|
|
Инновационные технологии при обучении русскому языку
«Страна, не умеющая развивать знания,
в ХХІ веке обречена на провал...
все начинается со школы.»
Н.А.Назарбаев
Современный учитель , ежедневно входящий в класс, твердо знает , что он хочет. Но желание научить своих учеников тому , что знает сам, зависит не только от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
В процессе обучения важно активное отношение обучающегося к учению. Ребенок – личность , индивидуальность. Раскрыть личность ребенка, помочь ее реализации, самовыражнию – одна из задач процесса обучения. И здесь на первй план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методика обучения и используемые педагогические технологии.
Совреманные инновационные технологии помогают учителю делать процесс обучения более эффективным, учитывать уровень подготовленности учащихся, их физические и психические возможности, профиль обучения.
Современные образовательные технологии призваны:
- Сделать эффективным педагогическии процесс обучения и воспитания школьников;
- Снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так и школьников;
- Развивать мотивацию обучаемых за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную;
- Вывести процесс управления качеством образования на новый уровень;
В своей практике я опираюсь на внедрение таких технологий, которые направлены на гарантированнноедостяжение намеченных результатов. Выбор технологии в учебной и внеурочной деятельности зависит от целей и задач, поставленных учителем на определенном этапе. Главная же цель использования современных технологии – придание мотивированного выбора вариантов решения проблемы.
Вся методическая система предмета «Русская речь» строится на основе учета теории обучения второму языку, которая опирается на данные смежных наук (дидактики, психологии и лингвистики) и ведущих методических принципов, реализация которых возможна при соблюдении таких условий, как рациональный отбор лексики и грамматических форм, их повторяемость, активизация всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), разумная дозировка и последоватеьность расположения теоретических сведений и практических заданий.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речидолжно идти параллельно развитию логического мышления, соответствовать возрастным особенностям детей и содействовать повышению общей культуры школьника. Необходимо объяденить образовательно – воспитательную задачу преподавания русской речи учищихся-казахов.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над сочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).
Принципы устной речи:
Опора на сознательное восприятие и творческое воспризведение содержания и языкового материала информации;
Учет родного языка учащихся, преодолевающих трудности иноязычного развития в целях выбораформ работы;
Взаимосвязь аудирования, говорения, чтения и письма;
Неразрывность содержания, логической, языковой и произносительной сторон устной речи;
Широкое использование ситуативного метода обучения ы целях приближения речевого общения учащихся к естественной форме высказывания;
Новизна речевого материала, вызывающего интерес к содержанию и форме речи;
Опережение развитием речи знаний грамматики;
Включение в «звучащую среду» не только слов учителя и учащихся, но и всех видов звукозаписи;
Эти принципы подразумевают руковоящую роль учителя в процессе обучения учащихся , определяют содержание обучения устной речи, ее материал, методы обучения, учитывают особенности родного языка.
Таким образом, обучение русскому языку в казахской школе связано с коммуникативной функцией языка и должно быть ориентировано на привитие практических навыков разных видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо
Виды речевой деятельности:
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Основная цель многоаспектного изучения русского языка как народного – научить учащихся свободно пользоваться им в устной и письменной формах в различных сферах языковой коммуникации.
Решая вышеизложенные проблемы, я в своей практике использую нетрадиционные педагогические технологии, которые повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудичества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воститывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость.
Например, Игровые технологии.
Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению.
Игровые технологии
Функции игровых технологии:
Развлекательная (побуждает интерес);
Коммуникативная: освоение диалектики общения);
Самореализация;
Игротерапевтическая: проедоление различных трудностей;
Диагностическая: самопознание в процессе игры;
Функция коррекции: внесение позитивных изменение;
Межнациональная коммуникация;
Понятие « Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
Обучающие, тренировочные, контрлирующие к обобщению;
Позновательные, воспитательные, развивающие;
Репродуктивные, продуктивные, творческие;
Коммуникативные, диагностические, профориентационные и др;
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его:
От проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
Я часто использую игровые элементы на уроках русского языка. Ребята очень любят фонетические разминки, орфографические игры. Так, например, приизучений фонетики в 5 классе я провожу игры: «Найди пару», «Поймай мяч», «Подскажи словечко», «Выключи голос». На этапе проверки домашнего задания я провожу орфографические игры. Например: «Откуда слово к нам пришло?», «Орфографическое лото», «Одень корень».
При объяснении нового материала часто использую обучающие игры. На уроке могут быть проведены: 1) Ролевые игры 2)Игры соревнования 3)Интеллектуальные игры.
Проектные технологии
В настоящее время понятие «Новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которыми понимают способ организации познавательной деятельности учащихся.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологии, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Припостроения организации исследования в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты:
Основные моменты проектной технологии:
Выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
Хорошее осознание учеником сути проблемы;
Взаимоответственность и взаимопомощь учителя и ученика;
Важно, чтобы в процессе организации проектной деятельности учащихся сохранилась ситуация заданной неизвестности. В конечном итоге важно, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределяемого учения.
Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы явилось создание небольшого проекта по русским народным сказкам, загадкам, пословицам, поговоркам. Ребята создавали, продумывали сборник и защищали свой проект. Изучая творчество того или иного писателя они создают альбомы по биографии, творчеству или инсценируют произведение. Например: «Гадкий утенок» Андерсена, «Двенадцать месяцев» Маршака.
Такие творческие задания вызывают живой интерес учащихся.
Русская речь и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа дает ребятам возможность получить новые знания.
Развитию критического мышления способствуют нетрадиционные уроки. Такие уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения.
В своей практике я наиболее удачно использую несколько форм урока:
Викторина, соревнование, семинар, путешествие, спектакль и т.д.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был интересный. Поэтому я часто прибегаб к нестандартным творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо и разные виды диктантов, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
Ребята получают нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны с одной стороны, закреплять знания, умение и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяет ребенку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
o Творческая работа;
o Инсценировка художественного произведения;
o Продолжение неоконченных произведении;
o Художественное чтение;
o Подгтовка иллюстрации к литературным произведениям;
o Наблюдение за природой;
o Составление вопросника к зачету;
o Письмо по памяти;
o Составление опорных таблиц;
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллютратора, и в роли учителя.
Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребенка обобщать , систематизировать материал по теме.
Информационно – коммуникативные технологии
Когла компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология»
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
1. – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)
2. – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей
3. – как монотехнология (когда все обучение, все управлениеучебным процессом, включая все виды диагностики мониторинг, опираются на применение компьютера)
Использование компьютерных технологии позволяют учителю создавать наглядные пособия качественно - нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизируют учебный процесс.
Технология ступенчато – комплексного анализа
Технология ступенчато – комплексного анализа – это ученье с определенными обучающими целями и задачами и методами, имеющая свою отличительную ососбенность и способствующее получить знание учащимися ступенчато, системно и комплексно, при этом обучая их умению ценить национальные достоинства, а также умению пользоваться ими.
Эта технология позволяет учащимся изучать содержание систему языка, его словарный состав и грамматическую структуру, богатство разговорной речи, нормативы литературного языка, а ткже формирует навыки правильной речи и грамотного правописания.
Основной целью этой технологии является – формирование навыков знания. Существует два вида требовании результатов говорения и анализа через организацию действии «письмо, говорение, общение или коммуникация, слушание».
Особенности СКА:
Учитель ставит задачу перед учениками, учит способам мышления. Учащиеся работают коллективно, они сами контралируют друг друга и оценивают.
Результаты применения новых технологии можно увидеть по диагностической карте и по мониторнигу учащихся 5 – 8 классов.
Дело даже не в количестве поднятых рук, а в отмочфере урока: если в глазах виден процесс мысли, если глаза ученика горят, то результат очевиден.
Поэтому новые современные технологии должны помогать становлению личночти, успешной в профессиональной трудовой сфере. Педагогика сотрудничества, демократизация и гуманизация образовательного процесса во многом способствует решению этих задач.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |