|
|
Имя числительное. Классификация имён числительных.
предмет: Русский язык.
тема: Имя числительное. Классификация имён числительных.
группа : 1 курс, ПГС-14о
IЭТАП. (20 мин.)
Задания на актуализацию знаний
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
тема: Морфологический разбор прилагательного.
Употребление имён прилагательных.
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
(они выполняются дома до начала урока) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»
- Какая часть речи называется именем числительным?
Имя числителительное – это часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте иотвечает на вопросы какой?,сколько?.
- На какие разряды делятся имена числительные?
Имена числительные делятся на 2 разряда:количественные и порядковые.
- Какие числительные называются количественными?
Количественные числительные обозначают число и количество предметов, отвечают на вопрос сколько.
- Какие числительные называются порядковыми?
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы. какой? который?
- На какие группы делятся числительные по составу?
По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.
ПРОБЛЕМА: Составление кластера
количественные
порядковые простые
сложные Имя числительное составные
дробные собирательные
целые
II этап (Синектическая часть).
Самостоятельное усвоение новой темы.
(отводится всего 25-30 минут.)
Шаги (приемы) исследовательского метода:
по теоретической части: |
1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний):
Преподавтель:Сегодняшний урок мы посвятим более подробному повторению и изучению числительных.
Попробуйте освоить тему самостоятельно.
1.Работа с текстовым материалом
О спорт! Ты мир!
.
6 апреля 1896 года в столице Греции –родине античных олимпиад- состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. Они возрождены французом Пьером де Кубертеном. Новатор -педагог , крупный общественный деятель, поэт, историк и дипломат, он был необыкновенным человеком.
В одном из своих произведений Пьер Кубертен написал: « О спорт! Ты мир!» Эта фраза нам хорошо знакома, но мало кто знает её автора. Могучий союз духа и мускулов – вот идеал Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры зародились в глубокой древности. Согласно легенде, они были основаны в 776 году до нашей эры самим Гераклом в честь Зевса- повелителя Богов. Игры проводились один раз в четыре года, и участвовали в них одни мужчины. На проведения Олимпийских игр по всей Греции объявлялось перемирие.
Тысячи афинян заполнили трибуны древнего Мраморного стадиона. Греческий король Георг 1
объявил Олимпийские игры открытыми. В честь этого выдающегося события в истории международного спорта прогремели залпы артиллерийского салюта, и белые голуби взвились в безоблачное небо.
В играх 1 Олимпиады приняли участие 311 спортсменов из 13 стран Европы, Америки и Австралии, причём 230 атлетов представляли Грецию.
Наибольший интерес у зрителей вызвал впервые проведённый марафонский бег. 17 атлетов, вышедших на старт, бежали из Марафона в Афины. Участвовать в марафонском беге хотела и одна женщина, однако её заявка не была принята, в олимпийских соревнованиях 1896 года стартовали лишь представители сильного пола.
2.Послетекстовая работа:
Задание для 1 команды:
Выпишите из текста числительные, запишите их прописью и определите их разряд.
Первых,первый, шестого,, тысяча восемьсот девяносто шестом, семьсот семьдесят шестом, -порядковые
один, четыре, тысячи,триста одиннадцать,тринадцать, двести тридцать, семнадцать,одна - количественные
Задание для 2 подгруппы:
Выпишите из текста словосочетания «числительное+ существительное» , укажите род, число и падеж числительных.
Первых игр ( Р.п.,ж.р,мн.ч.), шестого апреля (Р.п.,м.р.),
тысяча девятьсот девяносто шестом году ( П.п.,м.р.),семьсот семьдесят шестом году ( П.П.,м.р.),
тысячи афинян (И.п., м. р, мн.ч..), Георг Первый ( И.п,м.р.), первой Олимпиады ( Р.п., ж.р., ед,ч.),
триста одиннадцать спортсменов ( И.п. ), из тринадцати стран ( Р.п.),
двести тридцать атлетов (И.п.), семнадцать атлетов ( И.п.)
одна женщина ( И.п.,ж.р.ед.ч.), один раз (В.п.,м.р., ед.ч.),в четыре года ( В.п.)
Вывод: Порядковые числительные изменяются по родам ,числам и падежам.
Количественные числительные изменяются по падежам, а числительные один, два изменяются по родам,числам и падежам.
2-шаг. «Понимание» (формирование знаний):
Применяются различные интерактивные методы диалога.
Вопросы для самостоятельного усвоения темы:
1Какие числительные относятся к целым?
-Целые числительные обозначают целые числа: три, двадцать, триста семь.
2.Какие числительные называются собирательными?
-Собирательные числительные обозначают количество предметов как одно целое: двое оба.
3.Что обозначают дробные числительные?
-Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных: две третьих,восемь десятых.
4. - На какие группы по составу делятся имена числительные?
Ответ: По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.
Задание 1.
1 подгруппа: Выпишите в три столбика числительные :
в первый –целые, во второй-собирательные, а в третий- дробные:
Пять, пятеро, двадцать, сорок шесть, одна вторая, трое, две третьих, девяносто семь,
сто тридцать девять, сотня, тысяча, шесть сотых.
2-подгруппа: Выпишите в три столбика числительные:
в первый- простые, во второй-сложные, а в третий- составные.
Пять, пятьсот, двадцать, сорок шесть, один, тридцать, десять, девяносто семь,
сто тридцать девять, сорок, тысяча, шестьдесят четыре, восемьдесят, семьсот.
3-шаг. «Анализ» (формирование знаний):
- По диаграмме Венна сравните количественные и порядковые числительные
1.имя числительное 2.посоставу делятсяна простые, составные, сложные 3.изменяются попадежам |
количественные сходства порядковые
1.обозначают 1.обозначают
количеств предметов порядок предметов
при счёте при счёте;
2.отвечают на вопрос 2.отвечают на вопросы
сколько? какой? который ?
3.делятся на :целые,
собирательные,
дробные,
2.Выделите главную идею темы:
А) числительные делятся по составу на простые , сложные , составные и склоняются.
Б) особенность количественные числительные делятся на целые, дробные и собирательные.
4-шаг. «Синтез»
1.Заполните блок схемы
Задание для 1 подгруппы: заполните таблицу примерами
Имена числительные |
количественные |
дробные
числительные |
целые
числительные |
порядковые |
собирательныеыеые
числительные |
Задание для 2 подгруппы:заполните таблицу примерами
Имена числительные |
Составные
числительные |
простые
числительные |
сложные
числительные |
2.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:
5-шаг. Практическая часть «Применение»
Задание 1. Записать числительные в два столбика : 1-"Пиши с Ь" , 2-" Не пиши с Ь"
Шест.., второй, пят..сот, сем.., сто, пят..надцать, сто тысяч.., шест.. надцать, сем..сот, вос..мой, девятнадцат.., одна десятая
Задание 2
Записать числительные в два столбика: 1-количественные, 2- порядковые
Восемнадцать, первый,две третьих, трое, пять тысяч, девятнадцатый,сотый, четверо, десять, десятый, тысяча девятьсот девяносто миллион,
сорок четыре , две сотых
6-шаг. «Оценка» (рефлексия)
1.Беседа по содержанию текста:
-Когда состоялось открытие первых Олимпийских игр современности?
-Кто возродил идею проведения Олимпийских игр?
-Где проходили первые Олимпийские игры?
-Сколько спортсменов приняло участие в Олимпиаде?
-Спортсмены каких стран участвовали в олимпаде?
-Что вы нового узнали для себя, прочитав текст?
-Для чего в тексте использованы числительные?
ответ: Числительные нужны для определения количества или порядка предметовпри счёте
2 Выполнение задания:
Сделайте синтаксический разбор предложения. Какую синтаксическую роль выполняют числительные?
1) В играх первой Олимпиады приняли участие триста одиннадцать спортсменов из тринадцати стран Европы, Америки и Австралии, причём двести тридцать атлетов представляли Грецию.
2) Участвовать в марафонском беге хотела и одна женщина, однако её заявка не была принята, в олимпийских соревнованиях тысячи восемьсот девяноста шестого года стартовали лишь представители сильного пола.
Вывод : Количественные имена числительные являются в предложении подлежащими или дополнениями. Порядковые числительные являются определениями
ІІІ-этап обратной связи
(этап оценивания уровня формирования знаний и умений)
Все задания из предыдущего второго этапа распределяются
по трем уровня усвоения следующим образом:
1-пороговый уровень (5 баллов)
По теоретической части:«Узнавание»(оценка знаний):
1-задание
1. Укажите имя числительное?
а) семимильный
б) семиэтажный
в) седьмое
г) семёрка
2. Укажите имя числительное, всередине которого не пишется Ь :
а) восем.. сот
б)пят..десят
в) шест..десят
г) сем..надцать
3. Укажите слово, которое не является числительным :
а) четверо
б)четыреста
в) четвёрка
г) четыре
4. Укажите имя числительные, которые в Именительном падеже
пишутся без Ь в конце слова:
а) 5, 14 , 15, 16
б) 30, 20, 13, 11
в) 7, 9, 10, 6
г) 70, 80,700, 800
5. Укажите ряд составных имён числительных :
а) восемьсот, двадцать три, четыре
б)пятьдесят, сорок, тридцать
в) шестьдесят три, сорок два, девяносто пять
г) сем.надцать, пятитысячный, семьсот
6. Укажите собирательное имя числительное :
а) восемьсот
б) пять
в) шестеро
г) семнадцатый
2-задание
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах:
48 фигурист (Д.,Т.п.), 454 гонщик (Р., Т.п.), 756 шахматист (Р.,П.п.),
103 штангист (Д.,Т.п.), 40 гимнаст ( Р.,П.п.), 21 километр (П.,Р.п.),
15 секунда ( В.,Т.п.), 12 метр ( Р., Т.п.)
Ответ: Имена числительные склоняются.
3-задание
Посмотрите на часы. Какое время они показывают?( использовать разные способы обозначения времени):
для 1 подгруппы для 2 подгруппы
Который час? В котором часу?
на практике(оценка умений): «Применение»
4-задание
Перепишите предложения, цифры напишите словами.
На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные:
1)1 олимпиада проходила в Греции, а 2- во Франции.
2) В играх приняло участие 17 атлетов из Греции.
3) История олимпийских талисманов насчитывает более 3 десятилетий.
4) В 1968 году в Мехико появилась голубка Палома, ставшая символом игр.
1)Количественные числительные отвечают на вопрос - сколько?
2)Порядковые числительные отвечают на вопрос - какой? который?
5-задание
Распредели числительные в 2 столбика:
второй; три, четверо, одна вторая, одна третья, трижды, тридцать, тридцатый
количественные порядковые
три, второй
четверо тридцатый
одна втарая
Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.
2-алгоритмический уровень (5+4 балла)
По теоретической части: «Понимание»(оценка знаний):
1-задание. Заполните задание «Сквозное письмо» Имя числительное - это часть речи, которая обозначает ................ и ................ .............. отвечает на вопросы .................., ................. и ................ . Имена числительное в русском языке делятся на два разряда :........................................ и .......................................... . Количественные имена числительные делятся на три вида ................................, .............................и ........................... . Имена числительные по составу делятся на ............................ .......................................... и ....................................... . В предложении количественные числительные являются ................................... и .................................., а порядковые - ……………….. и............................... . |
По теоретической части:
«Анализ» (оценка знаний):
2-задание.
Согласуйте числительные с существительными и укажите их разряд( целые, дробные, собирательные) :
Страна, государство, команда, спортсмен, километр, раунд, игра,час, год.
Двое,трое,…
Пять шестых, полтора….
Триста, тысяча…..
3-задание
Образуйте от количественных числительных порядковые , а от порядковых -количественные:
для 1 подгруппы:
46 команд, 25 спортсменов, 300 болельщиков, 50 мест, 97 стран.
для 2 подгруппы:
1 место, 12 команда, 39 шахматист, 810 место, 3 гимнаст
5)порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте.
6) Количественные числительные обозначают количество предмет.
На практике (оценка умений): «Применение»
4-задание .
Прочитайте загадки ,найдите отгадки. Выпишите цифры словами .
Определите разряд числительных.
1 подгруппа
а) 70 одёжек и все без застёжек.
б) 1 льёт, другой пьёт,3 зеленеет да растёт.
в) 7 братьев , а имена разные.
2 подгруппа
г) 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
д) 100 сестричек в одной светличке.
е) 4 братца под шляпкой стоят.
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня
3-эвристический уровень (9+3 балла)
по теоретической части:«Синтез» (оценка знаний):
1-задание
Заполните таблицу примерами из текста:
Имя числительное |
Начальная форма |
Постоянные признаки |
Непостоянные признаки |
Синтаксическая роль |
|||
Разряд (если количест., то вид |
тип числит. по составу |
род |
число |
падеж |
|||
первых |
первый |
порядковое |
простое |
Муж. |
Ед. |
Р.п. |
определение |
одна |
одна |
Количествен. |
простое |
Жен. |
Ед. |
И.п. |
подлежащее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На практике (оценка умений): Рефлексия
2-задание.
Ролевая игра « В магазине»
Составить диалог по образцу, используя числительные
-Я бы хотел купить телевизор.
-В продаже имеются 3 вида новых телевизоров.
-А какова их цена?
-От 80 000 (восьмидесяти) тысяч
до 130 000 ( ста тридцати тысяч) тенге.
-Выбейте мне чек, пожалуйста на 110 000
(сто десять тысяч) тенге.
-Благодарим за покупку!
-До свидания!
3-задание
Напишите эссе на тему « Спорт»
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал
4-творческий уровень (12 баллов)
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе.
Задание
Подготовить сообщение о достижениях казахстанских спортсменов в Олимпиаде
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |