Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Текст



Текст 

Общая  цель 
1. Способствованию  формирования  умений работать с текстом;
 
Результаты обучения  для учителей (ожидаемые результаты) • • Учащиеся продемонстрируют умения: 
понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).
Основные идеи, отработанные на занятии
Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи»
 
Приёмы работы с текстом
Таблица «З-Х-У»;  прием «Инсерт»;  корзина вопросов, «Синквейн»;  тонкие, толстые, творческие вопросы; 
Записи  учителя по  уроку: 
Дата проведения: 
Деление  на группы (состав - 4-5 человек) и распределяют роли: 
- капитан;
- секретарь;
- хранитель времени.
-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.
После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
(Показ изображения соловья) Слайд.
- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.
- Как вы догадались, что это соловей? 
. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах.(Слайд №3)
- Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У»  Что вы знаете об этих птицах.(Приложение 2),          Таблица З-Х-У:
 
Знаю
(кто? когда? откуда?)
 
 Хочу знать
Узнал
 
пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы. 
 
- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите  узнать на уроке нового и интересного? 
 
Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации? - Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова  Н.Н стр.195
- Давайте определим тему и цель урока. (Слайд №4)
- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (Приложение 3).
 
- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:
1) Докажите, что это текст.
2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.
3) Назовите способ связи предложений в тексте.
4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.
- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах  прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.
(Идёт обсуждение).
 
Деформированный текст.
Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой  признак помог создать текст?
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?
Тезисный конспект работы:
1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)
2.Ключевые слова (самые важные, опорные)
3.Анализ предложенных учащимися заголовков.
4.Определить стиль речи.
5. Тип речи. Доказательства.
 
А что такое трели?
Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?
(Включается аудиозапись)
- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.
 
 
 
- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту 
Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5  вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и  1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!
(Дети составляют вопросы и задают их друг другу).
 
- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».
(Составляют стих и зачитывают его.)
- Все  в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок.  Работаем с оценочными листами. (Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите свою ФИ. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания. (Слайд №13)
- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового? 
- Внимание! Д/з: (Слайд №14) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение  (повествование, описание) о любой птице.
На выбор: 1) Найдите в произведениях  устного народного творчества  про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.
- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.  Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14) 
– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.
Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик (Приложение 5). Приклейте  смайлик на таблицу .
Спасибо за урок!
Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты, маркеры, приложения
Атырауская область Курмангазинский район Аккольская средняя школа 
Учитель русского языка и литературы АйталиеваЗульфияСарсембаевна
 
Рефлективный анализ урока русского языка  после моего проведения
Тема:  Текст.
Место занятия в учебном процессе: Типы речи. Текст.
Форма занятия: Урок-практикум. 
Ведущая технология: Технология критического мышления, 
Цель урока:Способствованию  формирования  умений работать с текстом;
Задачи урока: 
Повторить понятие текста и его составляющие.
Совершенствовать умения работать с информацией разными способами.
Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся.
Организовать групповую форму деятельности для развития коммуникативной компетенции учащихся. 
Приёмы работы с текстом: Таблица «З-Х-У»;  прием «Инсерт»;  корзина вопросов, «Синквейн»;  тонкие, толстые, творческие вопросы; 
Ожидаемый результат: Учащиеся продемонстрируют умения: 
понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга). 
Оборудование к уроку: 
Компьютер, проектор, презентация;, приложения.
Ход занятия:
1. Организационный этап (2 мин.)
Делятся на группы (состав - 4-5 человек)  по полоскам: длинные, средние, короткие и распределяют роли: 
- капитан;
- секретарь;
- хранитель времени.
- Здравствуйте ребята! Наш урок сегодня и обычный и необычный…Так пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия. Напоминаю правила работы в группе: (Слайд №2) .
-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.
После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
(Показ изображения соловья) Слайд.
- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.
- Как вы догадались, что это соловей? 
. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)
Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У»  Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2),          Таблица З-Х-У:
 
Знаю
(кто? когда? откуда?)
 
Хочу узнать
Узнал
 
пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы. Заполняют 1 колонку таблицу «З-Х-У», опираясь на свои знания.
Фаза вызова
2. Мотивационный этап  (3 мин.)
- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и интересного? 
Заполняют 2 колонку таблицы «З-Х-У», определяя то, что хотят узнать. 
Таблица «З-Х-У»:
 
Знаю
(кто? когда? откуда?)
Хочу узнать
Узнал
 Кто такой соловей. Какой бывает соловей?  
 
Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации? 
Ответы детей: Текст, интернет, словари, энциклопедии.
Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова  Н.Н стр.195- Давайте определим тему и цель урока
Дети формулируют тему урока и определяют цель.
- Текст.
- Будем учиться работать с  текстом.
2.Фаза реализации смысла.  Приём «Инсерт» (Приложение 3).- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» .Дети читают текст и маркируют его, используя 
Прием «Инсерт»
 
- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:
1) Докажите, что это текст.
2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.
3) Назовите способ связи предложений в тексте.
4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.
 (Показать энциклопедии…)
Дети фронтально отвечают на вопросы.
- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах  прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.
(Идёт обсуждение). Дети обсуждают маркированный текст  сначала в группах, а потом все вместе
2.Деформированный текст.
Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой  признак помог создать текст?
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?
Тезисный конспект работы:
1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)
2.Ключевые слова (самые важные, опорные)
3.Анализ предложенных учащимися заголовков.
4.Определить стиль речи.
5. Тип речи. Доказательства.
 
А что такое трели?
Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?
(Включается аудиозапись)
- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.
 
3.Этап восприятия текста
- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту 
Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5  вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и  1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!
- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
 Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
      Схема синквейна:
1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
(Составляют стих и зачитывают его.)
(Дети демонстрируют свои работы).
- Все  в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок.  Работаем с оценочными листами.  Приготовьте оценочные листы. Укажите свою ФИ. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания. 
 
Оценочный лист
 
____________________________________________ 
(Ф И)
 
Взаимооценка Самооценка Оценка за д/з Итоговая
 
Взаимооценка детей в группе.
Критерии оценивания 
1. Взаимооценка в группе
• «5» -  Был активен, применял свои знания, делал выводы.
• «4» -  Участвовал в работе, помог своими знаниями.  
• «3» -   Старался, но ничем не смог помочь своей группе. 
- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-Х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового? 
Дети заполняют таблицу «З-Х-У».
- Внимание! Д/з: (Слайд) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение  (повествование, описание) о любой птице. 
На выбор: 1) Найдите в произведениях  устного народного творчества  про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.
- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.  Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд)
- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.  
Дети определяют и записывают д/з.
Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. 
2. Самооценка
• «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.
• «4» -  материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
• «3» - материал усвоен, но есть вопросы.
– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.
- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик Положите выбранный вами смайлик в оценочный конверт.
 
Почерпнул много полезного. Могу рассказать другим.
 
 
Может быть что-то и пригодится.  
Ничего нового не узнал.
Бесполезно потратил время.
Спасибо за урок!
 
Мои размышления и выводы после урока:  
Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны   не были ограничены  по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную  роль в обучении; если детей поддержать  и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.
   Содержание урока  соответствовало поставленным целям.  Цели  урока  достигнуты

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Наш ата. Двойные согласные.
Движение земной коры
Республика Молдова
Тела
Воздух и его свойства. Значение воздуха в жизни человека
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Имя прилагательное
Связь слов в словосочетании
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Имя прилагательное как часть речи
Бөлім: Уроки / Ашық сабақтар | Көрсетілім: 1955 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык