Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения


Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения

Развитие навыков речи  учащихся  с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения

Учитель русского языка: Арнханова Гульмира Миятовна.

КГУ « Восточно - Казахстанская областная специальная школа – интернат для детей – сирот» управления образования ВКО.

 

               На современном этапе развития нашего общества в условиях интенсивного научно- технического прогресса человек получает огромное количество информации.

               В деле передачи информации особая роль принадлежит речи, являющейся средством общения между людьми. Развитие речи учащихся - основа школьного обучения детей языку.

               Актуальность исследований, направленных на изучение речи определяется социальной ролью языка и речи. Поэтому проблема развития речи всегда была предметом внимания педагогов, методистов, психологов как отечественных, так и зарубежных.

               Для разных сторон речи умственно - отсталых детей характерны специфические особенности: позднее появление речи, нарушение ее произносительной стороны, бедность лексического запаса, бедный активный словарь, нарушение грамматического строя. Все это в целом  вызывает трудности речевого общения.

              Специфика нарушений речи и коррекция у умственно-отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У умственно- отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально- волевой сферы.

             Своеобразие речевого развития умственно отсталых школьников ставит перед специальным обучением задачу отыскания наиболее эффективных путей коррекции.  

             Изучение русского языка во вспомогательной школе с казахским языком обучения имеет большое образовательное значение и является одним из важнейших средств воспитания интернационализма.

Целью обучения учащихся русскому языку в национальных вспомогательных школах является формирование у них навыков владения элементарной русской речью как средством коммуникации, подготовка учащихся вспомогательной школы к самостоятельному общению на русском языке.

Речь – это процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации и планирования своих действий.

 

 

Язык – это исторически сложившийся в процессе развития человеческого общества средство общения между людьми, это система словесных знаков. Язык включает в себя слова с их значениями и правила, по которым строится предложение.

Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единство, которое заключается в том, что язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения. Язык существует до тех пор, пока он используется в речи, как только он перестает использоваться в речи, он становится  мертвым.

Задача каждого учителя казахского языка- это развивать связную речь учащихся.

Связная речь – это такая речь, которая выражает мысль говорящего и понятна собеседнику без дополнительных наглядных средств.

Устная речь – это обычная звуковая речь, которая используется при непосредственном общении с другими людьми и может быть монологической и диалогической.

Для развития устной речи необходимо активное обогащение словарного запаса учащихся. По исследованиям социологов человек имеет возможность говорить на другом языке лишь в том случае, если в его словарном запасе насчитывается не мене 1000 слов, значит первая задача учителя – помочь учащимся запомнить как можно больше слов. Мы обязаны развивать память, чтобы ученик легко умел запомнить слова – это первый этап в обучении языку и необходимо, чтобы этот этап приходил интересно и увлекательно.

Диалогическая речь занимает ведущее место в процессе учебного общения; она выступает как одна из основных целей обучения и как одно из важнейших его средств. В качестве последнего она используется для предъявления и закрепления нового материала, для организации тренировкав его употреблении, для проверки понимания прочитанного и прослушанного. Осуществляется все это в виде беседы.В то же время умения вести беседу – одно из конечных целевых умении при обучении диалогической речи.

Так учащиеся должны уметь вести беседу, употребляя вопросы, восклицания, просьбы, приказания в пределах языкового материала.

Большее место занимает ролевая игра.

Для наибольшего эффекта в усвоении речи учащимся можно использовать такие приемы, как использование элементов различных современных технологии, прослушивание диалогов на магнитофонной ленте, заучивание готовых диалогов, составление мини диалогов по содержанию текста по схемам.

Работа над диалогами продолжается и на самоподготовке. Диалоги заучиваются. Лексический материал, усваиваемый в процессе работы над диалогом прочно входит в активный запас речи учащихся, делает их речь более естественной, способствует лучшему усвоению языка.

 

 

 

Работа над диалогами помогает развитию монологической речи учащихся. К 9-му классу учащиеся должны овладеть основными коммуникативными типами речи: описанием, небольшим сообщением, пересказом.

При этом используются опоры (план, ключевые слова, картины и др.)

Для развития монологической речи используют пословицы и поговорки. В коррекционной школе мы их начинаем изучать с 5-го класса.

В начале работы с пословицами мы обращаем внимание учащегося на то, что в основу казахских и русских пословиц положены одни и те же понятия.

Вместе с учащимися подбираем русский эквивалент казахской пословицы, заучиваем наизусть.

Изучение русского языка в классах с казахским языком обучения в коррекционной школе начинается со 2-го класса, согласно базовому учебному плану.

Основная цель обучения русскому языку в данной школе – это формирование необходимых в повседневной жизни и быту навыков разговорной речи, развитие умения выражать свои мысли на русском языке.

Эти требования стараемся осуществлять на практике, т.е. на  уроках и внеклассной работе.

Обучение и изучение русского языка  строится на систематическом усвоении его фонетической системы, грамматического строя и лексического фонда.

Учитывая особенности детей c нарушением интеллекта, на  уроках русского языка и во внеклассной работе уделяем большое внимание развитию устной речи учащихся и накоплению слов.

Учащиеся должны с помощью учителя принимать участие в диалогах на учебную, бытовую темы, на тему о родной стране и т.д.

Монологическая речь развивает умение выразить мысль по картинке, по опорным словам на основе пройденного материала.

Аудирование помогает понимать разговор отдельного человека.

При чтении большое значение имеет специально проводимая работа над произношением и развитием устной и письменной речи, словарным составом и грамматическим строем.

Тексты подбираем по принципу от легкого к трудному.

Календарный план составляем, учитывая типологические группы. В каждом классе есть очень слабые учащиеся, которые не усваивают программу. Им даем индивидуальные задания (карточки, перфокарты, сюжетные картинки и т.д.)

Изучение любого языка начинается с активизации словаря – это одно из важных направлений словарной работы.

 

 

 

В младших классах используем большое количество наглядных пособий, стараемся применять различные методические приемы, способные привлечь внимание ребенка. ( игры, игровые моменты, физические минутки, скороговорки, сюжетные моменты)

Например: Кукла - Что делает кукла?- Кукла садится.

Овладение прилагательными начинаем со слов, обозначающих    основные цвета, форму, величину. В дальнейшем, отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, вес, т.е. идет постепенное усложнение заданий и речевого материала из класса в класс. Затем проводим работу над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (в старших классах 8-9 классы.)

Важным является работа по усвоению слов обобщающего характера, которые способствуют развитию операции обобщения. Обогащение словаря в русском языке осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.

Важное место отводим работе над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению его грамматического значения в словосочетаний, предложении.

Словарная лексика – это слова, которые дети вносят в личный  словарик.

Прежде, чем записать новое слово, делим его на слоги, учимся произносить. Это помогает легче запомнить слово.

Все виды упражнений, практических заданий строятся на основе зрительно-моторного восприятия.

Чтобы поддержать интерес, проводим различные виды словарных диктантов.

Например: (вставить пропущенные буквы, по картинкам, тематический словарный диктант, немой диктант)

Составляем простые предложения или словосочетания со словарными словами.

Очень помогает на уроках русского языка использование карточек-бланков по методу «Корректурная проба» для усвоения отдельных букв, слов, нахождения целых предложении;  перфокарты, сюжетные картинки и технические средства обучения (компьютер и т д.)

В  работе у детей с нарушениями интеллекта, наблюдаем типичные недостатки в выразительном чтении. Это неумение пользоваться голосовыми, интонационными возможностями, сделать смысловую нагрузку, выдержать нужный темп.

Большинство учащихся с трудом усваивают смысловые связи между словами и словосочетаниями, что проявляется в искаженном понимании как самого словосочетания, так и смысла текста. Это все характерно для детей с нарушениями интеллекта.

 

 

 

Пассивный словарь преобладает над активным словарем. Много нарушений наблюдается по грамматическому строю речи, связной и письменной речи, построению предложений.

Только систематическая, целенаправленная работа с учащимися на уроках помогает овладеть детям необходимым объемом понятий и слов, чтобы изучить русский язык.

 

Литература:

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.- М., 1977г.

Омирбекова К.К. Программа по русскому языку для  2-9 классов вспомогательной школы с казахским языком обучения. – Алматы, 2005.

Луцкина Р. К. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения.

Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М. Просвещение., 1965.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Заключительный урок-игра (интеллектуальное казино) по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Словарная работа на уроках русского языка.
Фразеология русского языка
Развитие навыков речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения.
Культура речи
В мире русских слов для предшкольного класса
Дополнительная образовательная программа по развитию речи учащихся школ с казахским языком обучения
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Инновационные технологии при обучении русскому языку
Язык мой- друг мой. Общие сведения о русском языке.
Бөлім: Уроки / Ашық сабақтар | Көрсетілім: 3915 | Қосты: Арнханова Гульмира Миятовна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык