Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Гигиена воды и водоснабжения


Гигиена воды и водоснабжения
 

Гигиена воды и водоснабжения

Ф.05-06

ГККП «Медицинский колледж»

акимата  г.Астаны

 

Рассмотрено                                        Согласовано                                     Утверждаю

на заседании ЦК№3                           методист колледжа                           заместитель директора

специальных дисциплин                    _____ А.Б. Тлеужанова                    по учебной работе

Председатель ___С.Г.Касенова        «____» ______ 2014г.                         ______ Э.Т. Ильясова

Протокол № __ от «__» __ 2014 г.                                                                «____» _______ 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого урока

 

 

Предмет  Общая гигиена

 

Тема  Гигиена воды и водоснабжения

 

Специальность 0302000 «Сестринское дело»

 

Курс 3

 

Семестр 5

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила преподаватель Сатова Л.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана – 2014

Вид занятия: практическое

Тип занятия: объяснительно-иллюстративный

Цели занятия:

А. Обучающая:  закрепить теоретические знания по гигиене воды и водоснабжения, научить студентов исследовать органолептические свойства воды, отбирать пробы воды для исследования.

Б. Воспитательная: воспитание внимательности, чуткости, ответственного отношения к работе, сознательного отношения к будущей профессии.

В. Развивающая: с целью улучшения гигиенического мышления использовать на занятии проблемные вопросы, развитие навыков лабораторных методов исследований, тестовый контроль знаний

Методы обучения: частично-поисковый с элементами ИКТ

Время занятия:180 мин

Межпредметная связь:  1. Физиология. Тема. «Понятие о водном обмене»

  1. Валеология. Тема. «Закаливание».

Оснащение: методические указания, задачи,  таблицы, санитарные правила №104 от 18.01.2012г., приборы: батометр, бутыли, спиртовка.

 

Структурно-логическая схема и хронокарта занятия

 

1.Организационный момент – 5 мин.

2.Актуализация теоретических знаний -30 мин.

3.Вводный инструктаж и самостоятельная работа -110 мин.

4.Обсуждение выполненных работ – 15 мин.

5.Контроль итогового уровня знаний, умений – 15 мин.

6.Подведение итогов занятия – 5 мин.

 

Ход занятия

 

Актуальность темы:

Преподаватель объясняет актуальность темы и цель занятия. Так как вода является одним из важных факторов передачи инфекционных и распространения среди населения эндемических заболеваний, необходимо знать и выполнять основные требования, которые предъявляются к качеству питьевой воды.   

 

Студенты должны знать:

При подготовке к занятию студенты должны знать следующие вопросы:

- гигиеническое, физиологическое и эпидемиологическое значение воды;

- гигиенические требования к качеству питьевой воды;

- гигиеническую характеристику подземных и поверхностных

   водоисточников;

- методы улучшения качества питьевой воды;

- мероприятия по санитарной охране водоемов.

Студенты должны уметь:

- отбирать пробы воды на санитарно-химический и бактериологический

  анализ;

- заполнять АКТ отбора проб воды;

- определять запах, вкус, прозрачность,  цвет, мутность, температуру воды;

- заполнять протокол исследования качества воды;

- давать гигиеническую оценку полученных результатов.

 

1.Организационный момент – 5 мин.

Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, отмечает в журнале отсутствующих, выясняет причины их отсутствия на уроке. Знакомит с целями и планом занятия. Студенты в дневниках записывают тему, цели и план занятия.

2.Актуализация теоретических знаний – 30 мин.

Работа с тестами (приложение №1)

Опрос проводится фронтальным методом  и устно по следующим вопросам:

  1. Физиологическое и гигиеническое значение воды?
  2. Из каких источников осуществляется водоснабжение?
  3. Какие существуют типы водоснабжения, нормы водопотребления?
  4. По какому документу осуществляется нормирование питьевой воды?
  5. Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды?
  6. Назовите органолептические показатели качества питьевой воды.
  7. Назовите микробиологические и паразитологические показатели питьевой воды.
  8. Назовите химический состав питьевой воды.
  9. Фактором передачи каких инфекционных заболеваний является вода?

10.Какие заболевания связаны с химическим составом воды?

  1. По какой схеме осуществляется подача воды из поверхностных водоисточников при централизованном водоснабжении?
  2. По какой схеме осуществляется подача воды из подземных источников водоснабжения?

 

3.Вводный инструктаж и самостоятельная работа – 110 мин.

       Преподаватель знакомит:

  1. с Санитарными правилами №104 от 18.01.2012г, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан

  Студенты изучают и проводят:

  1. отбор проб воды для бактериологического исследования (приложение №2)
  2. отбор проб для химического исследования (приложение №3)
  3. отбор проб воды из поверхностного водоисточника (приложение №4)
  4. определение органолептических свойств воды (приложение №5)
  5. заполняют АКТ отбора проб воды
  6. заполняют протокол исследования образцов питьевой воды

 

 

  1. Обсуждение выполненных работ – 15 мин.

           Преподаватель проверяет записи  работ в тетрадях, заполнение необходимой документации, выясняет у студентов, как проводится отбор  проб воды для бактериологического и химического исследования.

5.Контроль итогового уровня знаний – 15 мин.

           Для контроля итогового уровня знаний проводится брейн-ринг (приложение №6) и решение  ситуационных задач (приложение №7).

6.Подведение итогов занятия – 5 мин.

             Преподаватель обобщает, систематизирует знания, умения студентов, оценивает знания учащихся.

  1. Домашнее задание. Гигиена жилых и общественных зданий.

 

 

Основная литература:

«Гигиена»  И..И.Бурак, В.П.Филонов -Минск, «Высшая школа», 2004,

 стр. 30-41

 Санитарные правила №104 от 18.01.2012г

 

Дополнительная литература:

«Гигиена» А.Л. Румянцев

«Общая гигиена с основами экологии человека», А.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин

          Лекционный материал

 

приложение №1

Тесты по гигиене воды и водоснабжения

                                                                    Вариант-1

 

 

  1. Органолептические свойства воды:

А. жесткость

В. биоцидность

С. запах

Д. содержание фтора

Е. содержание алюминия

 

  1. Вода является фактором передачи:

А. ботулизма

В. дизентерии

С. туберкулеза

Д. гепатита В

Е. чумы

 

  1. Избыток фтора в воде вызывает:

А. флюороз

В. эндемический зоб

С. кариес

Д. эндемическую подагру

Е. рахит

 

  1. Общее микробное число в воде составляет:

А.100

В. 50

С. 150

Д. 70

Е. 160

 

  1. Вода составляет:

А. 60-70% массы тела

В. 80% массы тела

С. 85% массы тела

Д. 50% массы тела

Е. 82% массы тела  

 

  1. Мутность воды допускается :

А. 1,5 мг/л

В. 2,5 мг/л

С. 3 мг/л

 

 

Д. 4 мг/л                                                                         

 

Е. 4,5 мг/л

 

  1. Повышенная жесткость воды приводит к:

А. эндемическому зобу

В. сахарному диабету

С. флюорозу

Д. мочекаменной болезни

Е. кариесу

 

  1. Химический способ обеззараживания воды:

А. ультразвуковое воздействие

В. озонирование

С. ультрафиолетовое облучение

Д. кипячение

Е. ионизирующая радиация

 

  1. Остаточный свободный хлор после хлорирования воды допускается:

А. 0,3-0,5 мг/л

В. 0, 6 мг/л

С. 0,7 мг/л

Д. 0,8 мг/л

 Е. 1 мг/л

 

  1. Запах воды по баллам допускается :

А. 4

В. 2

С. 5

Д. 6

Е. 3

приложение №1

Вариант-2   

 

  1. Микробиологические показатели воды:

А. запах                                                                                                         

В. мутность

С. общее микробное число

Д. жесткость

Е. цветность

 

  1. Цветность воды допускается:

А. 55°

В. 45°

С. 40°

Д. 37°

Е. 20°

 

  1. Избыток нитратов в воде вызывает:

А. кариес

В. эндемический зоб

С. мочекаменную болезнь

Д. эндемическую подагру

Е. метгемоглобинемию

 

  1. Если колли-индекс выше нормы, необходимо провести:

А. коагуляцию

В. осветление

С. обеззараживание

Д. ионизирующая радиация

Е. иодирование

 

  1. Вода является фактором передачи:

А. туберкулез

В. чума

С. холера

Д. столбняк

Е. дифтерия

 

  1. Жесткость воды допускается:

А. 6 мг-экв/л

В. 7 мг-экв/л

С. 15 мг-экв/л

Д. 20 мг-эвк/л

Е. 25 мг-экв/л

 

  1. Недостаток фтора в воде вызывает:

А. эндемический зоб

В. флюороз

С. кариес

Д. рахит

Е. эндемическую подагру

 

  1. Общая минерализация воды допускается:

А. 1000 мг/л

В. 2500 мг/л

С. 3000 мг/л

Д. 3500 мг/л

Е. 4000 мг/л

 

  1. Вкус воды по баллам допускается :

А. 3

В. 2

С. 5

Д. 6

 Е. 4

 

  1. Остаточный связанный хлор после хлорирования воды допускается:

А. 0,3-0,5 мг/л

В. 0, 6-0,7 мг/л

С. 0,7-0,8 мг/л

Д. 0,8-1,2мг/л

 Е. 1,5 мг/л

 Ответы на тесты:

 

1-вариант                                                        2-вариант

 

 

1 С                                                                      1С

2 В                                                                      2 Е

3 А                                                                      3Е

4 В                                                                      4С

5А                                                                       5С

6А                                                                       6В

7Д                                                                       7С

8 В                                                                      8 А

9А                                                                       9В

10В                                                                     10А

  приложение №2

 Отбор проб воды для бактериологического исследования

из водопроводного крана

 Пробу отбирают в стерильную бутылку емкостью 0,5л, предварительно обжигают кран с помощью спиртового факела, затем 15 минут спускают воду  при полностью открытом кране. Вынимают пробку, держа ее за бумажный колпачок, обжигают горлышко и наполняют бутылку водой «по плечики». Осторожно закрывают пробкой бутылку, не нарушая стерильности. Заполняют акт отбора проб воды для бактериологического исследования.

 приложение №3

 Отбор  проб воды для химического исследования

из водопроводного крана

 

Пробу отбирают в химически чистую посуду емкостью 1л с притертой пробкой. Предварительно воду спускают при полностью открытом кране 15 минут. Сосуд ополаскивают 2 раза водой, подлежащей исследованию, и заполняют бутылку водой так, чтобы под пробкой остался слой воздуха 5 см³. Форма направления та же, что и для отбора проб воды для бактериологического исследования.

 приложение №4

 

Отбор проб воды из поверхностного водоисточника

 

Отбор проб воды из поверхностного водоисточника проводится в зависимости от цели исследования и глубины прибрежной части водного объекта. При достаточной глубине береговой части реки или водоема пробы можно брать прямо с берега или лодки, в тех случаях, когда необходимо отобрать пробу воды в глубоких слоях водоема, используются специальные заборные приспособления, которые называются батометры разной конструкции. Бутыль закрывается пробкой, к которой прикрепляется шнур, к ней подвешивается груз на веревке. Пробу вынимают при помощи шнура. На бак. Исследование бутыль должна быть стерильной. Для отбора проб воды на химическое исследование из открытого водоисточника на полный анализ берут бутыль вместимостью 5л с притертой пробкой, для краткого анализа вместимостью 2л 

Отбор проб воды оформляется актом отбора проб воды согласно медицинской документации формы 123/у, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК от 20.12.2011г. за №902, в котором ставится дата, наименование оъекта, место отбора (водопроводный кран иои колодец, река или скважина и др.), цель отбора (бак. или хим. исследование), нормативный документ по которому отбирается образец, дата и время отбора, дата и время доставки (должно быть в течение 2 часов), условия хранения, условия транспортировки, особые условия отбора, регистрационный номер образеца, объем, вид упаковки и номер печати (пломбы). ФИО, должность отобравшего пробы в присутствии кого и подписи.    

 приложение №5

 Методика определения органолептических свойств воды

 Запах воды определяется при обычной температуре и при нагревании до 60°С. Наполнить бутылку на 2/3 объема исследуемой водой, закрыть чистой пробкой и встряхнуть. Вытянув пробку, сразу же втянуть воздух из бутылки и отметить запах по интенсивности.

 

Интенсивность запаха (вкуса) в баллах

 

Описательные определения

Обозначения

Балл

Отсутствие запаха (вкуса)

нет

0

Запах (вкус), обнаруживаемый лишь опытным лицом

Очень слабый

1

Запах (вкус), обнаруживаемый, если обратить на него внимание

Слабый

2

Запах (вкус), легко обнаруживаемый, дающий повод относиться к воде недоброкачественно

Заметный

3

Запах (вкус), делающий воду неприятной для питья

Отчетливый

4

Запах (вкус), делающий воду непригодной для питья

Очень сильный

5

Вкус воды

 

Вкус воды определяется при уверенности, что она безопасна. Вскипятить воду в  колбе, затем охладить ее до комнатной температуры и, набирая в рот воды небольшими порциями, отметить характер привкуса (соленый, горький, железный, вяжущий, другой) и интенсивность его в баллах (по таблице).

Прозрачность воды. Налить в стакан воду рассматривать его сбоку на белом фоне. Отметить: вода прозрачная, слегка мутная, мутная, очень мутная.

Цвет воды. Рассматривать воду в стакане сбоку. Отметить: вода бесцветная, едва бледно-желтое окрашивание, вода бледно-желтая, желтоватая, желтая.

 приложение №6

 Брейн-ринг

 

  1. Суточный водный баланс – 2,2-2,8л
  2. Типы водоснабжения – 2 централизованное и децентрализованное
  3. Нормы водопотребления – 250-350л/сутки при централизованном и 30-60л при децентрализованном водоснабжении
  4. Источники водоснабжения – поверхностные и подземные
  5. Органолептические показатели качества питьевой воды – вкус, запах, цветность, мутность
  6. К чему приводит повышенная жесткость воды – мочекаменнной болезни
  7. Избыток фтора приводит – к флюорозу
  8. Недостаток фтора – к кариесу
  9. Физические методы обеззараживания воды – ультрафиолетовое облучение, гамма-облучение, ультразвуковое воздействие, кипячение
  10. Химические методы обеззараживания воды – хлорирование, озонирование, олигодинамическое действие серебра.

приложение №7

 

Ситуационные задачи

 

  1. Оцените качество артезианской воды предлагаемой для водоснабжения больницы: запах – 2 балла, вкус - 2 балла, мутность – 0,5 мг/л, железо – 0,3 мг/л, фтор – 1,2 мг/л, микробное число – 80.
  2. Дайте гигиеническую оценку органолептическим свойствам воды из шахтного колодца: прозрачность более 30 см, цветность 30 градусов, запах и вкус землистые, 2 балла.
  3. Оцените качество хлорирования воды на водопроводной станции: микробное число 50 в 1 мл, остаточный хлор 0,7 мг/л, запах хлорный, 1 балл. Дайте заключение о возможности использования воды.
  4. Оцените качество питьевой воды. Результаты анализа воды: прозрачность-12 см, запах - 3 балла, вкус – 3 балла, цвет – 4 градуса, нитраты – 60мг/дм³, общее количество бактерий в 1 см³ - 260.
  5. Оцените качество питьевой воды. Результаты анализа: цвет – 35 градусов, запах - 3 балла, привкус – 3 балла, мутность – 3 мг/дм³, общее количество бактерий в 1 см³ - 150.

 Открытый урок был проведен в отделении сестринского дела по предмету «Общая гигиена» тема: Гигиена воды и водоснабжения.

Целями занятия были:

1) обучающая:  закрепление теоретических знаний по гигиене воды и водоснабжения, а также научить студентов исследовать органолептические свойства воды, отбирать пробы воды для исследования.

2) воспитательная: воспитание внимательности, чуткости, ответственного отношения к работе, сознательного отношения к будущей профессии.

3)развивающая: с целью улучшения гигиенического мышления использовать на занятии проблемные вопросы, развитие навыков лабораторных методов исследований, тестовый контроль знаний

Тема актуальная, так как вода является одним из важных факторов передачи инфекционных и распространения среди населения эндемических заболеваний, поэтому необходимо знать и выполнять основные требования, которые предъявляются к качеству питьевой воды. При подготовке к занятию студенты должны были освоить:

- гигиеническое, физиологическое и эпидемиологическое значение воды;

- гигиенические требования к качеству питьевой воды;

- гигиеническую характеристику подземных и поверхностных

   водоисточников;

- методы улучшения качества питьевой воды;

- мероприятия по санитарной охране водоемов.

А также должны уметь:

- отбирать пробы воды на санитарно-химический и бактериологический

  анализ;

- заполнять АКТ отбора проб воды;

- определять запах, вкус, прозрачность,  цвет, мутность, температуру воды;

- заполнять протокол исследования качества воды;

- давать гигиеническую оценку полученных результатов.

Студенты были ознакомлены с с Санитарными правилами №104 от 18.01.2012г, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан.

Все выполненные работы были обсуждены, студенты рассказывали и выполняли методики отбора проб воды для бактериологического и химического исследования, методику определения органолептических свойств воды.

            Все записи работ студентов в тетрадях, заполнение необходимой документации были проверены.

Для контроля итогового уровня знаний был проводен брейн-ринг и решение  ситуационных задач.

В ходе проведения урока были использованы интерактивная доска, схемы, таблицы, слайды, задачи, тесты, методические указания, санитарные правила №104 от 18.01.2012г., приборы: батометр, бутыли, спиртовка.

 

 

 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
«Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»
Главные составляющие здорового образа жизни
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Тип Молюсски. Класс Двустворчатые
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Витамины
Древний Индостан
Су – тіршілік көзі
Изменение температуры вещества при переходе вещества(нафталин или лед) с твердого в жидкое и в газообразное состояние и . Построение графика
Исследование космоса
Бөлім: Уроки / Оқушымен жұмыс | Көрсетілім: 6266 | Қосты: Сатова Лязат Тилеубаевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык