|
|
Обобщение по разделу «Закружилась листва золотая…
Тема: Обобщение по разделу «Закружилась листва золотая…
Цель: обобщить знания учащихся по разделу, осознать значение осени в природе.
Задачи: 1. Учащиеся проанализируют произведения об осени, определят своё отношение к ним, будут учиться чуткому отношению к природе.
2. Ученики будут развивать устную и письменную речь через логику критического мышления.
3. Учащиеся будут учиться работать в группах, уважать мнение
окружающих.
Оценка: 1. Ответы на разноуровневые вопросы.
2. Творческие работы – сочинения.
3. Наблюдения учителя.
Методы: ассоциации, диаграмма Венна, эссе, авторский стул, пятистишие.
Оборудование: слайдовая презентация, диск с музыкой П.И.Чайковского.
Ход урока.
- Орг.момент.
Психологический настрой.
-Рада видеть ваши лица, улыбки. Уверена, что этот урок сегодня принесёт вам радость и хорошее настроение.
- Целеполагание.
/Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь»/
Учитель: Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…
-Я думаю, вы узнали эти строки и его автора. Конечно, С.А.Есенин. Раздел в чтении так и называется «Закружилась листва золотая…». Сегодня у нас урок - обобщение по теме «Осень».
/Слайд – картина из учебника/
-Совсем не случайно у нас на доске корзина. Это корзина с подарками для Осени. В неё мы соберём все наши слова о ней, украсим стихами, рассказами и подарим Осени.
- Ассоциации.
-Первое задание группам: на осенних листочках запишите всё, что пришло вам на ум при слове «Осень».
-Прочтите друг другу, в группах и дополните свои записи.
-Назовите вслух только эпитеты к слову «осень».
-Листочки со словами кладём в корзину Осени. Думаю, Осени понравились ваши слова о ней.
- Чтение стихов об осени наизусть.
/Слайды осени/
-Об осени говорят: дождливая, сырая слякотная. Осень не любят потому, что кончилось тёплое время года, закончились каникулы.
Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, кормилица.
-А вы любите осень?
-Великие поэты часто обращались в своих стихах к этой теме. Читая эти стихи, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда…
-Давайте послушаем стихи об осени, попытаемся уловить настроение, переданное нам поэтами.
Чтение стихов об осени наизусть по группам. (Оценивание.)
-Какое настроение вызвали стихи? /Восхищение осенью, лёгкая грусть, печаль/
-Стихи помещаем в корзину Осени.
5. Диаграмма Венна.
-О какой осенней поре вы услышали стихи? /О начале осени, поре листопада, о поздней осени/
-Назовите стихотворения, посвящённые золотой осени.
/Вывешиваются названия:
А.С.Пушкин. Осень.
Ф.И.Тютчев. Есть в осени первоначальной.
И.Бунин. Осень.
А.Твардовский. Лес осенью.
М.Алимбаев «Когда листопад»/
-Какие стихи посвящены поздней осени?
/Вывешиваются названия:
А.Плещеев. Осень.
О.Высотская. Осеннее утро.
Абай. Осень.
И.Рубцов. Осень! Летит по дорогам…
А.Майков Осенние листья по ветру кружат…/
-Что общего в этих стихотворениях? /Записывается: время года, настроение, описание природы/
-Мы получили с вами диаграмму Венна, которую помещаем в корзину Осени.
Осень – грустная пора, но всё-таки, каждому из поэтов она по-своему дорога.
6. Физминутка.
/Под музыку с листочками/
-Наша физминутка тоже проникнута осенним настроением.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунет ветер – полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
7. Инсценирование /чтение по ролям/.
-Осень вступает в свои права. «…В солнечные дни сверкает радостной улыбкой, в ненастье хмурится, печалится. Пахнет от неё сыростью и грибами. Торопятся деревья, звери и птицы сменить летний наряд, к зиме подготовиться…» Узнаёте ли вы эти строки?
/М. Зверев. Хлопот полон рот у природы./
-Какой литературный приём использовал автор в рассказе? /олицетворение/
-Мы оживим осень в своих инсценировках. Задание группам: подготовить и показать встречу Осени в лесу:
1 группа – с барсуком
2 группа – с оленем
3 группа – с утками-чирками
4 группа – с белкой.
Инсценирование.
-Мы увидели в этих сценах, как изменилась жизнь зверей и птиц с приходом осени. Сценки – в корзину Осени.
8. Эссе.
-Осень изменила жизнь ещё одного лесного жителя. Послушайте. В одном лесу жил зелёный-презелёный берёзовый листок. Летом его омывал дождь, улыбалось ласково солнце, весело щебетали птицы. Но вот пришла Осень, дохнула прохладой, и листочек пожелтел. Налетел ветер, сорвал его и понёс по белу свету.
-Допишите свой конец сказки, если на своём пути он встретил:
1 группа – муравья
2 группа – другой осенний листок
3 группа – маленькую девочку
4 группа – злого волка.
-Прочитайте друг другу в паре, группе.
-«Авторский стул».
-Ваши сказки – в корзину осени.
9. «Урожай» пословиц.
-Жизнь людей изменилась тоже – пришла пора собирать урожай. Ведь не зря говорят: «осень – припасиха», «осень на урожай богата». Соберём и мы свой собственный урожай – урожай пословиц. За каждую пословицу – плод в корзину Осени.
-Корзина наполнилась урожаем, а ваша речь стала богаче и краше от пословиц.
10. Тест «Лужа замёрзла». /Картина Осени покрыта льдом/
-Ещё ярко светит солнце, но недалёк тот день, когда появятся первые заморозки, иней на ветках, лёд на лужицах. Осень прошла мимо лужицы и отразилась в ней во всей красе, но пахнуло первым холодом и изображение осени замёрзло. Давайте растопим этот лёдок теплом своих знаний и увидим Осень:
1) С чем сравнивает лес И.Бунин?
2) Кого первого встретила Осень в лесу в рассказе М.Зверева?
3) Как называется сопоставление одного явления, предмета с другим?
4) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная …?
5) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
-Последняя льдинка растаяла и перед вами предстала Осень во всей её красе. Нравится?
11. Пятистишие.
-Давайте объединим все наши слова об осени в одно пятистишие «Осень»:
1 группа – Какая?
2 группа – Что делает?
3 группа – Красивое предложение об осени
4 группа – существительное-синоним к слову осень.
-Пятистишие мы тоже помещаем в корзину осени.
12. Рефлексия настроения.
-Осень и красочное время года, и грустное. А какое настроение навеял вам наш урок об осени, сейчас узнаем. Если вам было радостно – прикрепите красный лист /от группы/, если было немного грустно – жёлтый лист.
-Нашу корзину дополнили ваши листья настроения.
13. Дары осени.
-Мы собрали осени богатый урожай знаний: стихи, рассказы, пословицы об осени, а она, в свою очередь, дарит вам корзину со своими плодами за то, что вы так замечательно работали на уроке. Всем большое спасибо.
Оценивание.
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |