Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Бөлім: Уроки / Педагогика |
Көрсетілім: 2799 |
|
|
|
Современное ораторское искусство
Современное ораторское искусство
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Современное ораторское искусство учит эффективному, успешному обучению. Данный курс раскрывает суть общения, его значение в жизни человека, показывает, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств. Для каждого человека важно говорить правильно и хорошо. Риторика помогает добиться успеха в жизни. Риторические навыки нужны многим людям в их профессиональной деятельности т.е. тем, кому необходимо постоянно общаться: что-то объяснять, консультировать, рекомендовать, выступать публично, защищать свои идеи перед аудиторией и т.д. Риторика учит нас быть коммуникабельными, быть готовыми войти в социум. У этого курса свои задачи – обучение умелой, искусной речи, а точнее, эффективной речи. Поэтому в центре современного курса – обучение эффективному общению человека. Главная особенность риторики заключается в том, что риторика естественно, гармонично связана прежде всего с системой родного языка, знание которого в свою очередь отражается и сосредотачивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразные высказывания, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание.
Проблема.
Отсутствие у учащихся умения логично, убедительно, аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, своё видение мира, относиться к слову как поступку.
Предмет.
Развитие красноречия.
Объект.
Устная речь.
Гипотеза.
Если учащийся овладеет навыками ораторского искусства, то ему обеспечена успешность и яркая индивидуальность, т.к. истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать всё, что встречается человеку в жизни.
Цель курса.
Приобретать навыки ораторского искусства, умения ориентироваться в речевой ситуации и решать поставленную коммуникативную задачу.
Задачи курса.
1. Изучить программу «Ораторское искусство» по учебному пособию для 9 класса, разработанного авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской.
2. Сформировать у учащихся общее представление о сущности ораторской речи как условия успеха.
3. Развивать практические знания, умения и навыки в области красноречия.
4. Познакомить учащихся со спецификой ораторской речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателей.
5. Научить анализировать публичную речь с точки зрения её целесообразности и эффективности.
6. Заложить основы знания построения публичного высказывания, произнесения речи.
7. Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
8. Обеспечить для каждого учащегося возможность реализации своих способностей и интересов посредством образовательного продукта.
9. Разработать программы и критерии мониторингов по выявлению результатов освоения предмета.
10.Разработать тесты, игры, задания для парной и групповой работы.
Ожидаемые результаты.
- Приобретение умений и навыков публичного выступления,
- Умения импровизировать,
- Преодоление страха перед публикой.
- Приобретение коммуникабельности,
- Регулирование тона и громкости своей речи,
- Приобретения умения проводить риторический анализ.
Учебно-тематическое планирование.
№ урока
п\п Название темы Кол-во часов на тему Формы проведения занятий Образовательный продукт
1. Зачем нужно ораторское искусство 1 Диалог Выводы.
2. Какую речь называют ораторской. 1 Диалог Выводы
3,4 Публичная речь. Роды, виды. Жанры. 2 Деловая игра Реферат
5. Хрия как структурно- смысловая схема. 1 Лекция Конспект
. Условия успеха оратора. 1 Исследование Отчет по наблюдениям
7. Части ораторской речи. 1 Деловая игра Анализ
8. Виды ораторской речи. 1 Дискуссия Выводы
9. Устные информационные жанры. 1 Лекция Конспект
10. Устное реферативное сообщение. 1 Диалог Выступление
11. Сообщение, доклад. 1 Лекция Доклад
12. Публичное сообщение. 1 Деловая игра Выводы
13. Антитеза. 1 Деловая игра Выводы
14. Риторическое сравнение. 1 Исследование Отчет по наблюдениям
15. Этика – этикет - речевой этикет 1 Диалог Схемы.
16 Голос- «одежда» нашей речи. 1 Диалог Конспект.
17. Итоговый урок. 1 Конференция. Публичное выступление.
Литература для учителей.
1. Учебное пособие «Риторика». Под редакцией Т.А. Ладыженской.
2. Тесты на коммуникабельность.
3. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.
4. Словарь синонимов. Под ред. А.П. Евгеньевой.
5. Школьный словарь антонимов. Под ред. М.Р. Львова.
6. Словарь иностранных слов. Под ред. Одинцова В.В.
7. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова.
8. Памятки по речевому дыханию. Учебное пособие. «Риторика» для 8 кл. Под ред. Т.А. Ладыженской.
Литература для учеников.
1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. М, 1997год
2. Волков А.А. Основы ораторского искусства. М, 1996 год
3. Граудина Л.К. Риторика. М, 1996 год
4. Озовицкий Е.В. Говорите правильно. М, 1968 год
5. Львов М.Р. Ораторское искусство. М, 2002 год
Глоссарий.
Риторика- наука о красноречии.
Ораторская речь- речь публичная, т.е. обращенная к многочисленной аудитории.
Публичная речь- речь, обращенная к публике.
Ораторское искусство-это знания оратора + дар слова + его глубокая убежденность.
Хороший оратор - яркая индивидуальность.
Контакт- взаимодействие, взаимопонимание.
Диалог (греч.) – беседа, разговор двух или нескольких людей.
Доклад- вид устного сообщения в монологической речи.
Речевой этикет - правила, которые регулируют речевое поведение, система национально- специфических, стереотипных. Устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта.
Коммуникативность - свободное владение языковыми средствами на всех его уровнях: фонологическом, лексико - семантическом, морфологическом, синтаксическом, текстовом.
Коммуникабельный - общительный человек, который сам легко общается и с которым легко общаться другим.
Задачи оратора - убедить слушателя, воздействовать на их ум, чувства, волю.
Публицистическая речь - убеждающая, воздействующая.
Публичная речь – информационная, ораторская.
Кодекс оратора - не лгать, не бояться правды, не быть пристрастным, быть нравственным.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Какой вы ритор?
Оцените себя с точки зрения того, как вы владеете риторическими навыками и умениями. Выберите сами систему оценки (пятибалльную, десятибалльную или какую-то еще).
• Умение ориентироваться в речевой ситуации.
• Умение импровизировать.
- Умение решать поставленную коммуникативную задачу.
• Владение ораторской речью.
• Владение несловесными средствами общения.
• Постановка голоса.
• Умение проводить риторический анализ.
Речевая разминка.
1. ТРЕНИРУЕМ СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ
Выполните упражнения, которые вы сами придумали. Обратите особое внимание на те, которые предполагают доборы воздуха.
2. ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ
Выполните упражнения, связанные с мак¬симальным вытягиванием языка и губ.
3. ПРОГОВОРИТЕ СКОРОГОВОРКИ БЕЗ ЗАПИНКИ
Вспомните 5—6 скороговорок на одну и ту же тему (события на реке (мо¬ре), действия (качества, состояния) домашних животных и др.). Проговорите их, попросите слушателей определить, какая это тема, и дополнить ваш репер¬туар другими скороговорками на эту тему.
4. ОПРЕДЕЛИТЕ И ИСПОЛНИТЕ РИТОРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ
Произнесение предостережения В. А. Сухомлинского предполагает ис¬пользование логического ударения разной интенсивности. Передайте в своем исполнении нарастание, усиление эмоциональной насыщенности слов. Поста¬райтесь «увидеть», что стоит за каждым из них.
«Знай, что твое неразумное, холодное, равнодушное слово может оби¬деть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить».
Непозволительные приемы (уловки) — нечестные средства психологиче¬ского характера, с помощью которых некоторые полемисты хотят увести про¬тивника от обсуждаемой проблемы и выиграть спор.
НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ (УЛОВКИ)
Уловка Цель использования Речевые обороты
1. Ставка на ложный Казаться лучше, чем на са- «Вам, конечно, известно,
стыд. самом деле. что наука давно устано-
Не уронить себя в глазах вила...»
окружающих. «Неужели вы до сих пор
не знаете?»
2. «Подмазывание» ар- Сделать комплимент про- «Вы, как человек умный,
гумента. противнику для того, чтобы не станете отрицать...»
«прикрыть» слабый довод. «Человек недостаточно
образованный не оценит,
не поймет приведенного
аргумента, но вы...»
3. Ссылки на свой воз- Скрыть отсутствие веских и «Сначала получите дип-
возраст, образование и убедительных аргументов. лом, а потом и поговорим».
положение. «Вот доживете до моих
лет, тогда и судите».
«Займете мое место, тогда
и рассуждать будете».
4. Логическая диверсия. Переключить внимание слу- Второстепенные вопросы;
слушателей на обсуждение рассказы на отвлеченные
другого утверждения, не темы.
связанного с первоначаль-
ным тезисом.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |