Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Словообразование. Производная основа


Словообразование. Производная основа

Тема: «Словообразование. Производная основа»


Цели: образоват: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;закрепить знания о способах словообразования;учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развиват: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитат: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Оборудование: учебник; таблицы 1 и 2 для каждого учащегося; листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.
Технология: проблемное обучение.
Тип урока: проблемный урок.
Ход урока.
1.    Оргмомент
1.    Постановка проблемы, определение темы урока
2.    Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите “+”, если не правильно – то “-”.
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (безаффиксный);
после – военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
 диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
 лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
 СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный – военный (префиксальный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
 диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
 лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
 СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?
2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
– Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
– Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
2.    Открытие нового знания.
Паровозного
паровозного - форма прилагательного паровозный
паровоз-н-ый> паровоз;
паровозный - 'имеющий отношение к паровозу',
способ словообразования - суффиксация.
2. Паровозы:
паровозы - форма существительного паровоз;
пар(о)воз- # (пар + возить; паровоз - 'машина, которая возит с помощью пара';
способ словообразования - сложение с суффиксацией.
Процессы, сопровождающие словообразование:
- усечение ПЩ глагольной основы,
- чередование з'/з,
интерфиксация.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
 Заключительное слово учителя
— Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи. Запомните морфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов:Бессребреник; дикобраз;
Двуязычный; компрометировать;
Млекопитающее; поскользнуться;
Пощёчина; пресмыкающееся;
Прецедент; чрезвычайный.
VII. Домашнее задание


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Словарная работа на уроках русского языка.
Состав слова
Корень слова. Однокоренные слова
Окончание
Приставка и суффикс как способ образования новых слов
Состав слова. Словообразование. Приставка
Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Род имён существительных
Лидер класса
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3107 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык