Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Обстоятельство-существительное в дательном падеже


Обстоятельство-существительное в дательном падеже

Обстоятельство-существительное в дательном падеже    

Тема:                  Обстоятельство-существительное в дательном падеже    

Цели:                  Продолжение знакомства с обстоятельством, выраженное

                            существительным, ознакомление обстоятельством-

                            существительным   в дательном падеже;

                            Расширить кругозор учащихся и обогатить словарный состав;

                            Воспитать у учащихся любовь к окружающей среде, уважение 

                            к  друг другу, положительное отношение к предмету и интерес

                            к изучению языков.

Тип урока:         Продолжение знакомства с обстоятельством

Вид урока:         Урок-игра

Метод урока:   Обучающий, поисковый, словесный

Оборудования:  Учебник ,интерактивная доска, карточки-подснежники,

                             корзинки, конверт.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент

Приветствие

      Психологический настрой

 

2.  Опрос домашнего задания

    Упражнение 2

 

3.  Новая тема

– Ребята, тема сегодняшнего урока «Обстоятельство-существительное в дательном падеже». Целью урока является: во-первых, продолжение знакомства с обстоятельством, выраженной существительным, во-вторых, расширение кругозора и обогащение словарного запаса и в-третьих, воспитать любовь к окружающей среде,  положительное отношение к предмету  интерес к изучению языков. Сегодня у нас не простой урок, мы проводим урок в виде игры. Наша игра состоит из 5 туров. Прежде чем начать урок, делимся на две команды. Команды  «Снежок» и «Подснежник». Вы знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Героиня этой сказки – Падчерица послала вам письмо.

 

                                          Письмо падчерицы

 

 

  Здравствуйте, ребята! Наша королева издала указ о том, чтобы сейчас была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Помогите мне собрать подснежники.

 

 

 –Падчерица отправилась в лес и увидела, как пылает костёр в небольшой поляне. Вокруг сидят двенадцать братьев. Падчерица объяснила им свой визит и братья помогли ей. Наступила весна среди зимы.  У нас мало времени, давайте  быстрее соберём подснежники. А для того, чтобы собрать подснежники, мы должны ответить на вопросы. Перед командами стоят корзины, а каждая  команда соберёт в свою корзину подснежники, выполнив задания. Так обе команды помогут собрать падчерице подснежники.

 

 I  этап

 

 Ответьте на вопросы:

 

– Что такое обстоятельство?

 – Дайте определение существительному.

 – Сколько падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают?

 – Приведите пример обстоятельству.

 

 –Хорошо. Сегодня мы продолжим с вами знакомство с обстоятельством.

   Дети бегут (куда?)к реке.

   Лодка плывет (куда?) к берегу.

   Дети подбежали (к кому?) к учителю.

– Назовите существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к.

(к реке, к берегу, к учителю)

 

– А теперь задавайте вопросы.

(куда? к  реке; куда? к берегу; к кому? к учителю)

– Правильно! Эти существительные, то есть существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к обозначает предмет или лицо, к которому  приближается другой предмет или лицо, отвечает на вопросы куда? к чему? к кому?

 

  Например:   Ученик идет (куда?) к доске.

                        Я подошёл (к кому?) к брату.

 

  Здесь ученик приближается к доске, а я к брату.

  Но мы должны различать члены предложения, когда употреблены существительные в дательном падеже с предлогом к.

  Если существительные отвечают на вопрос куда? – является обстоятельством, а если отвечают на вопрос к кому? – то является дополнением.

 

– Существительные каждого рода имеют разные окончания, когда отвечают на вопрос куда?

 

Куда?

 

                Ж.р.    имеют  окончания -е, -и:    к доске, к яблони.

 

   М. р. и  ср. р. имеют  окончания  -у, -ю:  к берегу, к учителю.

              

 

 

 

 

нение упражнений

 

II  этап

 

– Ребята, посмотрите, на полянке подснежники,  падчерица должна собрать их, а мы сейчас выполним  упражнение намеченное кружном.

  1. чтение текста  «Первый цветок весны» учителем;
  2. чтение текста учащимися;
  3. словарная работа:

          выглядеть – көріну

          перепутать – шатыстыру

          вмешаться – кірісу

  1. беседа по содержанию материала:
  • Где шёл разговор о цветах?
  • Откуда пришли дети, которые решали, как выглядит первый весенний цветок?
  • Что сказал мальчик о подснежнике, который собирает в феврале?
  • Каким себе представил мальчик подснежника, который собирает в марте?
  • Что ответил мальчик, который собирает подснежники в апреле?
  • Как вы думаете, кто же из ребят прав?

 

III  этап

 

Упражнение 2

   Запишите предложения, поставив вместо многоточек сущуствительные в дательном падеже с предлогом к и определить, каким членом предложения они являются.

Образец: Мы подъехали на машине к  стадиону.

 

     IV  этап

 

Упражнение 3

  Скажите, к чему вы подойдёте, если вам надо :

  Образец:

 

  1. отправить письмо – к почте;

 

–Вы правильно выполнили это упражнение, поэтому получаете подснежники.

 

V этап

 

5.  Закрепление материала

       Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?

  • Что обозначают существительные, которые употреблены в дательном падеже с предлогом к?
  • На какие вопросы отвечают существительные, ктороые употреблены в дательном падеже с предлогом  к?
  • Найдите в предложении обстоятельство, который отвечает на вопрос куда?

Ученик идёт к доске.

  • Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода, употреблённые в дательном падеже с предлогом к?

 

6.  Итог урока

      – Молодцы, вы сегодня помогли падчерице собрать подснежники. Она вам благодарна. Теперь посчитаем сколько подснежников вы собрали.

 

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

  Упражнение 4

  Выразительно прочитайте стихтворение, озаглавьте его. Поставьте вопросы к выделённым существительным.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Число имен существительных
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Как изменяются прилагательные мужского и среднего рода
Второе склонение имён существительных
Употребление существительных мн.ч. в Р.п.
Имя существительное
Имя числительное
Род имён существительных
Имя прилагательное
Имя существительное
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 3140 | Қосты: Ережепова Алмагуль Есетмергеновна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык