Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА


СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

      Одним из важнейших направлений современного образования является его гуманизация. Гуманитарные дисциплины призваны обеспечить переориентацию обучения на нравственные потребности личности, создать необходимый культурный фундамент для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Хотелось бы на конкретном примере показать, какова роль преподавателя социально-экономических дисциплин в деле формирования не только высококвалифицированного специалиста, но и человека нравственного, творца внутреннего мира. Именно гуманитарные дисциплины играют в данном процессе ключевую роль. Например, история помогает ему не забыть, каким он был и каким стал. Изучение истории формирует историческое сознание, культуру, преемственность поколений, любовь к Родине. Она дает возможность осознать масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Философия все свои проблемы черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Культурология призвана готовить  молодежь к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур.

Философия  наряду с другими дисциплинами социально-экономического  цикла помогает формировать у студентов нравственно-этические нормы, столь необходимые в профессиональной деятельности. К примеру, при изучении темы «Философия и ее роль в жизни общества» у студентов закладываются основные ценностные ориентиры, определяющие помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Философия кажется чем-то, без чего можно обойтись, что не входит в сферу необходимости, но весь вопрос в том, что является необходимым. Со стороны духа мы можем философию признать как раз более всего необходимой. Она заставляет людей задумываться не только о тех или иных средствах их жизни, но и о самом смысле жизни. Живет человек теми ценностями, которые возвышаются над временем и достойны познания сами по себе.

Невозможно представить формирование духовности и нравственных норм без понимания такого важного понятия как  «человек». В философии человек рассматривается не столько как участник и производитель материальных благ, сколько и, прежде всего, как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, как носитель всеобщего идеального начала, обладающий безграничными творческими возможностями. Этому уделяется особое внимание на таких занятиях, как «Философское понимание общества», «Познание как способ отражения действительности», «Общественное сознание и многообразие его форм».

Студент  усваивает морально-этические и эстетические аспекты, культуру через язык, воспитание, живое общение. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития. И это проявляется в разных сферах – в быту, в семье, в учебе, в поведении и т.д. В этом контексте значимыми становятся следующие занятия: «Личность. Свобода. Ответственность», «Нравственные проблемы современности», «Будущее человечества».

Таким образом, при изучении предметов социально-экономического цикла предполагается целенаправленное самостоятельное формирование культурных ориентаций и установок личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, т.е. того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры.

Однако теоретическое изложение материала само по себе  не является эффективным, необходимо вызвать интерес у студентов к познанию, так чтобы в дальнейшем он мог использовать все методы обучения самостоятельно, независимо от преподавателя. Важное значение имеют такие методы обучения, как тестовые задания, самостоятельное реферативное изложение, семинары дискуссии, дебаты, круглые столы. На семинаре-дискуссии студенты  учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию оппонентов. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.Необходимым условием продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы.  Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит преподавателю.

Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

 На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу студентов, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения: излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

 Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.

 На занятиях активное живое обсуждение вызывают следующие темы: проблема человека в философии, проблемы жизни, смерти и бессмертия, свободы и ответственности. Помимо вербального способа обсуждения проблемы используется и письменная, при этом я стараюсь научить студентов самостоятельности мышления, ясности и логичности изложения. Студенты, которые испытывают трудности при выражении своих мыслей аудиторно, нередко успешно справляются с этим заданием при написании эссе, тестов, аннотаций. К каждому из студентов необходимо применять разные подходы и в воспитании, и в образовании. Таким образом, на занятиях по предмету «Основы философии» картина мира, способы оценки, восприятие природы, идеалы закладываются в сознании личности и применяются в процессе обучения.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и интересами, все это формируется в процессе жизнедеятельности человека. У примитивного человека все примитивно: и отношения, и быт. А у разностороннего человека есть духовные и общественные ценности. Образовательное направление необходимо, чтобы понять личность, понять его поставленные цели и жизненные принципы, способы их претворения в жизнь и понять принципы, которых он придерживается в процессе жизнедеятельности.  Развитие отдельной личности - это расширение и увеличение своих возможностей.

Современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации. Поэтому перед нами стоит задача - научить студентов самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих поступков и быть готовыми нести за них ответственность, приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

2. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

3. Нуриев М. А., Сейсенбаева Ж. А., Якупова А. Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Материалы 7-й международной практической конференции «Образование и наука XXI век», 2011. Т. 10. Педагогические науки. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. 72 с.

4. Нуриев М. А., Якупова А. Н., Сейсенбаева Ж. А. Инновационные подходы в совершенствовании образовательного процесса.

5. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Астана, 27 января 2012 г.

6. Прайд В. Интеллект как фактор эволюционного развития // Новые технологии и продолжение эволюции человека. Трансгуманистический проект будущего / Отв. ред. Прайд В., Коротаев А. В. М.: УРСС, 2008. 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Здоровый образ жизни по средней школе №24
Инновационные модели обучения в колледже
Инновационные технологии на уроках экономики.
РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профильное обучение; опыт, основные проблемы и пути их решения
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Профориентация в школе
Стремление к активному умственному труду
Проект гражданин
Содержание правового образования в современной школе
Бөлім: Уроки / Тарих | Көрсетілім: 1757 | Қосты: Шунаева Аспангуль Жастлековна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык