Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Предложения с однородными членами


Предложения с однородными членами

Урок русского языка

«Предложения с однородными членами» 8  класс

Цель урока:

Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения (способ связи между однородными членами, возможности их распространения, несколько рядов однородных членов).

Развивающая:

Развивать умение обосновывать однородность членов предложения в тексте, интонационно правильно читать их; развивать умение работать в группе.

Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к языку, умение работать в группах, чувство помощи, сопереживания.

Тип урока: урок обобщения и повторения ЗУН.

Форма проведения: групповая

Методы обучения: словесный, практический, поисковый.

Оборудование: таблицы, карточки – задания; высказывания о русском языке.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Слово  учителя.

Постановка целей и задач урока.

Чтение эпиграфа к уроку:

Обращаться  с языком кое  – как  –  значит, и мыслить кое - как: неточно, приблизительно,  неверно.

А. Толстой.

Урок проходит в форме игры. Соревнуются 2 группы учащихся в знании темы «Предложения с однородными членами».

III .Структура соревнования.

  1. Две команды: 1. Знатоки
  2. 2. Умники

У каждой команды свои эмблемы.

2. Капитаны команд представляют свои команды. Жюри оценивает и подсчитывает баллы.

3. Мини-экзамен. С каждой команды по одному участнику берут билеты и отвечают на вопросы (по знанию правил по теме).

4. Соревнования в практической части: 1) распространить предложения однородными членами; 2) найти однородные члены и определить синтаксическую роль в предложении; 3) расставить знаки препинания; (у доски) 4) работа по развитию речи; 5)нахождение однородных и неоднородных определений; 6) разбор предложения с однородными членами; (у доски) 7) соотнести схемы с предложениями.

Занимательные задания (развитие логического мышления, воображения). 1) разгадать тарабарщину (устно); 2) отгадать загадки, выделить в них однородные члены предложения. 3) Конкурс «Пословицы – перевёртыши».

5. Тестовые задания (индивидуально).

IV. Рефлексия.

 Составить синквейн о языке (на время). Сегодня на уроке мы обобщили знания об однородных членах предложения. «Всегда – учиться, всё знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь!  (М.Горький).

Пусть эти слова станут девизом каждого человека, и тогда жизнь покажется увлекательной и интересной. Наверное, сейчас уместно вспомнить девиз греческих олимпиад: «Главное – не победа, а участие!».

Жюри подводит итоги, называет команду победителя.  

Выставляются оценки за урок

Задания.  

Данные предложения распространите с помощью однородных членов. Определите, какими членами предложения они являются и подчеркните их соответствующей чертой.

  1. Я рано встаю…

2. На берёзах … блестят золотисто-желтые листья.

2 задание.

В чём допущена ошибка при употреблении однородных членов? Напишите исправленный вариант.

1. Шёл дождь и два школьника, один домой, а другой в  калошах.

      2. Пили чай с булками и с удовольствием.

3 задание.

Сколько рядов однородных членов в предложении.

  Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишинёве, и в Псковской губернии.

4 задание.

Сначала выписать предложения с однородными определениями, а потом с неоднородными.

  1. Глубокая дремучая старина окружала моё детство на слободке. 2. Снова потянулись длинные однообразные дни. 3. Шёл надоедливый октябрьский дождь. 4. В классе уютном простором утром стоит тишина.

5 задание.

Списать, расставляя знаки препинания при однородных членах. Однородные члены предложения подчеркнуть.

  1. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
  2. Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

6 задание.

Разобрать предложение с однородными членами.

  Перед глазами ходил океан и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. 

7 задание.

Прочитать текст, соблюдая интонацию. Найти однородные члены предложения.

Отгадай загадки, выдели однородные члены предложения.

За  деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

 

 

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Лежало одеяло,

Мягкое, белое, землю грело.

Ветер задул –

Одеяло согнул,

Солнце припекло –

Одеяло потекло.

«Пословицы-перевёртыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу

Мужик на сани – коню тяжелее.

Жара велика, нет прыгать разрешает.

Конкурс немая сценка. Изобразить фразеологизмы:

  1. Работать спустя рукава.
  2. Переливать из пустого в порожнее.
  3. Намылить шею.

ВОПРОСЫ

1. Какие члены предложения называются однородными? Как они  соединяются между собой?

2. При помощи, каких средств соединяются между собой однородные члены?

3. Сколько рядов  однородных членов может быть?

4. Как можно различить однородные определения?

5. При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

6. Назовите группы сочинительных союзов?

7.Назовите условия, при которых  всегда ставится запятая между однородными членами?

8.Могут ли однородные члены предложения быть разными частями речи?

 

Тест        8 класс

  1. Найдите неверное утверждение:

  а) Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.

  б) Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

  в) В предложении может быть только один ряд однородных членов.

2. Установите соответствие:

  1. однородные определения;

  2. неоднородные определения;

  а) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

  б) Утром на чердак заглядывал робкий и пыльный луч.

3. Установите соответствие:

  1. однородные подлежащие;

  2. однородные сказуемые;

  3. однородные дополнения;

  4. однородные определения;

  5. однородные обстоятельства;

  а) Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

  б) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

  в) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.

  г) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

  д) Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

4. Найдите предложение с однородными членами.

  а) Худыми пальцами он пытается застегнуть пуговицу, пуговица отрывается, он роняет её на пол.

  б) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, желтыми огнями.

  в) Машина катилась, и её равномерное движение вызвало простые мысли.

5. Укажите предложение  с однородными определениями:

  а) Красиво чернели в нежной зелени ещё низких яровых хлебов грачи.

  б) Красивая борзая собака вбежала в комнату.

  в) Тёмная мягкая ночь глядела в комнату со своим почти чёрным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха.

6. Союзы, которые употребляются при однородных членах предложения в

  А) А, или словно, который, чтобы.

  Б) И, да, ни-ни, не только, но, и, тоже, также, а, но, да (=но), или, либо, то-то.

  В) Зато, будто, ибо, поэтому.

7. Однородные члены, связанные соединительными союзами:

  А) А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды.

  Б) Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, побежишь по аллее к дому.

  В) Он высок ростом, худощав, но широкоплеч, строен, а лицом – красавец цыган.

8. Укажите предложение с однородными обстоятельствами.

  А) Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль. Им в грядущем нет желанья и прошедшего не жаль.

   Б) Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах.

   В) Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал, на которых никто не бывал.

Ниязбекова Роза Калеевна

Учитель 1 категории

Чувашинская средняя школа Зелёновского района

Западно-Казахстанской области


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Повторение темы «Однородные члены предложения»
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложноподчиненные предложения с разделительными союзами
Главные члены предложения. 5 класс
Главные члены предложения. 5 класс
Сложные предложения с однородным подчинением
Обособленные дополнения
Односоставные предложения. Определенно - личные предложения.
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 7140 | Қосты: Ниязбекова Роза Калеевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык