|
|
Состав слова
Алматы облысы
Еңбекшіқазақ ауданы
Балтабай ауылы
Балтабай орта мектебі
орыс тілі пәні мұғалімі
Балгабекова Саян Ашубасаровна
Орыс тілі \қазақ тілінде білім алатын оқушыларға\
Цели урока:
- образовательная: обобщить и систематизироватьзнания и умения учащихся по разделу «Состав слова. Словообразование»;
- развивающая: развитие умений и навыков нахождения однокоренных слов и разбора слов по составу; развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
- воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников чувства дружбы, доброжелательности.
Тип урока:урок обобщения и систематизации
Оборудование: компьютер, слайды, учебник , постеры, маркеры, стикеры
Ход урока:
1.Организационный момент
Ученики встают в круг, берутся за руки и говорят друг-другу комплименты
Учитель говорит комплименты всем
2.Проверка домашнего задания:
- проверка выполнения упр.3 стр. 86 (2 ученика у доски).
- Индивидуальные задания:
А) Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Лето, сад, водный,летник, вода, садовый, летний, водовоз, садовник.
В) Подобрать однокоренные слова к слову:жёлтый, белый.
- Орфографическая разминка.
Запись под диктовку: раздать, рассказать, раскрасить, сделать, сберечь, прочитал, довёз, собрал.
Задание: выделить приставки и объяснить ихнаписание.
Проверка по слайду.
4.Тема урока «Состав слова. Словообразование».
- Эпиграф к уроку.(Слайд)
«Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево».
М.Горький
О каком дереве идет речь? Речь идёт о словообразовательном дереве.
Вокруг нас растёт множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке у слова есть корень, а от него берут своё начало многочисленные веточки. Вам сейчас предстоит составить словообразовательное дерево от корня – снег. (Выполняется устно)
Эпиграф к уроку.
Поймите, люди всей земли:
Вражда - плохое дело.
Живите в дружбе меж собой,
Нет лучшего удела.
А.Навои
6.Вступительная беседа.
-Сегодня на уроке мы не только повторим и закрепим тему «Состав слова.Словообразование», вспомним части слова, однокоренные слова, как образуются слова, но и поговорим о дружбе.
Что такое дружба? (ответы учащихся).
Существует дружба между народами разных стран. Есть и такая дружба, которая связывает навеки двух людей. И где бы ты ни был, ты всегда чувствуешь плечо друга.
- Выразительное чтение текстов о дружбе ( тексты с заданиями по вариантам).
Текст 1.
Дружба – это великое чувство между людьми. Дружба приносит пользу всему народу. Друг познается в беде, работе, учении. Если ты дружишь с хорошим человеком, то стараешься во всем походить на него. Друг поможет в любую погоду.
Текст 2
Друг – это близкий тебе человек. Он тебя хорошо понимает и всегда готов помочь.Крепкая дружба делает людей сильными.
Умей дорожить доверием друга.
Задания к текстам:
- Выписать из текста №1 однокоренные слова и разобрать их по составу.
- Подобрать однокоренные слова к выделенному слову в тексте №2.
8.Мини – тест «Согласны вы ли с утверждениями?» (на листочках).
1.Окончание – это часть слова, которая образует новые слова
2.Приставка – часть слова, которая образует новые слова.
3.Слова: вода, водитель – однокоренные слова.
4.Словопришкольный – образовано приставочным способом.
5.Слова дом, дома, в доме – формы слова.
6.Корень – это общая часть слова родственных слов.
7.Слова гора, гореть – однокоренные слова.
8.Основа – это часть слова без окончания.
9.Слова школа, школьник – формы слова.
9.Фронтальный опрос
1.Какой раздел науки о языке изучает состав слова?
2.С чего начинают разбор слова по составу?
3.Что такое окончание, основа слова?
4.Какие слова называют однокоренными?
5.Назовите способы образования слов.
- Задание. Определите, как образованы следующие слова(слайд)
Развесёлый
Подсвечник
Лесовоз
Машинистка
ТЮЗ
кресло-кровать
птицефабрика.
11.Физкультминутка.
12.Работа по учебнику (выполнение упражнения 5 стр 86)
Задание: из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную О или Е. Объясните свой выбор.
1 ряд -Лист, падать; птица, ловить; лёд, колоть; дождь, мерить;
2 ряд - луна, ходить; газ, проводить; вода, падать; пчела, водить;
3 ряд - животное водить; сам, варить; атом, ходить; бензин возить.
13.Выполнение заданий на карточке
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется |
|
2 |
Общая часть родственных слов называется… |
|
3 |
Как называется часть слова без окончания? |
|
4 |
Какое окончание в слове “видел”? |
|
5 |
С помощью какого суффикса образовано слово “помощник”? |
|
6 |
Какой корень в слове “маленький”? |
|
7 |
Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются… |
|
8 |
Каким способом образованы слова: самолет, паровоз,пчеловод? |
- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3).
– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
- Работа над пословицами (слайд).
- Соедините части пословиц. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Друга ищи,…. а найдешь – береги.
Друга иметь,… себя не жалеть.
Старый друг …лучше новых двух.
Дерево живет корнями, …а человек друзьями.
- Подведение итогов урока:
Составление синквейна
- 1 Выставление оценок.
Рефлексия.На стикерах написать и приклеить на оценочной доске
Что мы сегодня повторили?
Что было особенно интересно?
Что вызвало затруднения?
17.Задание на дом: написать эссе «Как я понимаю слова «настоящий друг».
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |