Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Легенды и Мифы Казахстана


Легенды и Мифы Казахстана

Тема урока Легенды и Мифы Казахстана

Цели:
образовательная:  изучить легенды и мифы казахского народа;
развивающая: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой, интерес к истории, музыке;
воспитательная: воспитание любви, уважения к истории, музыке.

Вступительное слово учителя.

Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями. Проходят века, а предания живут, с былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами и мифами нашей Родины. Много легенд дошло до нас и о реках Восточного Казахстана. В IX веках в арабских сочинениях упоминаются о почитании реки Иртыш. Кимаки говорили: «Река Иртыш- бог кимаков. Эта река получила свое имя от принцессы кимаков, которая, разыскивала землю обетованную, при виде этой реки воскликнула: «Ер тус», «Мужи, остановитесь. Здесь наша Родина». 
Есть старинная сибирская сказка. 
Для вас ее подготовили ребята.
/Звучит музыка, ребята рассказывают легенду, демонстрируют рисованный фильм/
 Много добра у старика Алтая: серебро, золото, медь, железо валом навалены в его закромах да подполах. День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь- Шаню: «Кабы сын у меня был, помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока». И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти не по дням, а по часам. Да таким молодцем- богатырем обернулся, сила в нем так и играет, так и кипит. Тесно стало молодому в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали ео за это землероем – Иртышом. «Уйми ты своего молодца, житья не стало», плакали скалы. Покачал снеговой шапкой Алтай и давай корить сына: «Чего буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро стеречь». «Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, не сторож я добро твоему. Какой прок от него?» . Случилось в эту пору пролетал мимо старый беркут, прильнул к воде и шепнул: «прав ты, молодец, давно тебе пора уйти из гор, силу попытать. Давно ждет не дождется тебя богатырша- красавица Обь». И решил Иртыш бежать с гор. Темной ночью разбежался Иртыш, прыгнул и вырвался из котловины в ущелье, разметал, разворотил там камни, что лежали поперек пути и давай, давай пробираться вперед. Проснулся на заре Алтай, а сына и след простыл. Разгневался старик, разбушевался, поднял буран и давай вдогонку беглецу швырять скалы. Да только не догнал сына. А Иртыш не оглядываясь, бежал все вперед и вперед и вырвался из гор. Куда ни глянь- ровной скатертью разметалась земля. Призадумался Иртыш: в какую сторону путь- дорогу держать, где красавицу- Обь искать. Остановился, закручинился и слезу горючую пролил. Пролетали над степью три сестры- чайки, увидели молодца и спросили: «что кручинишься?». «Да не знаю, в какую сторону путь держать». Покачали чайки головами и сказали: «Ту красавицу- Обь мы встречали. Держит путь она на полночь, к Ледовитому морю- океану». Обрадовался Иртыш и разлился широко и привольно. И ожила земля. И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону. «Как раз по мне, красавица- богатырша!»- сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял. Слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю- океану…
Учитель: Что в этой легенде является реальностью?

Учитель: 
Одним из притоков Иртыша- река Аблакетка.
С названием этой реки связана такая легенда.  Сегодня у нас на уроке гость- шижереши. Он вам расскажет легенду. 
/выступление шижереши/
Был у казахов когда- то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою воду неизвестно кому, - подумал он, - прикажу ее пригородить, и тогда только один я, да мой скот будем пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась она, - ревела, бурлила, уносила камни в Иртыш. Но люди победили реку. И тогда взбежал хан на плотину: «Видишь, какой я сильный! Теперь ты в моей власти. Захочу- один твою воду выпью!» Не вытерпела этого река, собрала свои последние силы и прорвала плотину. И вместе с камнями унесла в Иртыш и жадного хана. «Аблай кетты», - закричали стоявшие на берегу люди. С тех пор и называется речка Аблакетка.
Учитель: В городе Усть-Каменогорске один из районов называется Аблакетка.
Учитель музыки: Ребята, народ Казахстана богат различными легендами о музыке, музыкальных инструментах.
Какую легенду о домбре вы знаете?
 А сегодня я вам расскажу легенду о  Коркыте.
(звучит музыка, демонстрируется портрет Коркыта)
На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов- Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары- Арки приходила на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свой полет, звери Сары- Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала сое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему. 
В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары- Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться. Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки- место гибели хромой девушки, которая шла к прекрасному.

Учитель музыки:
Есть у казахского народа печальная и красивая легенда о жетыгене  (учитель демонстрирует музыкальный инструмент)
А сейчас мы с ребятами покажем вам сценку о том, как  создан был этот инструмент.

Учитель музыки: А теперь давайте решать тесты:
1)    «Великан  искусства игры на кабызе»:
А) Коркыт
Б) Таттимбет
В) Сармалай.

2)    Автор более чем 40 кюев:
А) Курмангазы
Б) Ыкылас
В) Таттимбет

3)    Кто создал кыл- кобыз?
А) Ыкылас
Б) Коркыт
В) Майра

4)    Священный музыкальный инструмент казахского народа:
А) домбра
Б) кобыз
В) асатаяк

5) Учитель Курмангазы
А) Майра
Б) Узак
В) Таттимбет

Учитель истории:  
Мы с вами сегодня изучили лишь некоторые легенды и мифы Казахстана, Но изучение этой темы нельзя считать завершенной.  Еще  очень много легенд у казахского народа.

Домашее задание.
Написать эссе: Легенды и мифы казахского народа.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
Музыка и краски степного края
Путешествие по родному краю.
Повторение имени прилагательного
"Батыры казахского народа".
«ЕДЕМ В ГОСТИ».
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Что такое фольклор?
Краткосрочное планирование урока музыки в 4 «а» классе на тему: Музыка народов Кыргызстана
Любой язык по – своему велик!
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 8008 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык