|
|
Взаимодействие тел. Масса тел
Тема: Взаимодействие тел. Масса тел
Цель урока:
- Познакомить учащихся со сложным явлением – взаимодействие тел, а также физическую величину, определяющую степень изменения скоростей тел – массой тела?
- Воспитание гармонически развитой личности, формирование положительной самооценки личности путем развития интереса к предмету и вовлечению каждого учащегося в учебную деятельность.
- Развитие и умение мыслить, всех видов памяти, умение выделять главное, получать знания, используя учебную литературу и оборудование урока.
Форма урока: урок изучения нового материала
Оборудование: проектор, компьютер, Interwrite Workspace, MSPowerPoint, тестовые задания Н.И.Павленко, сборник задач Усова (дидакт. материал), рычажные весы, кусочки бумаги размером 3 3 см, тарелка с водой, стрелка компаса, игла, пробка, горошинки.
Ход урока
- Организационный момент
а) цели урока
б) присутствующие
- Анализ контрольной работы
- Изучение нового материала
Прежде, чем перейти к изложению нового материала, рассмотрим следующий опыт с тележками. В первом опыте, когда мы рассматриваем систему «тележка – пластинка» механическое движение не возникает (рис. А), а при взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек (рис. Б).
Наблюдение за движением тел показывает, что действие тел друг на друга бывает двусторонним. Иначе говоря, действие тел друг на друга носит характер взаимодействия.
Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному.
Примеры (столкновение двух тел, взаимодействие тел, связанных между собой пружиной или ниткой)
Объяснение рисунков 60 – 63 учебника
Приведенные примеры говорят о том, что действие тел друг на друга всегда носит характер взаимодействия, так что получается не действие, а взаимодействие.
Физическую величину, определяющую степень изменения скоростей тел при их взаимодействии, называют массой. Обозначают массу буквой т.
Объяснение опыта (взаимодействие тележек)
Из опыта можно сделать такой вывод: отношение масс двух тел обратно пропорционально отношению скоростей, которые они приобретут при взаимодействии, выходя из состояния покоя:
Чем больше масса тела, тем его скорость меньше.
Чтобы измерить массу любого тела, его надо сравнить с телом, масса которого принята за единицу.
В Международной системе единиц (СИ) за единицу массы принят килограмм (кг). Это масса эталонной гири цилиндрической формы, отлитой из сплава платины и иридия. Для пользования в повседневной жизни изготавливают набор гирь разной массы, называемый разновесом.
В состоянии равновесия весов масса тела равна массе гирь. Для измерения массы используют и более мелкие единицы массы - тысячную и миллионную долю килограмма - грамм и миллиграмм, а для взвешивания тела с большей массой - более крупные единицы - центнер и тонну.
1 г = 0,001 кг, 1 кг = 1 000 г, 1 кг = 1 000 000 мг, 1 т = 1 000 кг, 1 кг = 0,01 ц.
IV. Закрепление нового материала
- К чему приводит взаимодействие тел? Ответ обоснуйте примерами.
- Что можно сказать о скоростях двух взаимодействующих тел?
- Как можно сравнить массы двух тел?
- Что принято за единицу массы?
- Какие еще единицы массы вы знаете?
- Как определить массу тела при помощи весов и набора гирь?
- Как изменится движение шарика А при взаимодействии с бруском В?
- У берега находится тяжело нагруженная лодка и такая же лодка без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? Почему?
- При пережигании нити, стягивающий пружину, тележка А получает скорость 5 м/с, а тележка Б – 2 м/с. Масса какой тележки больше и во сколько раз? (Ответ: масса тележки Б больше в 2,5 раза)
- Опыт с магнитной стрелкой. Пронаблюдайте за движением стрелки и объясните его.
- Упражнение 11 №4
V. Изложение домашнего задания
§ 30, 31 стр. 91 – 96. Упражнение 11 №1, 2
Домашний опыт: сконструируйте рычажные весы. В качестве гирь используйте монеты. С помощью весов определите массу любого тела. (кусочек бумаги размером 3 3 см имеет массу 1 грамм)
- Итог урока
Выставление оценок
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |