Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Шкала электромагнитных излучений


Шкала электромагнитных излучений

Урок Шкала электромагнитных излучений

Форма урока – деловая игра.
Цель урока: создание условий для обобщения и расширения знаний учащихся о различных видах электромагнитных волн и понимания их практической значимости.
 
Задачи: 
- развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора;
- развитие навыков исследовательской работы;
- развитие социально-коммуникативной, информационной компетентности;
- создание микроклимата творчества, сотрудничества и успеха, что является залогом здоровьесберегающих технологий.
 
Предполагаемый результат:
- учащиеся получат доказательство необходимости знаний для применения в практической деятельности, что в свою очередь, стимулирует процесс познавательной активности и самообразования;
- будут сформированы интегрированные знания (физика-биология-медицина-информатика-экономика).
 
Подготовительный этап работы.
Учащиеся за 2 недели до урока распределились на группы согласно диапазонам длин волн. Придумали название своей «фирмы», рекламный слоган, распределили обязанности: поиск материала, создание презентации, подготовка выступления на уроке. По теме «Рентгеновское излучение» и «Инфракрасное излучение» учащиеся подготовили видеофрагменты по материалам видеосъемок в медицинских учреждениях –«Рентгеновский кабинет» и «Принцип работы тепловизора».
 
План урока.
Деятельность
     учителя Деятельность
  учащихся  Здоровьесберегаю-
        щий   аспект
1. Организаци-
онный этап Формулирует тему урока, основные этапы работы Внимательно слушают. Ученики вели подготовку к уроку по группам и на уроке сидят по группам. 5 мин.
2. Мотивация,
активизация
знаний Представляет слово каждой «фирме» «Директор» говорит название фирмы, рекламный слоган, представляет своих «сотрудников». Представление фирм, их рекламы происходит с долей юмора, что способствует снятию эмоционального напряжения в начале урока. 5 мин.
3. Погружение в учебную тему занятий.
Актуализа-ция знаний Организует устную работу по вопросам слайда № Отвечают на поставленные вопросы. Ученики в группе сами решают, кто будет отвечать. 5 мин.
4. Изучение нового материала Предоставляет слово для презентации каждой группе, делает коммента-рии по окончанию выступлений. Делают сообще-ния с презента-цией по своей теме Смена деятельности учащихся, релаксационные паузы, реализация авторской позиции ученика, личная значимость. 20 мин.
5. Рефлексия
 
 
Слушает рецензии, делает комментарии Дают рецензию на выступление других групп Осмысление
 результатов деятельности 5 мин.
6. Подведение итогов Задает вопросы обобщающего характера Отвечают, делают выводы. Смена деятельности учителя и учащихся 5 мин.
 
 
                                                 Ход урока.  (Презентация к уроку).
Учитель. Добрый день! Мы находимся в бизнес-центре. Сегодня здесь собрались представители нескольких фирм, которые выступят с презентацией своего товара, а также, группа экспертов.
Я приветствую всех собравшихся и предлагаю начать работу.
Тема сегодняшней презентации – «Электромагнитные волны». 5 фирм будут рекламировать свой «товар», в качестве которого будут представлены разные диапазоны длин волн. Работа будет проходить по следующему плану:
1. Представление фирмы
2. Каждая фирма, прежде чем представить свой «товар», должна показать свою компетентность  по теме ЭМВ, ответив на несколько вопросов.
3. Презентация фирм (не более 5 минут).
4. Каждая фирма (после 2-минутного обсуждения) выставит баллы другим фирмам в лист экспертной оценки и даст рецензию на одну из фирм-конкурентов.
5. Подведение итогов работы и выступление экспертов. 
В рецензии фирмы, а также в оценке экспертов, должны быть отмечены следующие моменты: (слайд №2 на экране, см. приложение 1.)
- реклама
- компетентность
- научность и доступность
- полнота освещения вопроса
- компьютерная презентация 
Все оценивается по 5-бальной системе, максимальная сумма баллов может быть -25.
На таких презентация фирмы не только представляют себя, но и внимательно слушают своих коллег из других фирм. Чтобы вести записи по ходу выступлений, каждому представителю фирмы предлагается таблица, которую по ходу выступлений надо заполнить. (Слайд №3, см. приложение 2). Таким образом, каждая фирма получила пакет документов для работы (лист экспертной оценки (один на фирму) и таблицы для ведения записей (для каждого). В завершении работы каждая фирма должна сдать эти документы для подведения итогов. На нашей следующей встрече будут подведены окончательные итоги работы после дополнительного изучения компетентности в форме тестирования.
Итак, переходим к работе.
Учащиеся. Представление «фирм»: название, эмблема, рекламный слоган. (по 30 сек.)
Учитель. Я предлагаю фирмам ответить на несколько вопросов:
1. Что называется электромагнитной волной?
2. ЭМВ – продольные или поперечные? Почему?
3. Что является источником ЭМВ?
4. Создает ли ЭМВ заряд движущийся равномерно по окружности?
5. В чем отличие механических волн от ЭМВ?
 
Переходим к презентации.
Учащиеся. Фирмы по очереди представляют презентации. 
- радиоволны
- инфракрасное излучение
Учитель. Вы увидели в презентации интересный прибор – тепловизор. Потрите ладони рук. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что показал бы тепловизор, если бы руки находились перед ним?
А теперь еще раз потрите руки и приложите их к глазам. Что вы чувствуете? Почему? Тепло от рук снимает напряжение глаз, усталость.
Продолжаем работу.
Учащиеся. Представление презентации.
- видимое излучение
- ультрафиолетовое
- рентгеновское,     (рентгеновский кабинет,    рентген на таможне).
Учитель. Выслушав все выступления, так и хочется перефразировать детское стихотворение и сказать «Волны всякие нужны, волны всякие важны»
А сейчас фирмам дается 2 минуты для обсуждения рецензии и экспертной оценки. (Учащиеся дают рецензию фирме, которая выступала после них).
Учащиеся. Выступают с рецензиями.
Учитель. Давайте подведем итоги. Действительно, каждый диапазон длин волн имеет важное значение для жизни на Земле. Что вы заметили общего и какие различия в ЭМВ? (Ответы учащихся, после которых делаем вывод.)
Слайд на экране – общие свойства и различия ЭМВ ( см. приложение 3.) 
Мы сегодня представляли ЭМВ в виде шкалы, обобщали в виде таблицы, а давайте попробуем изобразить ЭМВ в виде дерева. У дерева есть корни, ствол, ветви и листья. Какую аналогию можно провести между частями дерева и ЭМВ? (Ответы учащихся). 
 Учитель. ( на предварительно нарисованном дереве ) подписывает:
- корни – ускоренно движущийся заряд;
- ствол – ЭМВ
- ветви – диапазоны (Радиоволны, и/к, видимое, у/ф, рентгеновское)
- листья – применения
Я прошу каждую фирму по очереди прикрепить листочки к своей ветви.
Все фирмы должны сдать свой пакет документов для окончательного подведения итогов деятельности фирм.
Благодарю всех за работу, до свидания.
 
Приложение 1.
Экспертная оценка «фирмы» (каждый пункт оценивается по 5-бальной системе)
Реклама Проверка компетент-
ности Научность и доступность содержания Полнота освещения вопроса Компьютер-ная 
презентация Сумма
баллов
Радиоволны
Инфракрасное
Видимое
Ультрафиолет.
Рентгеновское
Эксперт:
Приложение 2.
Шкала электромагнитных волн
 
    Название
   диапазона Длина волны,
 частота Источники Характерные
свойства Применение Действие на 
 человека
Радиоволны
 
Инфракрасное
излучение
 
 
Видимое       излучение
 
Ультрафиоле-
товое
излучение
Рентгеновское
излучение
 
 
Приложение 3.
 
            Общие свойства
                 Различия
 
•Все ЭМВ одной физической природы
•Возникают при ускоренном движении электрических зарядов
•Всем ЭМВ присущи свойства: интерференция, дифракция, поляризация, отражение, преломление, поглощение.
•Распространяются в вакууме со скоростью 300 000 км/с 
С увеличением частоты происходит:
•Уменьшение длины волны
•Увеличение  энергии излучения
•Более слабое поглощение веществом
•Увеличение проникающей способности
•Более сильное проявление квантовых свойств
•Усиление вредного влияния на живые организмы

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Наш ата. Двойные согласные.
Использование современных информационных технологий на уроках начальных классов
Материальная точка. Траектория движения. Путь
Витамины
Покрытосеменные растения
Доказательства эволюции органического мира
Общественные объединения
Текст
Имя прилагательное
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 2184 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык