Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Вальфдорская школа


Вальфдорская школа
Вальдорфская система образования возникла в конце XIX века в Германии, ее основоположником стал Рудольф Штейнер: издатель, философ, социолог, разработавший основы лечебной медицины и особой экологической системы сельского хозяйства. И все же главный след в истории этот человек оставил как создатель новой Вальдорфской педагогики, которая сегодня, хоть и считается альтернативной, но применяется в достаточно большом количестве общеобразовательных и дошкольных учреждений по всему миру. 


Разделение общества на технарей и гуманитариев ведет к упадку


В тот период, когда впервые увидели свет педагогические труды Штейнера, в Германии мнение об упадочном состоянии образовательной системы высказывали многие научные, политические и культурные деятели. Реальная школа и гимназия - эти два заведения, существовавшие в стране, давали школьникам принципиально отличающиеся знания и навыки. В общем-то, они и предназначались для выходцев из разной социальной среды. В реальной школе (примерно до 14-ти лет) учились дети из малообеспеченных семей, упор здесь делался на технические дисциплины. Также подростки получали запас прикладных умений и навыков, который позволял им сразу после школы приступить к работе на фабриках и заводах. Поскольку полноценного образования эта система не давала, у детей не было возможности продолжить обучение или каким-то образом реализовать заложенный в них потенциал. С другой стороны, гимназии имели выраженный гуманитарный уклон. Посещали их ребята из семей, относящихся к более высоким социальным слоям. Они изначально знали, что в будущем получат возможность поступить в высшее учебное заведение, причем, специальность, как правило, определялась заранее (иногда в силу некоторых природных склонностей, но чаще по семейно-потомственному критерию). 


Соответственно гимназист уже в раннем возрасте начинал упорно изучать те дисциплины, которые могли ему понадобиться в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице. По мнению многих педагогов и социологов того времени, подобное узконаправленное обучение создавало из человека машину, запрограммированную на конечный результат, но совершенно не способствовало развитию творческой, самодостаточной, думающей личности. 


К тому же разделение всех членов общества еще со школьной скамьи усиливало социальный барьер между рабочим классом и интеллигенцией, по сути - сталкивало их лбами. А попутно нация лишалась огромного количества талантов, которые погибли в ребятах, не получивших вообще достойного образования. Тщательно проанализировав имеющуюся педагогическую систему, Штейнер пришел к выводу о недопустимом "разбазаривании" интеллектуальных ресурсов страны. Из этого убеждения и родилась так называемая Вальдорфская школа, где обучение осуществлялось совершенно по иному принципу. 


Вальдорфская педагогика - главные постулаты


Ребенок развивается по собственному возрастному сценарию. До 9-10 лет он легче усваивает новые знания посредством игры, склонен к любым видам творчества, хорошо чувствует ритм. С другой стороны, способность к абстрактному мышлению и склонность к наглядному обучению в достаточной мере проявляется гораздо позже. Официальные образовательные учреждения ставят своей целью развивать все способности маленького человека одновременно. Причем, если воспитанник (ученик) не может дотянуться до уровня сверстников, соревновательная система вбивает в него комплексы аутсайдера. Со временем такой подход приводит к стойкому нежеланию ребенка учиться. Штейнер предложил принципиально другой подход, который теперь успешно используют его последователи. Класс - это не набор индивидов, а коллектив, в котором никто никому не противопоставляется. В Вальдорфской школе отсутствует система оценок - причем, не только в начальных классах. Ребенок постепенно учится отвечать за свои поступки исключительно перед собой, сам себя оценивает. Нет никакого подавления личности - полное уважение интересов маленького человека, подростка, тинэйджера. 


Нет спешки, нет жесткой программы. Педагог полностью отвечает за свою группу, только он решает, в какой форме подать материал и сколько времени ему посвятить. С детьми один и тот же человек занимается много лет, поэтому может оценивать перспективы, а поскольку над ним самим не висит дамоклов меч "почасового расписания", погружение в тему оказывается полным и очень качественным. Дети не просто зубрят уроки, а понимают материал, пропуская его через собственную эмоциональную сферу. По сути, происходит апелляция не к интеллектуальным способностям человечка, а к его эмоциям, душевному настрою, тонкому внутреннему миру. 




Итоги и перспективы


Вальдорфская педагогика неоднократно подвергалась критике за то, что не ориентирована на подготовку выпускников к дальнейшему поступлению в ВУЗы. Тем не менее, статистика свидетельствует: в мире успешно сдают экзамены и получают право на высшее образование около 30% учащихся традиционных школ, тогда как среди детей, закончивших Вальдорфские школы, количество студентов, в последующем поступивших в Университеты, составляет в среднем 50%. Но даже не это главное. Действительность меняется стремительно, зачастую учебные программы просто не поспевают за техническими, культурными, научными потребностями общества. Именно поэтому во взрослой жизни превыше академических знаний по любому предмету ценится способность адаптироваться к изменениям, подходить к решению поставленных задач творчески, инициативно. Вот таких людей, лабильных, быстро думающих, гибких, обладающих умением трудиться в команде, остро чувствовать и сопереживать, воспитывают педагоги этой школы. А все потому, что в процессе учебы их не принуждают преждевременно заучивать ненужные, неинтересные и сложные для восприятия вещи. 


По мнению самого Штейнера, необходимо повсеместно изменить сам подход к образованию. Глядя на ребенка, не надо думать о том, кого из него предстоит вырастить - на благо общества. Лучше всего попытаться неспешно раскрыть его собственный потенциал, не торопя и не подгоняя, выяснить, на что он в принципе способен. И только потом помочь развиться в нужном направлении.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Как учатся дети в Швейцарии?
Методика Гленна Домана
Адаптация первоклассника к обучению в школе
7 ошибок, которые убивают желание учиться у первоклассника
Коррупция в сфере образования Республики Казахстан.
Профильное обучение; опыт, основные проблемы и пути их решения
Профориентация в школе
Программа повышения результативности обучения в условиях компетентностного подхода
Содержание правового образования в современной школе
Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условия>перехода к 12-летнему образованию
Бөлім: Статьи | Көрсетілім: 372 | Қосты: Igar-ok | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
Ұстаздарға
Ата-аналарға
Біздің мектеп
Баяндама
Эссе
Оқушыларға
Конкурс ең үздік шығарма
Ең үздік шығарма конкурсына арналған. Шығармаларды осы жерде жазамыз