время на наклонном круге.
- Определить на карте опрделенную дату.
- Совместить означенное время с датой на карте.
Результат работы:
В выемке круга появятся, которые можно увидеть на небе в указанное время.
Звезды, расположенные на нити, находятся между северным и южным полюсами. Восходящие – на восточной стороне горизонта, заходящие – на западной.
Например:
17 февраля в 2000
Восходящие: Большой Пес, Близнецы, Орион
Заходящие: Рыбы, Овен, Персей.
IV этап урока - Закрепление изученного материала
1) Выполнение задания на стр 147 учебника № 2
Орион: = + 150 = 5h 45'
Выполнение уровневых заданий (раздача лист)
Уровень А
- Начальные координаты искусственного спутника Земли: α = 10 ч 20 мин, δ = +150, конечные: α = 14 ч 30 мин, δ = +300. Через какие созвездия пролетел этот спутник??
- Определите по карте, какие светила имеют координаты: 1) α = 19 ч 29 мин, δ = +280; 2) α = 4 ч 31 мин, δ = +16030.
Уровень В
- Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 100 от эклиптики и имеющие прямое восхождение от 10 до 17 ч. Определите их экваториальные координаты.
- Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 100 от небесного экватора и имеющие прямое восхождение от 4 до 8 ч. Определите их экваториальные координаты.
Уровень С
- .Координаты точки, где вспыхнул метеор, такие α = 10 ч 30 мин, δ = 00. Через какие созвездия пролетел метеор?
- Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 200 к северу от небесного экватора и имеющие прямое восхождение от 4 до 6 ч. Определите их координаты.
Подведение итогов урока:
- ПКЗН
- Звездные координаты: и .
Рефлексия: Я буду задавать вопросы, и вы отвечайте: если «Да» - «Во»; «Нет» - «У»
- какое у вас настроение, когда на улице светит солнце?
- когда пасмурно?
- а когда в дневнике у вас оценка «3», а «5»?
Оценки за урок:
Спасибо за сотрудничество! Доброго пути на дороге знаний! Успехов вам!
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |