Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » «Патриотизм автора и героев в стихотворении М.Ю. Лермонтова Бородино».


«Патриотизм автора и героев в стихотворении М.Ю. Лермонтова Бородино».

«Патриотизм автора и героев в стихотворении М.Ю. Лермонтова Бородино».

 Углубление изучения учениками поэтического языка, поэтических выразительных средств.

  1. На примере стихотворения показать, насколько священна освободительная война, когда, чтобы отстоять отчизну, поднимается и объединяется весь народ – и полководцы, и простые солдаты, и поэты. Необходимо показать детям, что помогает выстоять, победить народу, защищающему родную землю; на чьей стороне справедливость в такой борьбе – завоевателей или воинов, готовых отдать жизнь за свою родину.

 

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем литературном вечере.

Тема нашего мероприятия «Патриотизм автора и героев» в стихотворении М.Ю. Лермонтова

«Бородино». Во всех произведениях Лермонтова чувствуется безграничная любовь к родине, к народу.

Послушаем сведения о жизни и творчестве М.Ю.Л., которые подготовила нам Наташа. Д.

Толмачёва Наташа расскажет нам стихотворение посвященное Лермонтову.

Земля поэта не забыла

За песни, сложенные им.

В них гордость наша, наша сила,

В них видим мы его живым.

Как Пушкин, Лермонтов с народом

В боях, на отдыхе, в труде…

Гореть всё ярче с каждым годом

Его немеркнущей звезде.

- К 25 – летней годовщине Бородинского сражения, было написано стихотворение Лермонтова « Бородино» (1837г.). Оно обошло всю Россию, его читали во всех народных школах, а солдаты его сделали своей походной песней.

Словарная работа:

Редут – полевое укрепление.

  1. Картечь – артиллерийский снаряд.
  2. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
  3. Бивак – стоянка войска под открытым небом.
  4. Кивер – круглый головной убор.
  5. Булат – стальной клинок, меч.

Кроссворды:

1)

  1. Одна из величайших в истории битв, произошедшая в 1812 году. ( Бородино.)
  2. Великий военачальник, выигравший это сражение. ( Кутузов.)
  3. Великий военачальник, проигравший это сражение. ( Наполеон.)

2)

  1. Сражение, битва. (Сеча.)
  2. Высокий круглый головной убор. ( Кивер.)
  3. Станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. (Лафет)
  4. Артиллерийский снаряд. (Картечь.)
  5. Стоянка войска под открытым небом. ( Бивак.)
  6. Полевое укрепление. ( Редут.)
  7. Солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии. (Улан.)

 

 

Чтение стихотворения.

 

 1 ученик

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино».

Поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который является родственником поэта.

1 – строфа.       «Скажи-ка, дядя , ведь недаром

                           Москва, спалённая  пожаром,

                              Французу  отдана?

                          Ведь  были ж схватки боевые ?

                          Да, говорят, ещё какие

                         Недаром   помнит  вся Россия

                            Про день Бородина!»

2 ученик.

Образ солдата – рассказчика пересекается с личностью Алексея Столыпина.

2 – строфа.  –Да , были люди в наше время,

                       Не то , что нынешнее племя:

                        Богатыри – не вы !

                       Плохая им  досталась доля :

                       Немногие  вернулись с поля…

                       Не будь на то  Господня воля,

                       Не отдали б  Москвы!

 3 ученик.

Лермонтов хотел, чтобы в стихотворении прозвучал «глас народа». Он жил единой жизнью с Родиной с народом.

3,4,5 – строфа.  Мы долго молча  отступали ,

                             Досадно  было  , боя ждали ,

                            Ворчали  старики:

                            «Что ж мы ? на зимние квартиры ?

                            Не  смеют , что  ли , командиры

                           Чужие  изорвать  мундиры

                           О русские  штыки?»  

                       

                        И  вот  нашли  большое  поле:

                       Есть  разгуляться   где  на  воле!

                            Построили редут.

                      У   наших  ушки на  макушке!                                                                                                                             

                       Чуть  утро  осветило  пушки

                       И  леса  синие  верхушки –

                         Французы  тут как тут.

 

                      Забил  снаряд я в пушку туго

                      И думал: угощу я друга!

                        Постой- ка, брат  мусью!

                      Что тут  хитрить , пожалуй к бою;

                      Уж мы  пойдём   ломить  стеною ,

                      Уж постоим  мы  головою

                             За родину  свою!

4ученик.

Русские солдаты хотели и ждали честного сражения на открытом пространстве и сосредоточенно к нему готовились. Русская армия до Бородинского сражения терпела поражение.

6 – строфа.     Два дня мы были в перестрелке.

                         Что  толку  в этакой  безделке?

                            Мы  ждали третий день.

                        Повсюду  стали  слышны  речи

                       «Пора добраться до картечи!»

                      И вот на поле  грозной  сечи

                          Ночная пала  тень .                                      

5 ученик.

А французы, наоборот, до Бородина поражения не знали, поэтому беспечно «ликовали».

7 – строфа.    Прилёг вздремнуть  я  у  лафета,

                        И  слышно  было  до  рассвета ,

                        Как  ликовал француз .

                        Но  тих  был  наш бивак  открытый:

                        Кто  кивер  чистил  весь  избитый:

                         Кто  штык  точил , ворча  сердито,

                            Кусая  длинный  ус.                                                                  

6 ученик.

С огромным уважением, восхищением и любовью вспоминает старый солдат полковника, погибшего на поле брани вместе со своими солдатами.

8 – 9 – строфа.   И только  небо засветилось ,

                               Всё  шумно вдруг  зашевелилось,

                                    Сверкнул  за строем строй. 

                                Полковник  наш  рождён был хватом:

                              Слуга  царю , отец  солдатам…

                               Да , жаль его : сражён  булатом,

                                          Он  спит   земле сырой .

 

                                И молвил  он , сверкнув очами :

                             -«Ребята!   Не Москва  ль за нами?

                                Умрёмте ж под  Москвой ,

                              Как  наши братья  умирали !»

                            - И умереть мы обещали ,

                              И клятву  верности  сдержали

                                     Мы  в Бородинский   бой.

7 ученик.

Перед боем русские войска ещё более крепко сплотились, ведь их объединяло чувство любви к родине, боль за поражение, опасность, которая грозит стране.

10 -11 – строфа.   Ну ж  был  денёк ! Сквозь  дым  летучий

                                 Французы  двинулись, как  тучи ,

                                       И всё  на наш редут .

                                  Уланы  с  пестрыми  значками ,

                                  Драгуны  с   конскими  хвостами,

                                  Все  промелькнули  перед  нами ,

                                  Все  побывали  тут .

 

                                  Вам  не видать  таких  сражений!..

                                Носились  знамена,  как  тени ,

                                     В дыму  огонь  блестел ,

                                 Звучал  булат, картечь  визжала ,

                                  Рука  бойцов  колоть  устала ,

                                 И  ядрам  пролетать мешала

                                     Гора  кровавых тел.                                                         

8 ученик

Не скрывая кровопролитности и трудности битвы, рассказчик говорит о ней все же с гордостью.

12 – 14 – строфа.    Изведал  враг в тот  день немало ,

                                     Что  значит русский  бой удалый,

                                        Наш  рукопашный   бой !..

                                    Земля  тряслась – как наши  груди ,

                                     Смешались  в кучу  кони , люди,

                                       И залпы  тысячи  орудий

                                       Слились в протяжный  вой...

 

                                    Вот  смерклось . Были  все готовы

                                   Заутра   бой  затеять  новый

                                           И  до конца  стоять…

                                    Вот затрещали  барабаны –

                                  И  отступили  басурманы.

                                  Тогда  считать мы стали  раны ,

                                      Товарищей  считать.

 

                                  Да , были  люди в наше время ,

                                Могучее, лихое  племя: 

                                       Богатыри – не вы!

                                Плохая им  досталась  доля :

                               Немногие  вернулись с поля .

                                Когда б на то не Божья  воля ,

                                Не отдали б Москвы!

9 ученик.

Мужество, героизм воинов, отстоявших отчизну…

Все.  Всегда для нас пример!


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Однокоренные слова
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
Прощание с начальной школой.
«Я много мудрых слов сказал».
Интервью с Алиби Джангильдиным
М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь поэта.
Майор привёз мальчишку на лафете
Дружба народов за свободу
Наурыз – той Классный час
Знаешь ли ты творчество М.Ю.Лермонтова?
Бөлім: Уроки / Сыныптан тыс жұмыстар | Көрсетілім: 3123 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык